СТАТЬИ

«Рязань — край берёзовый»

Велимир Федотов •  13 ноября 2018

Решением Президиума Академии художеств от 4 сентября 2018 года медалью «Шувалов» — одной из наиболее высоких наград для лучших художников страны, носящих имя основателя Академии художеств — был награжден Велимир Иванович Федотов за активную педагогическую, творческую и общественную деятельность, а также в связи со 100-летием Рязанского художественного училища им. Г.К. Вагнера. Подписана награда Президентом Академии З.К. Церетели.

Этот факт и послужил инфоповодом нашей беседы с художником.

Велимир Иванович — первый официальный, дипломированный дизайнер Рязани с 1968 года, куда он вернулся после окончания факультета «художественный металл» знаменитой «Строгановки» в 1967 г., до этого закончив Рязанское художественное училище им. Вагнера. И сразу первой же его серьёзной работой в 1968 году стал дизайн-проект ворот Станкостроительного завода и «созвучной» с ними ограды парка Гагарина в Приокском, сохранившихся без изменений до сих пор. Далее был ряд серьёзных и грамотных работ, на долгие годы определявших облик нашего города: дизайн-проект в рязанском Дворце бракосочетания, приветственный знак на въезде в Рязань и другие проекты.

Велимир Федотов ведёт активную творческую деятельность, возглавляет творческий союз художников «Мещера», организовывает выставки в Рязани и других регионах. Он активный участник городских проектов и, имея непосредственное отношение к брендированию города в той или иной степени, имеет, что предложить — как минимум, для обсуждения. Несколько лет назад Федотов разработал культурно-туристический бренд региона, — и положил его в стол, поскольку чиновники, которым он его показывал, уверили его, что регион не нуждается в туристическом бренде, и вообще, всем известный логотип Рязани с тремя куполами, созданный к 900-летию города Вадимом Конопкиным, вполне всех устраивает.

Интерес к туристическому бренду очень велик, и, как ни странно, его у нас все еще нет, сетует Федотов. И он, и его коллеги-художники ищут на доступных ресурсах информацию о городских конкурсах, проводящихся в открытом формате, но поскольку их просто не выкладывают, то находят уже факты о свершихся презентациях, как было в 2013 году, — когда на суд общественности предложили туристический знак «Рязань — край берёзовый» производства ЗАО «Город мастеров» (СПб) (долгое время знак использовался в качестве бренда даже на официальных носителях информации министерства культуры и туризма, полиграфических материалах, в буклетах и путеводителях. При этом, не смотря на большую часть позитивных оценок как общественности, так и профессионалов — он не считался официально принятым брендом: многих смущал «пиксельный» рисунок, стилизованный под вышивку и сути Рязанщины не отражающий — ну нет у нас такого бренда, как рязанская вышивка, есть михайловское кружево, знаменитый кадомский вениз, но отраженные в работе элементы не имеют ни с тем, ни с другим ничего общего, — говорили эксперты).

Ситуация с «внедрением» нового бренда, снова практически без спросу как профессионального сообщества, так и жителей — повторилась и в 2017 году, когда публике, сначала в закрытом формате, для бомонда, затем и повсеместно презентовали ещё один знак, вызвавший на этот раз практически шок у горожан. Им стала буква Р в виде столбика и кружочка от группы молодых энтузиастов. Импровизированное народное голосование прошло в городском паблике «Новости Рязани в Контакте», где горожане выкладывали самые смелые комментарии, на что это похоже, и в первую очередь усматривая некие анатомические символы (знаменитый дизайнер Артемий Лебедев тоже, кстати, в выражениях не стесняется при обсуждении чужих работ). Из проголосовавших 4,5 тыс. человек более 90% логотип, мягко говоря, не одобрили. Кстати, и до презентации логотипа горожане уже лицезрели его на остановках и троллейбусах, впрочем, не понимая, что всё это значит. Между тем, новый бренд Рязани один в один повторил — и по графическому решению, и по концепции, если вообще о ней можно в данном случае говорить, — логотип косметической фирмы Repavar, намекнул на отклоненный бренд Олимпиады-2020 в Токио дизайнера Кенджиро Сано, и другие моменты.

Во время первой презентации представители сферы культуры региона намекнули на то, что логотип «ни о чём» и «будем искать». Зато творение местных самородков понравилось губернатору (тогда ещё врио), одобряющему всё новое и инновационное, и пошло в жизнь. Так, самым большим успехом буквы Р в качестве уже не просто туристического логотипа, а практически знака всего региона стало его представление на I Международном форуме древних городов, который впервые объединил в России участников из 47 городов возрастом более 500 лет из 14 стран мира (второй форум также намечен на август следующего года, и есть большая вероятность, что все это повторится). Под эгидой этого знака, практически, и выступила Рязань — им были украшены инсталляции, раздаточные материалы, «под флагом буквы Р» инициативная группа разработчиков провела инновационную Школу-лекторий на Форуме (опыт, кстати, понравился и горожанам, и экспертам, интересующимися последними тенденциями городского благоустройства).

Между тем, в официальном письме министерства культуры и туризма на запрос того же Федотова ответили, что никакой бренд официально не принят и поиски решения будут продолжаться (без указания где и когда — прим. ред.).

— Нам представили уже готовое решение — говорит дизайнер, как в этот раз, так и в прошлый. Да, было какое-то обсуждение — но это уже потом, по факту, при этом количество не принявших этот знак не учитывается. По факту, не было никакого открытого конкурса на туристический бренд, информации где-либо, которую мы искали на всех доступных ресурсах.

