«Рязань для меня —
близкий и родной город» — Ваш концерт стал
кульминацией Международного форума древних городов, который уже седьмой год
проходит в Рязани. А какие древние города, в которых вам довелось побывать,
запали вам в душу? — Несмотря на то, что я
родился в Москве, начну с Рязани. В 80-х в составе группы «Зодчие» я работал в
местной филармонии на протяжении трех-четырех лет и запомнил это время на всю
жизнь. У нас были абсолютно незабываемые, по крайне мере для меня, концерты.
Надеюсь, и зрителям тоже нравилось. И они были сериальные, как сейчас говорят,
то есть ежегодные. И мой финальный концерт с «Зодчими», перед тем как я ушел
трудиться к Михаилу Сергеевичу Боярскому в ленинградский театр «Бенефис»,
состоялся тоже на сцене рязанской филармонии. Рязань для меня — близкий и
родной город, такой же, как и тот, в котором я родился. Поэтому мне было очень
приятно получить это приглашение. В предыдущий раз я выступал у вас на родине
Есенина, в Константинове. И опять же великий русский поэт Сергей Есенин
обязывает нас говорить о Рязани в самой превосходной степени. — Что изменилось с тех
пор, когда вы у нас работали? — Пробок не было! Когда
я работал в филармонии, мы на спор меньше чем за два с небольшим доезжали. А
сейчас добирались к вам четыре часа. И ничего не сделаешь. — Музыканты всегда в пути.
Есть в путешествиях что-то волшебное: уезжаешь одним человеком, а возвращаешься
совершенно другим. У вас за спиной множество городов. По какому принципу
сегодня вы выбираете направление, которое поможет обновиться или даже
обнулиться? — С возрастом видишь
хуже, но шире. И могу сказать, что уже точно знаю, куда хочу и куда не хочу
ехать. А раньше меня всё влекло, любые поездки. Теперь же случается, что
отказываюсь от очень заманчивых предложений, просто зная особенности своего
восприятия. Я, например, плохо переношу качку на корабле, а моя любимая женщина
Виола вообще ее ненавидит. И поскольку мы стараемся путешествовать всей семьей,
я уже наверняка знаю, что все эти лодки, морские путешествия — не для нас. По
реке — пожалуйста. Но вот если пролив Дрейка пройти — это что-то особенное.
Нет, думаю, сам бы я смог, я в этом вопросе человек достаточно стойкий. — Бернард Шоу сравнивал
счастливую семью с ранним небом. А какие образы, ассоциации рождает воображение
при мысли о вашей семье? — Для меня даже слово «ассоциации»
здесь мелковато. Семья — это всё, что дает мне опору, всё, ради чего я живу. И
когда меня пытаются спровоцировать, на все каверзные вопросы отвечаю: «Вы меня
простите, но я уже взрослый парень, и не сделаю ничего, что может навредить
моей семье». О своей семье я всегда даю короткие интервью и ничего не выставляю
напоказ. Помните в фильме Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» была
фраза «Это надо одному, а не всем». А в нашем случае могу сказать: «Это нужно
только нам, и больше никому». Я считаю: на то и личная жизнь, чтобы она
оставалась личной. Не копировать чужое, а
развивать свое — Форум древних городов
призван развивать культуру и сохранять традиции местных жителей. Как вы
думаете, что более всего определяет культуру человека и повышает ее уровень? — Отражение культуры
родной земли. Это к тому же еще и признак хорошего вкуса. Если вы скопируете
какую-то популярную в мире культуру — а это будет массовая культура, то на
долгую жизнь эта копия претендовать не сможет. Приведу пример. Посадите кактус
в Норильске — иголочки отпадут. А если вы скрестите его с ягелем или карельской
березой, то возможно получите какие-то новые всходы. Я считаю, что, только
опираясь на опыт и наследие предыдущих поколений, в симбиозе с тем, что тебе
нравится в мировой культуре, можно сделать что-то оригинальное и действительно
интересное для людей, которые живут здесь, на русской земле. Для меня, конечно,
маяком является советская эстрада 50-60-х годов, в моем стиле, но есть и другие
очень талантливые направления. Буквально недавно в своем подкасте на Первом канале я беседовал с
замечательными ребятами, которые работают в жанре русского фолка и в
современной, молодой, энергичной подаче знакомят зрителей с нашими исконными
традициями. Мне очень нравится, что в России есть такой форум древних русских
городов — это еще раз дает нам возможность прикоснуться к первоисточнику. — Любимое дело не только
доставляет удовольствие, но и долго сохраняет молодость души. Вашей энергии и
легкости на сцене можно только позавидовать. Кстати, Тонни Беннет в одном из
последних интервью сказал: «Я думаю, если у вас есть страсть к тому, что вы
делаете, то нет никаких ограничений». — Он сразу ушел в другое
измерение. Считаю, что это абсолютное счастье. Вы попали прямо в точку: Тонни
Беннет — это тот пример для подражания, ориентир, на который я стараюсь
равняться буквально во всем. Он и вокалист грандиозный, и артист блестящий. Мне
кажется, с возрастом, как хорошее вино, он по-особому заиграл. Слушайте, он же
в 93-94 года пел сольный концерт — это потрясающе. И все его альбомы — дуэтные
и сольные есть у меня на виниле. После его пластинки с леди Гагой я ее тоже
зауважал, еще до фильма «Звезда родилась, где они играли с Брэдли Купером. Для
меня самая большая жалость, что я ни разу не был на концерте Беннета. Он к нам
в страну не приезжал. Поэтому лет восемь-десять назад, когда The Rolling
Stones объявили о своем последнем туре — им тогда всем было за 75, я
собрал детей и друзей и повез их в Париж смотреть этот заключительный концерт. И
я был счастлив, что моя дочь Виола видела их всех четверых живьем. P.S. Перед тем как выйти на
сцену Валерий Сюткин еще раз поблагодарил наш город: — Большое спасибо
руководству города за хороший вкус и доверие! Я всегда стараюсь делать
персональные поздравления городу. Но и вот придумал такое для вашего
города: “Шепчет листва, и ветер ей поет в ответ — городу Рязани привет!”
Орфография и пунктуация автора сохранены.
Фото: группа ВКонтакте “Форум древних городов”, личная страница автора в
социальной сети ВКонтакте
|