Эти строки Сергей
Есенин посвятил Августе Миклашевской, актрисе, чей жизненный путь не был усыпан
розами, но чьё имя - «словно
августовская прохлада», вошло в историю русской культуры ХХ века. Судьба Августы Миклашевской.
Будущая актриса и муза Сергея Александровича Есенина Августа Леонидовна
Миклашевская родилась 11 (23) января 1877 года в Ростове-на-Дону в семье
инженера-путейца Владикавказской железной дороги Леонида Сергеевича Спирова. За
«бескорыстную и верную службу отечеству» отец был пожалован дворянским титулом.
В семье было 8 детей, и все они получили достойное образование, в том числе
музыкальное.
Августа (близкие её
звали — Гутя) обучалась в театральной школе при Ростовском драматическом
театре, на сцене которого дебютировала в роли Софьи Фамусовой в спектакле по
пьесе Грибоедова «Горе от ума». В
1910 году она выходит замуж за Ивана Сергеевича Миклашевского, сына известного
в Ростове нотариуса, но спустя несколько месяцев оставляет мужа, порывает с
семьей и отправляется покорять Москву.
В
первопрестольной Августа поступила в театральную школу Шора, где её увидел
Александр Яковлевич Таиров и сразу же пригласил в создаваемый им «Камерный
театр», примой которого была его жена и
соратница Алиса Коонен. Вскоре после прихода в театр Миклашевской Коонен
серьезно заболела и молодую актрису срочно ввели на главную роль в спектакль
«Сакунтале», с которой она прекрасно справилась. В следующем спектакле
«Принцесса Брамбилла», Таиров уже сознательно дал главную роль Миклашевской.
Спектакль имел огромный успех и на долгие годы стал визитной карточкой Камерного театра. Через год она
получает роль афинской царевны Арикии в «Федре» Расина, спектакле, в котором
Федру играла Коонен. Она становится второй примой Камерного театра после
Коонен. Интересно,
что Есенин видел Миклашевскую в спектакле Камерного театра «Принцесса
Брамбилла» в 1921 году и взахлеб советовал своим друзьям: «Нужно! Необходимо!
Непременно посмотрите! Красочно, празднично! То самое, чем должно быть
театральное зрелище!». В это время у него начинался бурный роман с Айседорой
Дункан. В начале 1922 года они надолго уезжают за границу. Молодую
яркую актрису заметили кинематографисты. В течение года она снимается в фильмах
«Барышня-крестьянка» (1916), «Плоды просвещения», «Украденная юность», «Психея»,
«Любовь монаха» (1917).
Однако
работа в театре все же остается основной. В 1917 году Таиров приглашает в театр
балетмейстера Большого театра Льва Александровича Лащилина для обучения драматических
актеров хореографии, которую в дальнейшем планируется активно использовать в
спектаклях. Между Августой и молодым обаятельным артистом балета вспыхивает бурный роман,
оказавшийся роковым. Личная жизнь не
складывалась. Брак с Иваном Миклашевским, уже давно ставший формальностью, расторгнут,
но долгие годы Иван Миклашевский оставался её верным другом. Актриса свободна,
но несвободен её возлюбленный. Семьи не получилось. 30 мая 1918 года у неё
родился сын Игорь Львович Миклашевский. Самообман Гути постепенно рассеивался,
душа застывала. Потухли когда-то светящиеся глаза. Все, кроме сына, стало
как-то безразлично. Загоралась она только на сцене. Летом 1918 года, когда ее
театр уехал на гастроли, Августа, мать двухмесячного ребенка, подрабатывала в
Театре миниатюр на Петровских линиях, где до революции выступал Александр
Вертинский. Она сама воспитывала сына в те трудные голодные, холодные годы
гражданской войны, НЭПа, строительства нового советского государства.
1923 год. Камерный театр
отправляется теперь уже на длительные зарубежные гастроли. Поскольку взять с
собой в поездку пятилетнего сына ей не разрешили, а оставить его было не с кем,
Августа отказалась от поездки. Перед отъездом театра Миклашевская приходила
доигрывать свои роли, которые уже были розданы другим актрисам. В своих
воспоминаниях она так описала
сложившуюся ситуацию: «У них каждый день шли усиленные репетиции. Я была
обижена на Таирова. Таиров — на меня…». Театр уехал во Францию в феврале 1923 года, а
Миклашевская осталась с сыном в Москве. Жить было на что-то
нужно, а в нэпмановской Москве в это время появилось множество ресторанов и
других увеселительных заведений. Августа устраивается на работу в кабаре «Не
рыдай», где выступает с танцевальными и эстрадными номерами и одновременно
играет в эстрадном театре «Острые углы». В обоих заведениях любила собираться
тогдашняя московская богема, так что она оказалась в знакомой ей среде, можно
сказать, среди своих.
Встречи с поэтом. В
августе 1923 года Есенин вернулся в Москву из-за границы. «Доволен больше всего
тем, что вернулся в Советскую Россию», — писал он вскоре после приезда из-за
границы. Утратили во многом для поэта интерес его прежние литературные связи.