— Что такое «Р» — это и Ростов, и Ржев, и масса всего, это абсолютно не отражает сути нашего уникального региона (разработчики этого лаконичного шедевра, впрочем, попытались учесть этот момент, приложив к логотипу слоган «Рязань больше, чем кажется»). Между тем, бренд должен учитывать и богатую историю края, уникальные природные возможности, заслуги перед Отечеством — так, у нас богатейший «запас» имён научных деятелей, полководцев, путешественников, прославивших наш край не только в стране, но и во всём мире, здесь жили Циолковский, Уткин, Загоскин и т.д. И, конечно же, нельзя забывать про богатейшую культуру — и в первую очередь, при упоминании слова «Рязань» вспоминается берёзовый край, воспетый Есениным: так уж исторически сложилось, что именно это имя привлекает на родину великого поэта туристов со всей России и из-за рубежа. Это так вот нельзя взять и свести на нет, даже в угоду модным тенденциям, что весьма спорно, считает дизайнер.

Я занимаюсь этим больше 25 лет, и многие годы меня интересовал туристический бренд Рязани, продолжает Федотов (далее от первого лица — прим. ред).

У каждой страны и даже многих городов есть стойкие ассоциации, к которым привыкли во всём мире: Россия ассоциируется с образом медведя, Австралия — с кенгуру, Голландия — страна тюльпанов, Япония — страна восходящего солнца, но знаменита она сакурой, в Белоруссии — зубр, там Беловежская пуща, где они обитают. Карелия — страна тысячи озёр. Туманный Альбион — Англия. Герб Канады — кленовый лист, герб Киева — как ни странно, лист каштана. Есть понятия, которые не нужно называть, и все их понимают. Москва — златоглавая, Москва — красная, и даже белокаменная, образ этот исторический, он существует до сих пор. Курский соловей — по исследованиям самые лучшие соловьи, оказывается в Черниговской области на Украине, но почему-то вот в России принято выражение — поёт, как курский соловей; козельский орешек — очень крепкий, устоявший в войне с татарами, и т.д. Всё это грамотно описано в каталогах, фотоальбомах краеведами, искусствоведами и специалистами.

Старая Рязань называлась Рязань косопузая — все знают, крестьяне затыкали топоры за пояс, когда ездили Москву на заработки. Но всё-таки в России нет места, которое претендовало бы более, чей край рязанский, на «страну берёзового ситца», по гениальному поэтическому образу Сергея Есенина. Рязань ассоциируется только с образом Есенина, и весь мир туристический едет в Рязань даже не к Павлову, даже не к Циолковскому, едут в страну Есенина. И вот я тоже взял за основу эмблемы этот образ, где как символ взята ветвь весенней березы. Много лет я над этим думал, наблюдал. Чтобы показать берёзовую ветвь, я ходил годами и обрывал ветки, и, оказывается, я нашел чудо — так сама береза растет, это очень интересный момент. Я даже засушивал их, весенняя береза в апреле, мае — там как раз четыре симметричных листа, так она растет, это потом уже вытягивается пятый.

Так, основу моей эмблемы составила весенняя береза — с четырьмя листьями, каждый лист у меня характеризует определенное понятие: у нас берёзы, мещёрская сторона — это уникальная природа, мещёрский край, который только в Рязанской и Владимирской областях. Второе — ну естественно богатая история, высокая наука — у нас величайшие люди, Циолковский, Павлов, и нобелевские лауреаты, и этим мы гордимся. Культура — высочайшая культура, сколько у нас писателей, поэтов, начиная с Есенина, сколько музыкантов, актеров, в конце концов, знаменитая «Славянка» Агапкина — это наше, рязанское, то есть богатейшая история.

История, природа, культура, наука — вот четыре составляющие, объединённые одним понятием — берёзового края, такого соединения пока нет нигде, ни в одном из когда-либо предложенных знаков.

И я, который больше 25 лет занимался дизайнерской деятельностью, и тоже думал — листики какие-то, кто меня поддержит, и вдруг я нахожу альбом за 2016 год министерства культуры и туризма, и вижу, что такая же практически концепция вошла в основу уже разработанного кем-то туристического бренда, использовавшего тот же подход «Рязань — березовый край». Значит, с кем-то мы сошлись в понятии, а значит, многие это понимают. Но беда-то в чем, это что, вышивка, то есть край берёзовый — а при чём тут вышивка? Есть у нас талантливые мастера, да, я с ними знаком, но вышивка что — Рязань великая? Но ведь самое известная в мире это голландская вышивка, голландское кружево.

То есть я об этом десятки лет думал, а, оказывается, мы с кем-то сошлись в понятии, взяв за основу сам принцип «берёзовый край», так как об этом написал Есенин. И я был поражён, что мы вместе попали в это чувство с Есениным. У меня «Рязань — край березовый»; у него «Рязань — березовый край». Но вышивка не характеризует Рязань, потому что Рязань гораздо богаче — историей, природой, наукой, культурой... как это изобразить. Как это отобразить — не один любой только вариант, скажем, только науку или культуру, а когда все вместе? Я попытался вот этими четырьмя березовыми листьями — ведь уже прониклись этим, что вот, березовый край — он существует.

Об этом много написано, также я изучал вот эти вот альбомы, всю историю Рязани, с момента нашествия Батыя, всех писателей, музыкантов, и ещё раз понял — да мы действительно богатейший край! И я об этом заявляю, предлагая слоганы «Рязань — край берёзовый» и «Рязань — туристический рай».

В своей аннотации к эмблеме я написал: в Рязани и области сложилась благоприятная перспективная туристская инфраструктура разного формата, потому что туризм разный сейчас, о чем сказано в сборниках Культура и туризм Рязанской области за 2016 год. Рязань и край рязанский воистину туристический рай и достойно быть в Золотом кольце России, всё для этого есть, нет только туристической эмблемы.

Ольга Георгиеш