ОБЗОРЫ

«Офорт. Ксилография». В Рязани открылась выставка гравёра и иллюстратора Василия Масютина

19 октября 2019 •  Выставочный зал областного художественного музея

17 октября в выставочном зале Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина состоялось открытие выставки известного русского гравёра, иллюстратора Василия Масютина «Офорт. Ксилография». Здесь представлено более 60-ти экспонатов из коллекции известного любителя и собирателя гравюры Владимира Гурьевича Беликова (г. Москва).

С открытием выставки рязанцев поздравила директор художественного музея Марина Котова, выразившая надежду на продолжение сотрудничества с коллекционером.

«Эта выставка интересна и профессионалам, и людям разного возраста, потому что работы этого художника малоизвестны, как и его имя. Будет интересно узнать и о его работах, и о личности мастера», — отметила она.

Нина Павлова, куратор выставки
Рязанские зрители сегодня впервые знакомятся с творчеством очень крупного мастера русской печатной графики. Поскольку Масютин был эмигрантом, его имя оказалось надолго вычеркнутым из истории отечественного искусства. Перед нами автор очень своеобразный. И только сейчас, после выставок этого необычного мастера, он по праву занял принадлежащее ему место среди лучших графиков XX века

Графическая манера художника сложилась под влиянием лучших работ европейских мастеров. Неслучайно гравёр завоевал репутацию «русского Гойи». Для его работ характерны сложность композиционного построения и образов, насыщенность символами, острый гротеск и внутренняя экспрессия.

Часто художник запечатлевает человеческие пороки, слабости и заблуждения. Он показывает жизнь людей без прикрас: на его полотнах много неэстетичных тел, тучных или же, наоборот, остроугольных, отталкивающих своей безобразностью. Жадные глаза, сальные улыбки, искаженные от боли лица — всё это заставляет зрителя остановиться и задуматься, характеризуя художника как мизантропа.

Характерно отличается от предыдущего представленный на выставке цикл работ-иллюстраций Василия Масютина, созданный к произведению А.С. Пушкина «Сказка о Золотом петушке» в технике ксилографии с последующей авторской раскраской акварелью. Цикл создан под влиянием народных лубков и народных картинок в яркой, гротесковой манере. И здесь перед нами уже другой человек — полный жизненных сил и свежего, яркого взгляда на жизнь.

Выставка «Василий Масютин. Офорт. Ксилография» будет работать до 17 ноября.

Справка:

Василий Масютин (1884-1955) — выдающийся, глубоко оригинальный художник, гравёр, теоретик искусства и писатель. Родился в Риге 29 января 1884 в семье генерала Н.К. Масютина. Окончил Киевский кадетский корпус и Михайловское артиллерийское училище в Петербурге. Вышел в запас в звании подпоручика в 1907 году.

Участник выставок с 1908 года. С 1908 по 1914 год занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где изучил технику офорта. Был членом «Союза русских художников» (с 1914). Два года с 1914 по 1916 год провел на фронтах Первой мировой войны. В 1919 обратился к ксилографии и литографии. Выполнил циклы гравюр на дереве к собственным фантастическим романам «Царевна Нефрет» и «Дни творений», а также к книгам «Дон Жуан» Э.-Т.-А. Гофмана (изд. 1918) и «Иван в раю» А.В. Луначарского (изд. 1920). В 1920 году, приняв латвийское гражданство, эмигрировал и с 1921 обосновался в Берлине. Активно работал как иллюстратор, оформляя немецкие переводы А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.А. Блока, Б.А. Пильняка, А.М. Ремизова и других авторов. Живя в Германии, часто выступал в сфере прикладной графики (помимо книжного дизайна рисовал торговые марки, этикетки, театральные и рекламные плакаты). Оформил спектакль труппы М.А. Чехова «Дворец пробуждается» по мотивам русских сказок (Париж, 1931). Занимался скульптурой. Летом 1945 был арестован советскими властями по подозрению в связях с украинскими националистами и провёл более года в лагере Заксенхаузен. После подобной «проверки на лояльность» получил крупные официальные заказы, исполнив к концу 1940-х годов памятник М.И. Глинке на берлинском Русском кладбище и скульптурный декор нового здания советского посольства.

Умер в Берлине 25 ноября 1955.

Нвталья Гудкова