17 октября в выставочном зале Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина состоялось открытие выставки известного русского гравёра, иллюстратора Василия Масютина «Офорт. Ксилография». Здесь представлено более 60-ти экспонатов из коллекции известного любителя и собирателя гравюры Владимира Гурьевича Беликова (г. Москва).
С открытием выставки рязанцев поздравила директор художественного музея Марина Котова, выразившая надежду на продолжение сотрудничества с коллекционером.
«Эта выставка интересна и профессионалам, и людям разного возраста, потому что работы этого художника малоизвестны, как и его имя. Будет интересно узнать и о его работах, и о личности мастера», — отметила она.
Нина Павлова, куратор выставки Рязанские зрители сегодня впервые знакомятся с творчеством очень крупного мастера русской печатной графики. Поскольку Масютин был эмигрантом, его имя оказалось надолго вычеркнутым из истории отечественного искусства. Перед нами автор очень своеобразный. И только сейчас, после выставок этого необычного мастера, он по праву занял принадлежащее ему место среди лучших графиков XX века |
Графическая манера художника сложилась под влиянием лучших работ европейских мастеров. Неслучайно гравёр завоевал репутацию «русского Гойи». Для его работ характерны сложность композиционного построения и образов, насыщенность символами, острый гротеск и внутренняя экспрессия.
Часто художник запечатлевает человеческие пороки, слабости и заблуждения. Он показывает жизнь людей без прикрас: на его полотнах много неэстетичных тел, тучных или же, наоборот, остроугольных, отталкивающих своей безобразностью. Жадные глаза, сальные улыбки, искаженные от боли лица — всё это заставляет зрителя остановиться и задуматься, характеризуя художника как мизантропа.
Характерно отличается от предыдущего представленный на выставке цикл работ-иллюстраций Василия Масютина, созданный к произведению А.С. Пушкина «Сказка о Золотом петушке» в технике ксилографии с последующей авторской раскраской акварелью. Цикл создан под влиянием народных лубков и народных картинок в яркой, гротесковой манере. И здесь перед нами уже другой человек — полный жизненных сил и свежего, яркого взгляда на жизнь.
Выставка «Василий Масютин. Офорт. Ксилография» будет работать до 17 ноября.
Справка:
Василий Масютин (1884-1955) — выдающийся, глубоко оригинальный художник, гравёр, теоретик искусства и писатель. Родился в Риге 29 января 1884 в семье генерала Н.К. Масютина. Окончил Киевский кадетский корпус и Михайловское артиллерийское училище в Петербурге. Вышел в запас в звании подпоручика в 1907 году.
Участник выставок с 1908 года. С 1908 по 1914 год занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где изучил технику офорта. Был членом «Союза русских художников» (с 1914). Два года с 1914 по 1916 год провел на фронтах Первой мировой войны. В 1919 обратился к ксилографии и литографии. Выполнил циклы гравюр на дереве к собственным фантастическим романам «Царевна Нефрет» и «Дни творений», а также к книгам «Дон Жуан» Э.-Т.-А. Гофмана (изд. 1918) и «Иван в раю» А.В. Луначарского (изд. 1920). В 1920 году, приняв латвийское гражданство, эмигрировал и с 1921 обосновался в Берлине. Активно работал как иллюстратор, оформляя немецкие переводы А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.А. Блока, Б.А. Пильняка, А.М. Ремизова и других авторов. Живя в Германии, часто выступал в сфере прикладной графики (помимо книжного дизайна рисовал торговые марки, этикетки, театральные и рекламные плакаты). Оформил спектакль труппы М.А. Чехова «Дворец пробуждается» по мотивам русских сказок (Париж, 1931). Занимался скульптурой. Летом 1945 был арестован советскими властями по подозрению в связях с украинскими националистами и провёл более года в лагере Заксенхаузен. После подобной «проверки на лояльность» получил крупные официальные заказы, исполнив к концу 1940-х годов памятник М.И. Глинке на берлинском Русском кладбище и скульптурный декор нового здания советского посольства.
Умер в Берлине 25 ноября 1955.
Нвталья Гудкова
|