СТАТЬИ

Архитектура для четверых

Татьяна БАДАЛОВА •  24 апреля 2024

В профессиональной среде музыкантов бытует мнение, что оценить величие композитора можно, послушав его струнный квартет, потому что в нем будет очевиден любой недостаток. И действительно, небольшое число однородных инструментов, каждая нота которых должна внести значимый вклад в «беседу», не дает возможности «скрыться» за громкой педалью или оркестровым приемом. Исполнение таких произведений требует от музыкантов большой виртуозности и умения чувствовать каждую сыгранную ноту.

Струнный квартет Cantabile продолжает великие традиции самого аристократичного жанра камерной музыки. В октябре 2023 года четверо молодых, амбициозных исполнителей объединились, чтобы вместе доносить до слушателей красоту шедевров классической музыки и продвигать исполнительство струнного квартета в Рязани и в России в целом. Название коллектива было выбрано неслучайно, ведь в переводе с итальянского языка термин cantabile означает певучее исполнение на музыкальных инструментах. Таким образом участники определили «характер» своего ансамбля.

 

СОЛНЕЧНАЯ МУЗЫКА

 21 апреля квартет впервые выступил в уютном зале Рязанского дворца культуры и искусства. На концерте собрались ценители этого фундаментального жанра классического искусства. В программе прозвучали два произведения: квартет фа мажор знаменитого французского композитора-импрессиониста Мориса Равеля и квартет №5 фа минор выдающегося австрийского композитора-классика (отца струнного квартета или, как его добросердечно называли при жизни, Папа-Гайдн) Йозефа Гайдна. Специального названия для концерта решили не придумывать, чтобы, слушая эти разнохарактерные и разностилевые произведения, каждый мог дать волю своей фантазии. 

Морис Равель написал свой квартет фа мажор в 28 лет. Это произведение – своего рода ответ Равеля на похожий квартет Клода Дебюсси, написанный десятью годами раньше. Неконкретному, бесформенному импрессионизму Дебюсси Равель предпочел сдержанную, более академичную форму. Изначально мнение критиков по поводу квартета Равеля разделились. Одни посчитали его чересчур подражательным, другие безошибочно определили автора, как «одного из мастеров завтрашнего дня». Вторые оказались правы: вот уже больше ста лет квартет фа мажор остается одним из стандартов камерной музыки.

Квартет №5 фа минор Йозефа Гайдна по праву считается одним из вечных музыкальных шедевров. Он входит в шестерку так называемых «Солнечных квартетов», которые Гайдн посвятил своему тогдашнему покровителю — принцу Николаусу Эстерхази. По мнению критиков, этим произведением Гайдн не только подтвердил свое виртуозное владение квартетной формой, но и расширил границы этого жанра. Квартет содержит себе всю гамму чувств — от мрачного напряжения до светлого триумфа.


 ГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ, КОТОРЫЙ ПОНИМАЮТ ВСЕ

 Каждый из участников квартета пришел в музыку в свое время и своей дорогой, но для всех четверых она навсегда стала не только профессией, но и способом познания жизни.

- Я в 15 лет понял, что музыка станет моей профессией, - признается первая скрипка коллектива Владимир Саенко. — Игра на скрипке, а также дирижирование, доставляет мне большое наслаждение. В детстве я считал, что научиться этому будет легко, но оказалось, совсем не так. Зато сейчас, когда уже научился, получаешь удовольствие от того, что люди, видя и слыша игру на скрипке, тоже получают удовольствие!

Непростым выбор судьбы музыканта стал и для Светланы Андроновой. Как и многих детей, родители отдали ее в музыкальную школу, но во время учебы мечты ее были далеки от исполнительского искусства:  

- Хотела стать врачом и лечить людей. Но в итоге музыка победила. Это произошло, когда я поступила в музыкальный колледж. Музыка — это язык, который все понимают, и для меня игра на музыкальном инструменте — это возможность выражать свои идеи, высказываться без слов.

А вот для Татьяны Романец и Данила Тонигольда вопроса выбора никогда и не возникало. Они с раннего детства поняли, кем хотят стать. Татьяна мечтала о скрипке с трех лет, и, по ее словам, сомнений насчет профессии не было.

- Музыка всегда была неотъемлемой частью моей жизни, - рассказывает Данил. — Помню, как в пять лет впервые увидел по телевизору скрипача, играющего на каком-то концерте, и понял: вот, кем я действительно хочу стать. Через музыку ты можешь не только донести до слушателя мысль композитора, но и передать все свои эмоции и чувства.

