СТАТЬИ

Всё русское воплощено в джазе

Геннадий Филин •  29 января 2019

2-10 февраля горожан ожидают красочные и запоминающиеся дни — «Зимние дни рязанского джаза». Музыкант Геннадий Филин, организатор фестиваля, рассказывает о том, как развивается джаз в России и почему эту музыку оценили официальные лица в управлении культуры. Кроме того, корреспондент Vezdekultura.ru побеседовал с Филиным о новых форматах и проектах к 35-летию его группы — джаз-квартета «Feelin’s», который буквально является синонимом и хедлайнером рязанского джаза.

Расскажите, как сложилась идея провести в Рязани «зимние дни джаза», тем более — на таком высоком уровне, при поддержке власти предержащих?

— Буквально в последние год-полтора некоторые люди, в том числе и я, ощущают, что та энергия, которую в себе несёт джаз, — энергия нового, энергия импровизации, то, что родилось 120 лет назад на рубеже веков, — обретает новые выражения, новую плоть. Это, как бывает со многими явлениями культуры, какой-то внутренний рост. Я почувствовал: что-то такое происходит! И вернулся к организационной деятельности, хотя последние лет 5 занимался только своими концертами... Перемены ощущаются не только в среде музыкантов. Было особенно удивительно, когда летом рязанское управление культуры позвонило и попросило сделать «Вернисаж в стиле джаз» ко Дню города. Ведь это, наверное, впервые в истории, что власть просила сделать джаз-фестиваль. Они остались довольны нашей работой. К тому же, перед фестивалем мы организовали небольшую, но душевную летнюю неделю рязанского джаза, на палубе «Старого города». А теперь решили сделать зимнюю, при поддержке управления культуры. Но я добавлю, что есть ещё несколько проявленных фактов, которые подтверждают, что джазовая музыка в России в состоянии нового роста. В последние годы состоялись два крупнейших форума «Jazz Across Borders» или «Джаз сквозь границы», в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума. Такого в джазовой истории России ещё не было, Игорь Бутман собрал весь российский джаз-актив. Также в России в апреле 2018 года состоялся международный день джаза. Город — мировую столицу джаза ежегодно выбирает ЮНЕСКО. И за особые заслуги звание джазовой столицы присвоили русскому городу Санкт-Петербургу! Так что факты перемен подтверждены и международным сообществом, и усилиями Бутмана. И надо бы сделать так, чтоб органы власти взяли это на вооружение. Ведь джазовая культура — прогрессивная, объединяющая, она несет в себе новое, постоянно обновляется сама...

Как джаз соотносится с понятием «современная музыка» и, наоборот, с музыкой классической?

— Джаз — он ведь основополагающий, это папа и мама современной музыки. И именно он дал нам не до конца проявленное в классике чёткое понимание ритма, импровизации, некоторые вопросы гармонии. Узаконил ритм, свинг, драйв, те же импровизации. В классике это присутствовало в неявном виде. Хотя, конечно, многие классические композиторы, например, Иоганн Бах или Ференц Лист, были импровизаторами. Однако, академическая музыка, как считается, не подвержена импровизации, незыблема. А ведь есть поговорка, что в одну воду не заходят дважды... Джаз это всё поменял.

Расскажите, как и где будут проходить «Зимние дни джаза»?

— Фестиваль пройдет 2-10 февраля в МКЦ, «Фотодоме имени Каширина» и библиотеке имени Горького. В программе «Зимних дней джаза» помимо концертов — кинопоказы, презентации, фотовыставки, творческие встречи. Отдельно упомяну мастер-класс «Дети рисуют джаз» в детской творческой студии «Колибри», а в художественном салоне «На Старом перекрёстке» будет встреча-импровизация «Художники рисуют джаз». Открытие фестиваля в МКЦ 2 февраля — это эстрадно-джазовое шоу, очень зажигательное, неповторимое в своем духе. Здесь споют в сопровождении джаз-квартета «Feelin’s» дети из музыкального театра «Созвездие добра». И вы увидите лучшее степ-шоу России московского театра «Vortex». Я всем рекомендую прийти, степ — это джазовое, виртуозное, тонкое направление в танце. А танцоры «Vortex» — обладатели премии «Все цвета джаза», победители чемпионатов России и мира... 9 февраля, здесь же, в МКЦ, в завершение фестиваля проведём гала-концерт «День рождения рязанского джаза», в память об уважаемом и именитом джазмене, Александре Семячкине. Напомню, что эта идея принадлежит рязанскому гитаристу Станиславу Глушенкову. На другой площадке, в рязанском «Фотодоме», каждый день планируются небольшие концерты, кинопоказы. Будет работать выставка «Джаз глазами фотохудожников Рязани». В библиотеке имени Горького запланированы 3 концерта. Так, 5 февраля совместно выступят Сергей Клевенский звезда в мире фолк-джаза, Антон Горбунов, один из лучших басистов страны, и Владимир Голоухов, исполнитель на вибрафоне. Вместе они составляют супертрио «КLЕ2GО». На последнем форуме JAB в Петербурге продюсерами всего мира были они выделены как лучшие, и я решил сделать их концерт. 6 февраля для рязанцев споют Элла Хрусталева и Ксения Акимова, солистка оркестра Сергея Жилина «Фонограф».

Джаз-квартет «Feelin’s» планирует сказать какое-то новое слово в программе фестиваля, который проходит в год 35-летия группы?