Есенин все больше пытается понять, осмыслить, что происходит в эти годы в
России, во всем мире. Знакомство Августы
Миклашевской с Сергеем Есениным состоялось вскоре после его возвращения и
расставания с Айседорой Дункан — в конце лета 1923 года. Вот что сама Августа
Леонидовна написала об этом в своих воспоминаниях «Встречи с поэтом»:
«Познакомила меня с Есениным актриса Московского Камерного театра Анна
Борисовна Никритина, жена известного в то время имажиниста Анатолия Мариенгофа.
Мы встретили поэта на улице… Тверской. Он шёл быстро, бледный, сосредоточенный…
Сказал: “Иду мыть голову. Вызывают в Кремль”. У него были красивые волосы –
пышные, золотые… На меня он почти не взглянул <…> С Никритиной мы были
дружны и связаны новой работой. У них-то по-настоящему я и встретилась с Есениным.
Он жил в этой же квартире… Целый месяц мы встречались ежедневно. Очень много
бродили по Москве, ездили за город и там подолгу гуляли. Была ранняя золотая
осень. Под ногами шуршали жёлтые листья… – Я с Вами, как
гимназист… — тихо, с удивлением говорил мне Есенин и улыбался. …Часто встречались в
кафе поэтов “Стойло Пегаса” на Тверской, сидели вдвоём, тихо разговаривали…
Как-то сидели в отдельном кабинете ресторана “Медведь” Мариенгоф, Никритина,
Есенин и я. Он был какой-то притихший, задумчивый… – Я буду писать Вам
стихи. Мариенгоф смеялся: – Такие же, как Дункан?
– Нет, ей я буду писать
нежные…». Анатолий Мариенгоф, так
же как и его супруга, восхищался «первой красавицей Камерного театра»:
«Большая, статная. Мягко покачивались бёдра на длинных ногах. Не полная. Не
тонкая. Античная, я бы сказал. Ну, Афродита, что ли. Голова, нос, рот, уши –
точёные. Волосы цвета воробьиного крыла. <…> Глаза, поражающие в своём
широком и свободном разрезе, безукоризненном по рисунку. Негромко говорила,
негромко смеялась. Да нет, пожалуй, только пленительно улыбалась».
А вскоре Есенин напишет
целый цикл чудесных стихов, посвященных
Августе Миклашевской, получивший
название «Любовь хулигана» — один из лучших в его поэзии и в мировой лирике.
Первые стихи поэтического венка из семи есенинских произведений были напечатаны
в журнале «Красная нива»:
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые
дали.
В первый раз я запел
про любовь,
В первый раз отрекаюсь
скандалить…
………………………………………………
Я б навеки пошел за
тобой Хоть в свои, хоть в
чужие дали…
В первый раз я запел
про любовь,
В первый раз отрекаюсь
скандалить. Казалось, в сердце
поэта вернулась романтика юности. Он давно уже ни за кем так не ухаживал, и сам
не заметив, серьезно влюбился. Встречал Августу после репетиций, куда-то шли,
иногда ужинали вместе. В нём родилась надежда, что любовь спасёт его от
духовного кризиса. Он был готов забыть даже свою прошлую жизнь. «Поэта удивляла её
последовательная недоступность, но странным образом это и радовало — казалось
каким-то таинственным, по-настоящему поэтическим… Есенин при ней … вёл себя
тише, мягче, говорил чуть слышно». (Захар Прилепин «Сергей Есенин»). «И вспомнилось мне, — писала Миклашевская, – как
в день своего рождения … Есенин вышел к нам в крылатке и широком цилиндре,
какой носил Пушкин. Вышел — и сконфузился. И было в нём столько милого,
детского. И ничего кичливого, заносчивого. Взял меня под руку, чтобы идти, и
тихо спросил: “Это очень смешно? Но мне так хотелось хоть чем-нибудь быть на
него похожим». Первая строфа второго
стихотворения цикла «Ты такая ж простая, как все, // Как сто тысяч других в
России», как отмечает литературовед А. А. Волков, «… начинает одну из основных
тем цикла “Любовь хулигана”, которой ещё нет в первом стихотворении. Это тема
одиночества и, как казалось Есенину, близости судеб его и Миклашевской. Отсюда
и строки: “Знаешь ты одинокий рассвет, // Знаешь холод осени синей”. В эту тему
сначала вплетается мотив надежды, ожидания духовной близости, способной
прогнать тоску».
В стихотворениях
«Пускай ты выпита другим…», «Дорогая, сядем рядом…» есть и исповедальные
строки, и горькие слова сомнения в себе, возможности обретения душевного
равновесия, и грустные вспоминания поэта о родных местах: Дорогая, сядем рядом, Поглядим в глаза друг
другу. Я хочу под кротким
взглядом Слушать чувственную
вьюгу. Это золото осенье, Эта прядь волос белесых
– Всё явилось, как
спасенье
Беспокойного повесы… А. Л. Миклашевская,
вспоминая свои взаимоотношения с Есениным, признавалась: «Я понимала, что
переделывать его не нужно! Просто надо помочь ему быть самим собой. Я не смогла
этого сделать. Слишком много времени приходилось тратить, чтобы заработать на
жизнь моего семейства. О моих затруднениях Есенин ничего не знал. Я
зарабатывала концертами. Мы продолжали встречаться, но уже не каждый день.