 

«ЗДЕСЬ ВСЕГДА ВИДЕН И СЛЫШЕН ТРУД КАЖДОГО»

 Многие музыканты признаются: глубоко погружаясь в процесс исполнения произведения, в какой-то момент они начинают чувствовать его своим и становятся неотделимы от гения. По словам Татьяны Романец и Светланы Андроновой, во время игры им важно в первую очередь понять автора, чтобы раскрыть его задумку публике, а для этого нужно знать и биографию композитора, и перенестись в его эпоху.

- «Музыка должна высекать огонь из души человеческой» — так сказал великий немецкий композитор Бетховен, и я полностью с ним согласен. Чтобы донести всю палитру красок и эмоций, музыкант должен максимально погружаться в произведение, которое он исполняет. Выходя на сцену, всегда испытываешь волнение, но, если сосредоточиться на процессе, волнение будет не мешать, а помогать исполнителю, — уверен Данил Тонигольд.

Владимир Саенко в разговоре отметил, что классическому музыканту во время игры чрезвычайно приятно соприкасаться с разными стилями.

- Разучивая с нуля какое-нибудь произведение, приходится его, как некое здание, возводить из ничего, смотря в ноты, как на эскиз или чертеж будущего «сооружения», — объясняет своего видение Владимир. — Таким образом, музыкант становится и архитектором, и строителем в одном лице. Он может воздвигнуть это здание по своему вкусу, насколько ему позволяет интуиция плюс багаж определенных знаний.

Чтобы музыкальный коллектив зазвучал на должном уровне, каждый его участник должен чувствовать плечо своего коллеги как в прямом, так и в переносном смысле и стремиться к достижению единства звучания и стиля. Ведь уровень согласованности и слаженности между ними определяет качество звучания и эмоциональную глубину музыки. И все же, несмотря на то, что оркестр — это, по сути, большая семья, по мнению Данила Тонигольда, «для профессионального роста каждый музыкант должен рано или поздно выйти и сыграть соло на инструменте».

- Играя в квартете, музыкант может реализовать свои амбиции, так как каждый в ансамбле считается солистом, — говорит Светлана Андронова. — Играть соло очень ответственно и волнительно с одной стороны, а с другой стороны, всё в руках музыканта.

Другая наша собеседница Татьяна Романец подчеркивает, что второй план не менее важен, ведь в коллективе «всегда виден и слышен труд каждого».

ВЫБОР СЕРДЦЕМ

Концерт прозвучал на одном дыхании. Яркая музыкальная программа подарила всем заряд положительных эмоций, атмосферу тепла и весеннего настроения. Зал отвечал артистам длительными аплодисментами и восторженными возгласами «Браво». После окончания концерта зрители поблагодарили квартет за выступление и отметили, насколько гармонично были подобраны произведения для концерта. Интересно, что в Cantabile главным критерием отбора произведений является желание самих исполнителей сыграть тот или иной квартет.

- А если мы будем испытывать удовольствие, то и публика это обязательно почувствует и вместе с нами будет наслаждаться великолепной музыкой, - поясняет Владимир Саенко.

Есть у каждого из участников коллектива и своя любимая музыка, которую он с удовольствием слушает в свободное от работы время.

- ⁠Я люблю слушать произведения композиторов разных эпох, - рассказывает Данил Тонигольд, — но больше всего мне нравятся композиторы эпохи барокко, такие как: Бах, Скарлатти, Гендель.
Для Светланы Андроновой настоящим откровением стало знакомство с сонатой для виолончели и фортепиано Дебюсси. Произошло это еще в годы обучения в аспирантуре.

- Это произведение имеет свой колорит, символизм, дух, энергетику, - говорит Светлана. -  С тех пор обожаю музыкальный импрессионизм: Дебюсси, Сен-Санса, Равеля.

Среди фаворитов Татьяны Романец выдающиеся немецкие композиторы Бах, Бетховен, Брамс и Брух. Скрипка - это один из самых изысканных и утонченных музыкальных инструментов, обладающий чарующим певучим тембром. Виолончель обладает богатой техникой исполнения и исключительно певучим звучанием. Вместе эти инструменты создают неповторимый струнный диалог, дополняемый глубоким звучанием альта. И мы искренне верим, что стены Дворца культуры и искусства еще не раз наполнят волшебные звуки музыки.  


(Орфография и пунктуация автора сохранены)