Был 1981 год. Как-то, прогуливаясь по февральским улицам Рязани, я встретился с поэтом Анатолием Сениным. Прочитали друг другу новые стихи, поговорили о готовящемся к печати в издательстве «Московский рабочий» совместном сборнике рязанских и черновицких авторов «Песни над Окой и Днестром». За долгой беседой продрогли, и Анатолий Иванович предложил: «А давай-ка заглянем к хорошему человеку? Погреемся». Этим хорошим человеком и оказался Василий Семёнович Матушкин. Я во все глаза смотрел на легендарного писателя. Его знаменитая повесть «Любаша», написанная в 1966 году, была не только опубликована в столичном журнале «Октябрь» и «Роман-газете», несколько раз переиздана на русском и на других языках, поставлена на театральной сцене, но и даже получила за свою экранизацию (1978) лауреатский диплом ХII Всесоюзного кинофестиваля в Ашхабаде.
Анатолий Сенин с присущим ему юмором шепнул мне: «Поздравь Василь Семёныча с юбилеем, а то я уже несколько раз это делал. Больше не могу». Я с удовольствием выполнил эту просьбу старшего товарища...
Случилось так, что вскоре я попал на лечение в областную больницу. Положили меня в коридоре. Настроение жуткое. Лежу, тоскую. И вдруг слышу, как кто-то, шаркая тапочками, приближается ко мне: «Здорово, Володя. Это я, Матушкин. Сейчас поэт Герольд Киселёв приходил, принёс кое-чем подкрепиться. Закуси и ты маленько».
С этой минуты моё пребывание в больнице превратилось чуть ли не в праздник. Василий Семёнович приглашал меня в свою палату и начинал рассказывать. Узнал я о том, что членский билет Союза советских писателей вручал ему, прошедшему суровую жизненную школу молодому прозаику, сам Максим Горький, а на полученный за свою первую книгу «Сталевар Алёшкин» гонорар Василий Матушкин купил себе ботинки.
В дальнейшем мы стали чаще видеться. Василий Семёнович порой предлагал мне выступить перед читателями. И вот летом 1985 года отправились мы писательской бригадой в Ермишинский район на проведение Недели литературы. Принимали нас прекрасно. И главная заслуга в этом была, разумеется, Матушкина. Читатели с замиранием слушали заветное слово классика рязанской словесности.
На фронте писатель был командиром отделения полковой разведки, выполнял опасные задания во вражеском тылу, получил тяжёлое ранение. Тема войны нашла отражение в сборнике рассказов Матушкина «Солдатский котелок», пьесе «Иду на таран», посвящённой Герою Советского Союза лётчику Борису Ивановичу Ковзану, совершившему четыре воздушных тарана, и, конечно же, повести «Любаша». И героическое, и обыденное становилось под пером мастера настоящими произведениями искусства, обжигая читательские сердца волнением, одаряя искренностью и любовью.
Вот как отозвался об одном из лучших произведений литературы рязанского края известный прозаик, лауреат Сталинской премии Тихон Захарович Сёмушкин:
«Любаша» Василия Матушкина выгодно отличается яркой образностью и глубиной воплощения идеи. Повесть необыкновенно лирична. Она написана о простом человеке — деревенском почтальоне. Но автор нашёл для неё такие краски, что Любаша предстаёт перед читателем во всей своей душевной красоте. Хрупкая девушка, ещё не достигшая совершеннолетия глава семьи, — несёт на своих плечах непосильные тяготы войны. На её (Любаши. — Вл.Х.) руках пятеро сестрёнок и братишек, и все они лесенкой, младше её. «За лейтенанта, и за старшину, и за младшего сержанта», — шутит Любаша над собой. Несмотря на суровость жизни, девушка с подлинным героизмом, достоинством и гордостью растит своих сестрёнок и братишек. В литературе о подвигах в тылу того времени я не встречал более обаятельного образа, чем Любаша. Пусть читатель сам войдёт в избу фронтовика Андрея Егорова и своими глазами посмотрит на его детей. Навсегда ему запомнятся заботы, тревоги, радости и лица шестёрки егорят, таких непосредственных и душевно чистых ребятишек. Именно из таких и вырастают наши передовые современники«.
Прототипом главной героини произведения стала знатная телятница совхоза “Касимовский” Герой Социалистического Труда Надежда Егоровна Ларионова, женщина со схожей судьбой. Василий Семёнович Матушкин глубоко чувствовал народный характер, потому что сам был человеком труда, а в годы Великой Отечественной войны — защитником Родины.
Два десятка книг и десяток пьес вышли из-под пера писателя, а “Любаша” осталась главным его произведением. Образ чудесной русской девушки Любови Егоровой и поныне озаряет нас чистотой, осеняет жизненной и творческой правдой. “Светлые крылья рассвета неодолимо охватывали новые просторы земли. Спешило утро и в здешнее окрестье”. Такими словами завершается повесть, которая вот уже несколько десятилетий входит в программу внеклассного чтения учащихся старших классов региона. А значит, читательская любовь к творчеству Василия Семёновича Матушкина, одного из основателей и руководителей нашей областной писательской организации, награждённого боевыми и трудовыми орденами и медалями, продолжается.
Владимир Хомяков,
председатель совета сасовского литературного клуба
“Первая строка”
|