СТАТЬИ

Земные клады Татьяны Власовой

Юлия Муравьёва •  28 декабря 2020

Иногда нужно обойти весь мир, чтобы понять,

что клад зарыт у твоего собственного дома.

Пауло Коэльо

У каждого в жизни есть свои клады: первое путешествие, первый закат на море, первая весна с любовью в сердце, первый глоток воды из родника, первый шаг к храму... Каждый день — маленький или большой клад, и мы сами решаем, каким он будет: останется навсегда в памяти или проскользнёт незамеченным.

Творчество Татьяны Власовой известно и любимо многими. Её работы узнаются на выставках благодаря своеобразному живописному почерку: художник всегда придерживается особенной цветовой гаммы, умеет обобщить и увидеть главное в картине, создать настроение, почувствовать характер, подчеркнуть важные детали. Любимые жанры — пейзаж, натюрморт, портрет. Натурные композиции автор часто дорабатывает, используя их как основу для продолжения фантазий на выбранную тему. А тем у художника Татьяны Власовой всегда много.

Страсть к путешествиям, живые яркие впечатления от поездок получают продолжение в набросках, этюдах, станковых композициях. И вот перед нами Флоренция под золотым небом, романтичные улочки и каналы Венеции, согретые жарким воздухом вечера Сорренто, колоритные итальянские дворики, пёстрые восточные базары Туниса... И в каждой работе мы чувствуем присутствие автора. Художник будто негромко разговаривает со зрителем, приглашая его прогуляться и ощутить упоительную красоту и радость живого впечатления: «Солнечная Венеция» (1998), «Вечер в лагуне» (2002), «Итальянский дворик» (1997), «Улочка в Беллуно» (2000), «Красные гондолы» (2002), «Тунис. Рибат» (2007), «Восточный рынок» (2006), «Тунис. Улочка в Сусе» (2007). «Венеция. Мелодия» (2017), «Вечер в Сорренто» (2018), «Флоренция. Под небом золотым» (2018), «Венеция. Кампо Маргарита» (2017).

Работы, пропитанные своеобразной экзотикой дальних путешествий, контрастируют с близкими и добрыми образами родного края. Русская зима и пейзажи с ослепительно белым снегом, звонкие и солнечные летние мотивы, маленькие домики тихих деревушек, спокойные провинциальные улочки Касимова и Рязани, церкви, колокольни, купола... И в этих тёплых работах художник раскрывается уже совсем по-другому. Искренне, с нежной любовью и трепетным чувством Татьяна Власова передаёт тонкое ощущение грусти от уходящего времени и милое предчувствие радости от желания это время остановить: «Тырновские домики» (1986), «Тёплое солнце зимы» (1996), «Тихий вечер» (1994), «Касимов. Дом у реки» (1995), «Касимов. Соборная площадь» (1996), «Светлый день» (1997), «Мартовский вечер» (1995), «Тепло» (1993), «Тихий вечер в Касимове» (1996), «Зимнее подворье» (2001), «Розовое утро» (2006), «Чай в саду» (2001), «Лето в деревне» (2003).

Особенное место в творчестве автора занимает натюрморт. В этом жанре художник часто создаёт серии, посвящённые определённой тематике. Так родились необычные «Скопинские сказы» (2010 — 2011). Серия включает пять работ: «Весенняя песня», «Шелемишевский лес», «Хранители», «Ночь на Ранове», «Зимняя тишина». Все холсты объединяет общее композиционное решение и одинаковый формат. Первый план занимают сказочные скопинские кувшины. Натюрморт дополняют сухие букеты, фрукты, различные керамические фигурки. Всё очень «вкусно» собрано и звучит в тонко подобранной художником цветовой гамме. Цветовую гармонию поддерживают пейзажи, на фоне которых написаны стоящие на окне предметы. Автор как бы объединяет два жанра — натюрморт и пейзаж, сочиняя яркие и образные композиции картин.

В новой серии — «Клады Старой Рязани» (2020) — художник снова экспериментирует, расширяя границы жанра. Автор создаёт живописное эпическое повествование о былых временах. Серебряные колты, бармы, глиняные кувшины, фрагменты архитектурных деталей древних храмов... и негасимая свеча — символ вечной памяти. Предметы первого плана органично соединены с пейзажным фоном — видами Старой Рязани. Крупные пятна тёплых и холодных цветов мастер деликатно прорабатывает мягкими мазками, создавая тонкую игру контрастов. В работе гармонично сосуществуют цветовая сдержанность и декоративность.

Тема Рязани и её исторических мест любима автором. Хочется отметить триптих «Рязань белокрылая» (2001) и панорамный пейзаж «Праздничный день. Покров» (2002), где образ величественного Рязанского кремля представлен в роскошном зимнем пейзаже и в золотом убранстве осени.

Многие работы художника можно рассматривать как серии. Среди различных натюрмортов выделяются натюрморты-образы, написанные под впечатлением путешествий и представленные предметами, раскрывающими тему странствий: «Натюрморт из Туниса» (2006), «Испанский веер» (2010). Интересна серия цветочных натюрмортов, где каждая работа — это затейливая композиция, передающая образ цветка: нежная ветка груши, горделивые розы и лилии, роскошные люпины, пушистые хризантемы, милые букеты полевых ромашек и васильков. Деревенские натюрморты также можно объединить в серию, в которой главное место занимают простые предметы быта и овощи: «Бутылки и чеснок» (2002), «Натюрморт с белой кружкой» (2009), «Голубая тыква» (2000), «Натюрморт с чесноком» (2002), «Натюрморт с тыквами» (2002). Серия утренних натюрмортов представлена работами «Зелёный чай» (2003) и «Чёрный кофе» (2003).

Портретный жанр нельзя назвать ведущим в творчестве Татьяны Власовой, однако работы, изображающие родных и близких ей людей, подкупают душевной теплотой и искренностью: портрет дедушки Сергея Степановича Денисова (1986), портрет сына — «Ванюша Власов» (1986), портрет фронтовика отца — «Папа П.С. Денисов» (2005), портрет двоюродной сестры Лены (1989). Среди автопортретов хочется выделить ранние — «Портрет с цветами» (1983), где художница создаёт свой романтический образ в лёгком розовом платье с кружевным воротничком, и «Автопортрет у холста» (1982), написанный в строгой классической манере.

Татьяна Власова — художник разноплановый. В её творческой судьбе много интересных линий. Желание духовного и творческого созидания стало главным мотивом для начала многолетней работы (2004–2012) над росписью и поновлением фресок церкви Успения Богородицы в родном селе Инякино Шиловского района Рязанской области. Монументальные композиции мастера выверено-каноничны и празднично-красочны. Изображая библейские истории и создавая образы святых, художник строго следует традициям русской церковной живописи. Проделанная автором работа поражает масштабностью и размахом. Второй значительной работой в этом направлении стала роспись церкви Святого Георгия в селе Поляны Скопинского района.

Татьяна Власова известна не только как художник, но и как талантливый педагог и общественный деятель. На протяжении многих лет (1981–2014) она преподавала специальные дисциплины в Рязанском художественном училище им. Г.К. Вагнера, вела группы дипломников-живописцев, была организатором выставочной площадки галереи «Под сводами». И сейчас Татьяна Петровна продолжает активно принимать участие в художественной жизни нашего города, являясь членом совета Рязанского отделения Союза женщин России и одним из ведущих организаторов таких значительных выставочных проектов, как «Рязанские мадонны» и «Салют, месье Петипа!»

Юлия Муравьёва,
кандидат искусствоведения,
член Ассоциации искусствоведов России