В выставочном зале картинной галереи представлено около тридцати работ московской художницы Марии Богачевой, объединенных в цикл «Космизм народного костюма». Для создания этих произведений художница обращается к исторической женской одежде, головным уборам. Например, в картинах «Италмас» и «Рыжая кобыла, или Удмуртские женщины» прослеживаются мотивы удмуртского народного костюма. Женский народный костюм — это одеяния, хранящие в себе глубокие смыслы; каждый предмет, его форма, цвет и орнамент имели значение: одну из природных стихий (землю, небо, солнце, воздух), природный цикл (весна, осень, сев, жатва). Символы в орнаменте имели сакральную функцию и служили оберегами. О статусе женщины в обществе можно было судить по ее одежде. Понимание комплекса символов в народном костюме — это понимание связи нашей земной жизни с жизнью всего Космоса и осознание того, что мы являемся его неотъемлемой частью. Для Марии Богачевой народные образы являются источником вдохновения, в своих картинах она их стилизует, перерабатывает, выбирая из них самое главное — «пластическую квинтэссенцию». Фигуры на холстах художника статичны, это сделано для того, чтобы передать состояние покоя и ощущение вечности, сделать изображаемых героев более загадочными. В картинах из проекта «Космизм народного костюма» автор обращается к христианской духовной литературе — в произведении «Многоценная жемчужина» символическим языком изложен смысл евангельской притчи о купце, покупающем драгоценные жемчужины. А в работе «Мать сыра земля», помимо изображения Рязанского женского головного убора «рогатая кичка», художница передает свое впечатление от слов из Ветхого Завета: «Земля еси, и в землю отыдеши». Источник: culture.ru |