— Да, в «Зимние дни джаза», 7 февраля, будет и новый старт, презентация проекта «ЕсенинJazz Club». Идея проекта — приглашать артистов и с ними исполнять джазовые композиции в развитие «есенинских» мелодий. Проект будет иметь свою периодичность, разворачиваться в Рязани, «Есенин-центре» в Москве, со временем в Константинове. 7 февраля в «Горьковке» — первый концерт в проекте, с участием народного артиста России, легендарного гитариста Алексея Кузнецова и талантливого московского гитариста-импровизатора Максима Шибина. Такие композиции, как «Ты жива ещё, моя старушка», «Клён ты мой опавший» станут темами для импровизаций, будучи исполнены в традиционном джазе. То есть этот проект — это русская мысль в джазе. Это не только лирика Есенина, в основу мы можем взять, например, и «Подмосковные вечера». Но отталкиваемся мы от феномена Есенина и показываем, что всё русское воплощено в джазе.

А ведь не так давно джаз в России казался чем-то, что пришло извне (как бы кто к нему ни относился: настороженно или восторженно)...

— Джаз — лишь универсальный музыкальный язык, принцип взаимодействия, выражения. В джазе музыкант настраивается на поток мелодий, который задают другие музыканты. И это может быть, условно говоря, казахский поток, еврейский поток... Дальше уже действуют законы импровизации. Здесь важен критерий музыкальности. Джаз, да, он в Америке родился, но кому он принадлежит? Разве мы можем сказать, какую национальность имеет классическая музыка? Это всеобщее достояние... Так и с джазом.

Как мы уже упомянули, в этом году «Feelin’s» празднует юбилей. Скажите, в чем секрет успеха и долголетия группы?

— Чем измеряется успех? Кто-то измеряет успех только коммерческой составляющей, но практика показывает, что это не критерий, на самом деле, и коммерчески успешные проекты, бывает, распадаются с треском и большими брызгами. Когда дело в коллективе обставлено так, что периодически коллективу надо делать выбор, существовать ему дальше или нет, и когда его члены раз за разом делают выбор остаться, — вот такой коллектив существует успешно. А почему музыканты делают такой выбор — надо разбирать. Мы долго существовали без зарплаты, сейчас у нас есть муниципальная зарплата, но можно легко найти работу, которая, конечно, будет приносить побольше. Или, если говорить о музыке, можно создать кавер-группу с целью зарабатывания на корпоративах, это модно. Это можно рассматривать как вполне успешный бизнес, но мы этим не занимаемся. Я занимаюсь творчеством. Вот так получилось, и это не хорошо, не плохо, это просто так есть — я всегда сочинял музыку и сочиняю сейчас и несу ответственность за воплощение своего творчества и развитие своего коллектива.

Этот «творческий настрой» помогает или мешает, когда Вам нужно вступать в деловые переговоры, привлекая к своим выступлениям именитых в России и за рубежом гуру джаза?

— Я разговариваю на языке творчества и вызываю резонанс на языке творчества. Я говорю — смотрите, у меня есть такая-то идея, и люди резонируют, они откликаются, они говорят: круто, давай... Вспоминаю, как я первый раз записывал Игоря Бутмана в свою музыку. Вот Бутман уже играет соло, а я — за компьютером в студии, пишу. И вот он сыграл, и я сижу — всё в реальном времени проходит, и я обалдеваю буквально. У меня такой лёгкий шок, я вижу: то, как он играет, это даже лучше, чем я себе представлял... В 2008 у меня вышел альбом с участием Игоря Бутмана и еще двух известных музыкантов, и я слушаю эту музыку, и она мне безумно нравится. Каждая нота, которая сделана и которую сыграл тот же Игорь Бутман, мне нравится, и Бутману тоже нравится. Вот и весь секрет.

Какие новые форматы, «юбилейные» старты у Вас намечаются, помимо упомянутого проекта «ЕсенинJazz Club»?

— В юбилейный год мы с итальянским вокалистом Борисом Саволделли подготовим уже 3-й альбом из «есенинской» серии. Это продолжение большого проекта, где объединились есенинский джаз, мировой и итальянский джаз... Также я сделал свой сольный проект с авторской музыкой. Когда в 2016 году я попал на бутмановский фестиваль «Триумф джаза» — фестиваль мирового уровня, — я понял, что этому уровню надо соответствовать, и решил, что начну с себя. Я никогда не был пианистом (это ведь совсем не то же самое, что клавишник), не воспринимал себя как солиста, я всегда привлекал музыкантов, ресурсы, чтобы выразить музыку. А тут я понял, что надо начать с себя, и именно я должен сыграть композиции, которые хочу сыграть. Я работал над этим два года и сделал сольный проект: выступаю как пианист и самостоятельно, и в составе трио. Но группа, конечно, никуда не делась, и никуда не делись другие проекты. Это и фьюжн-проект, и программа с Сергеем Гриматиным, посвященная шедеврам мировой эстрады и джаза. Ну а среди ближайших мероприятий — большой концерт «Feelin’s» в честь 35-летия со дня первого выхода джаз-ансамбля Геннадия Филина на сцену Рязанского радиотехнического института, он пройдёт 30 марта в филармонии с участием нашего итальянского солиста Бориса Саволделли. Там будет лучшее, что мы сотворили за свою большую историю и конечно что-то новое — шаг вперёд.

Беседовала Ольга Маслова