СТАТЬИ

О спектакле «Фарятьев. Фантазии. Трагикомедия у микрофона»

Юлия Долматович •  21 мая 2024

Сегодня я шла по улице и думала о том, что когда-то Рязань была городом интеллигенции. Несколько крупных вузов, училищ, заводы с их инженерами, спортивные школы с бесподобными тренерскими составами, сообщества врачей, учителей… повсюду: на улицах, в транспорте можно было увидеть женщин с уложенными прическами, элегантно одетых, в костюмах мужчин, иногда — не в костюмах, но выражение лиц, походка, поведение - говорили, что это образованные, умные и работающие над собой люди.

Потом тренды менялись, менялись... те женщины стали старушками, мужчины - многие не дожили, словом, не видно их; может, в машинах за тонированными стеклами едут... может, я не вижу.

С этими мыслями после работы и дошла я до Театра «Переход» на премьеру экспериментального спектакля по пьесе Аллы Соколовой «Фарятьев. Фантазии. Трагикомедия у микрофона». Режиссером постановки выступил Никита Малин.

Я доверяю «Переходу» и переходовцам, поэтому пугающий подстрочник не испугал, хотя по названию невольно представила себе виртуозного актера, который два часа выдает монологи у микрофона.

Попав в зал, где уже на звонках жила сцена с Фарятьевым, сидящим на стремянке у стены из формул, я поняла, что будет просто здорово, что это абсолютно профессиональная постановка, где внимание зрителя не проседает, смотреть - красиво, слушать — интересно, душе — …

Итак, о душе. Спектакль о счастье, вернее, его отсутствии у героев (все герои в нем главные, так как к микрофону выходят все). И все пространства — два дома, ночной клуб, дождь на улице существуют на сцене одновременно, как одновременно находятся на сцене и все герои разных пространств.

Как бы все хотят услышать миссионера Фарьятьева, который точно знает, он рассчитал, что есть нормальный, настоящий мир людей, только он далеко, на другой планете, на которой нас, заблудившихся космических странников, помнят, любят и ждут.

В это время молодая и очень красивая женщина Саша, у которой заботливая мама и самая лучшая младшая сестра, очень несчастна. Настолько, что с ней несчастна и вся семья. Был и есть в ее жизни некий успешный человек, предприниматель Бедхудов. Поматросил и бросил, как говорят. Вернее, держит на коротком поводке. Ее и других людей, которые ему нужны.

Именно такие люди «поднялись» в смутные времена, установили свои правила, организовали досуговые и другие бизнесы, где даже артисты поют со стеклянными глазами... весь этот стеклянный, отстраненный мир, где нет счастливых, сделали они. Но его-то Саша и любит. Околдована, очарована...

А Фарятьев рассчитывает формулу, работает над открытием, как победить все болезни и сделать людей счастливыми. Он, конечно, так углублен в расчеты, что выглядит, как аутист отчасти.

Его появление в сашиной семье на миг пробуждает ее от стеклянных грез. И даже на короткий миг делает Сашу и ее близких счастливыми. Хотя понятно, что насовсем не сделает. Потому, что он сам живет… нет, не в своем выдуманном, в настоящем мире. Мире будущего, где все счастливы. Правда, настоящего мира он не видит и не знает. Увы, пришлось узнать.

Потому, что за Сашей приехал Бедхудов. Прямо беда какая-то... Саша не понимает искренне, что он приехал за ней, так как узнал о том, что она собралась замуж. Приехал и увез на съемную квартиру. Там не будет добра, любви и понимания. Это мир страстей, который заканчивается неизменно стеклянными глазами.

Жизнь Фарятьева разрушена. Финал.

Всем спасибо, кто дочитал до конца. Фотографий нет. Спектакль был так прекрасен, а действо — так близко к зрителю, что достать телефон и фотографировать было бы неправильно.

Фотографии Театра «Переход» имени Г.Д. Кириллова