СТАТЬИ

Родные берега Натальи Тюкиной

Юлия Муравьева •  31 марта 2022

Берега, берега, берег этот и тот,

Между ними — река моей жизни.

Между ними река моей жизни течёт,

От рожденья течёт и до тризны.

Ю. Рыбчинский

Строки стихов Юрия Рыбчинского стали эпиграфом к альбому и дали название нескольким выставкам Натальи Тюкиной – самобытного художника, талантливого учителя, мудрого человека… В её руках оживало дерево и начинал говорить камень.

Родные берега… Образ берега как символа надежды и веры в нескончаемом потоке жизни рефреном проходит через всё творчество автора. Из воспоминаний Натальи Дмитриевны Тюкиной: «Берега Волги. На одном — белые, на другом — красные. Мой дед, Фёдор Иванович Осипов, будучи капитаном, соединял два берега. Разделившиеся сельчане (с. Золотое Саратовской области) стреляли в него. Когда умирал от ран и тифа, говорил, что “я за Россию”». «Берег, оберег, берегиня — истоки защиты. Жалею, что размывается русский берег, как бы он ни был затоплен совсем». «Всё моё творчество — поклоны любимым людям, Родному Русскому Берегу».

В творчестве Натальи Тюкиной доминируют две темы — литературная и народная, каждая из которых раскрывается автором по-своему.

Работая в разных материалах (камень, дерево, глина), мастер находит для каждого решения образа свои объёмные композиции, нередко очень контрастные: от маленьких камерных фаянсовых работ — до брутальных, рубленых скульптур из дерева. К последним можно отнести портреты русских писателей Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.Г. Распутина и философа бессмертия Н.Ф. Фёдорова.

Тема деревни и простых людей из народа — одна из ведущих в творчестве скульптора. Старики в телогрейках и валенках, старухи в платках, ребятишки, коза… Работы, выполненные в дереве и раскрашенные темперной краской, очень характерны, в них сама соль русской жизни – нелёгкой да горькой, стойкой и терпеливой. Милая, родная, старая русская деревня, уходящая навсегда.

Многие скульптурные композиции изображают православные сюжеты и посвящены простым христианам, святым и праведным: «Андрей Рублёв», «Патриарх Московский и всея Руси Гермоген», «Матушка Феврония», «Саженцы. Инокиня Елена», «Памяти святителя Феофана-затворника», «Жёны-мироносицы», «Послушница», «С куличом. К Пасхе», «Православные», «Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)». В каждой работе автор по-своему подчёркивает характер образа, причём варианты решения очень разнообразны: от аскетичного «Андрея Рублёва» — до орнаментальной и яркой «Инокини Елены».

Русская поэзия всегда вдохновляла художника: «…скульптор ищет пластическое соответствие волнующим её образам поэзии, в ритме форм и фактурной обработке поверхности добиваясь созвучия стихотворной мелодике». Любимые классики и современники: Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Марина Цветаева, Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Сергей Есенин, Владимир Высоцкий, Игорь Тальков — становятся главными героями произведений мастера.

Скульптор превосходно чувствует материал и его возможности. Сила камня передаётся даже небольшим по размеру работам, делая их образы монументальными («А. Ахматова. “Реквием”», «М. Цветаева. “Забудешь ты мой профиль…”», «Пред дверьми храма Твоего предстою…»).

Пластичную глину автор часто использует для создания стилизованных и гротескных композиций, при этом нередко подчёркивает детали цветом («Гоголевский театр», «Старосветские помещики», «А. Пушкин. Летом в деревне», «Сергуня»).

Интересны и живописные работы автора. Сама Наталья Тюкина искренне признаётся: «Живопись для меня — как отдушина». Полевые цветы, белый шиповник, цветущая сирень и садовые розы, пейзажи родного края… В станковых композициях и этюдах звучат лирические нотки, передающие разные оттенки настроения. Натюрморты отличает своеобразное сочетание реалистического и декоративного приёмов в решении колористической композиции.

Наталья Тюкина не только яркий и талантливый художник, но и прекрасный педагог: более 30 лет она была ведущим преподавателем рисунка в Рязанском художественном училище им. Г.К. Вагнера. Она учила молодых художников мыслить конструктивно, строить рисунок, внимательно изучать пластическую анатомию и натуру, оставаясь приверженцем академических традиций.

Ряд портретов и скульптурных композиций Натальи Тюкиной изображает коллег по работе и друзей, среди которых фотохудожник Евгений Каширин, искусствовед Степан Михайлович Степашкин, историк Борис Сафронов, художники Виктор Корсаков и Александр Ковалёв. Привлекают внимание яркие и живые сюжетные групповые композиции «День рождения. У В.Е. Куракина», «Педсовет».

Несколько автопортретов, вырезанных из дерева, представляют нам человека-труженика, для которого вся жизнь — работа, физическая и духовная, внутренняя работа над собой.

Изучение творческого наследия скульптора, несомненно, представляет большой интерес. Искусствоведами неоднократно отмечалось, что «проблемы преемственности культурных традиций, духовной связи поколений, образы русских поэтов “золотого” и “серебряного века”, а также православные сюжеты получили в творчестве Натальи Тюкиной неповторимо личное истолкование. Характерная серьёзность и доверительность интонации неизменно выделяют работы скульптора среди других авторов» (И.Н. Денисова).

У каждого этапа жизни — свой берег, своя пристань, и каждый человек, пытаясь найти смысл жизни, прежде всего ищет счастья для себя, но не каждый находит. Может, в этом и есть смысл — вечно искать счастье, следуя от берега к берегу, от пристани к пристани?. . А может, важнее — дарить это счастье другим, как делала Наталья Дмитриевна Тюкина, вдохновляя своим творчеством учеников и открывая в их жизни новые горизонты берегов.

Смотреть электронную версию альбома


Юлия Муравьёва, кандидат искусствоведения, член Ассоциации искусствоведов России