Выставка графических и живописных работ художника Марка Николаевича Порунина откроется в Спас-Клепиковском отделе Государственного музея-заповедника С.А. Есенина и будет работать в течение двух месяцев.
На выставке представлено более 40 работ автора, переданных в фонды музея-заповедника С.А. Есенина два года назад дочерью художника Младой Марковной Поруниной. Это портреты Сергея Есенина, а также серия акварелей, сюжеты которых перекликаются с произведениями поэта. Жизненная сила, абсолютная творческая свобода и неподдельный неожиданный юмор нашли воплощение у мастера в его графических листах, посвящённых С.А. Есенину.
Часть акварелей — своеобразный отклик на поэтический текст, порой буквальный, следующий строке. Иные же работы, идущие только изнутри, по велению сердца самого художника, не являясь иллюстрациями к стихам поэта, тем не менее вызывают у человека желание соотнести их с поэзией С.А. Есенина, к примеру, «Петух красный на заборе», «Соловей и роза», «Синий май...» (1970 г.) Поистине восточной экзотикой, мягким, мудрым юмором дышат акварели, навеянные циклом стихов С.А. Есенина «Персидские мотивы» («Лунным светом Шираз осиянен...», «Я б порезал розы эти...», «В Хороссане есть такие двери, где обсыпан розами порог...»).
Манера художника воспринимать вещи и тексты есенинских произведений отличается специфической добродушностью, склонностью к шутке, проказливости, «лукавой простоватости», смеси иронии и чувствительности («Я по первому снегу бреду...», «Хорошо лежать в траве зеленой...», «Я красивых таких не видел...» и другие). Однако с трактовками этих образов тут же соглашаешься — столь они убедительны.
Впечатляет своеобразная музыкальность акварелей. Работы притягивают к себе, интригуют, воздействуя сначала на эмоциональном уровне и постепенно приоткрывая многоплановое содержание. Ценность приобретённых листов — в их поэтической ассоциативности. Просмотрев работы, зритель проникается желанием глубже постичь Есенина, увидеть в его поэзии то, что взволновало художника. |