Начались репетиции в театре “Острые углы”. Чаще всего встречались в кафе,
каждое новое стихотворение он тихо читал мне». Есенина поразила не
столько внешняя, сколько внутренняя красота чувств Миклашевской. Он увидел в
ней судьбу многих русских женщин: «Ты такая ж простая, как все, // Как сто
тысяч других в России», способных с достоинством встречать в своей жизни
«одинокий рассвет» и «холод осени синий».
Встреча с Миклашевской
принесла Сергею Есенину тихую грусть, сожаление о том, что себя «не сберёг» для
иных чувств и творческих свершений: Мне грустно на тебя
смотреть, Какая боль, какая
жалость! Знать, только ивовая
медь
Нам в сентябре с тобой
осталась… Из
воспоминаний А.Л. Миклашевской: «Мы встречались с Есениным всё реже и реже.
Увидев меня однажды на улице, он соскочил с извозчика, подбежал ко мне. –
Прожил с вами уже всю нашу жизнь. Написал последнее стихотворение: Вечер
чёрные брови насопил. Чьи-то
кони стоят у двора. Не
вчера ли я молодость пропил? Разлюбил
ли тебя не вчера?... …………………………………… Расскажу,
как текла былая Наша
жизнь, что былой не была… Голова
ль ты моя удалая, До
чего ж ты меня довела? Как
всегда тихо прочитал всё стихотворение и повторил: “Наша жизнь, что былой не
была…”».
Уже
в преклонном возрасте Августа Леонидовна с грустью объясняла причину
расставания её с поэтом: «Последние годы Есенин спешил, как будто знал, что ему
мало осталось жить. Я же устала от жизни и не умела торопиться. В этом моя
главная вина перед ним». Позже Есенин прислал
Миклашевской из Баку экземпляр «Москвы кабацкой» с надписью: «Милой Августе Леонидовне
со всеми нежными чувствами, которые выражены в этой книге. 24.03.25 г.».
Известно, что Есенин намеревался также издать монографию, посвящённую
творческой биографии актрисы… Уже в 1965 году в своих
опубликованных воспоминаниях «Встречи с поэтом» Миклашевская писала: «Я видела,
как ему трудно, плохо, как он одинок. Понимала, что виноваты и я, и многие
ценившие и любившие его. Никто из нас не помог ему по-настоящему. Он тянулся,
шёл к нам. С ним было трудно, и мы отходили в сторону, оставляя его одного».
Последние минуты с
поэтом — день его похорон: «Когда я шла за закрытым гробом, казалось, одно
желание было у меня — увидеть его волосы, погладить их». Брянский
гостеатр.1926 год. Когда из длительных гастролей по европейским городам
вернулся Камерный театр, Миклашевская не увидела свою фамилию в списках занятых
в репертуаре. Таиров не простил ей неоправданного, по его мнению, отказа от
поездки, поставившего театр перед необходимостью срочного ввода новых
исполнителей. Ничего не выясняя, она подала заявление об увольнении.
Неудовлетворённость творческой жизнью и неустроенность личной привели
Миклашевскую на актёрскую «биржу»… И
вскоре получила направление в труппу
нового Брянского гостеатра. Открытие первого Брянского государственного театра
было приурочено к 7 ноября 1926 года. После торжественного собрания, состоялся
спектакль по пьесе Н.Н. Лернера «Николай I и декабристы» («Декабристы»). Им же
14 ноября открылся и первый театральный сезон. Здание театра, входившего
в комплекс одного из первых в стране Дома Советов, построенный по проекту
московского архитектора А.З. Гринберга, стало первым в истории города
помещением, реально отвечающим сценическим задачам. Зал, рассчитанный на 1200
мест, включал партер, два яруса, большую сцену, которая позволяла ставить не
только драматические, но и оперные спектакли.
Первая
труппа Брянского гостеатра состояла из 25 актеров московских театров. За
театральный сезон 1926/1927 в Брянске и Бежице труппа поставила 46 спектаклей
русской классики («Горе от ума» А. Грибоедова, «Гроза» и «Лес» А. Островского,
«На дне» М. Горького), европейской классики («Коварство и Любовь» Ф. Шиллера», «Тартюф»
Ж.-Б. Мольера) и нарождающейся советской драматургии («Мандат» Н. Эрмлера,
«Виринея» Л. Сейфулиной, «Любовь Яровая» К. Тренёва и др.). И неизменно почти во
всех спектаклях, поставленных главным режиссёром театра В.А. Чиркиным, играла есенинская муза
А.Л. Миклашевская. С небольшим перерывом (работала в Московском передвижном
театре) Августа прослужила в Брянском гостеатре до 1932 года. Она запомнилась
зрителям в роли Пановой по пьесе Тренёва «Любовь Яровая», в спектаклях «Её
путь», «Шут на троне», «На дне» и других.
После Брянска Августа
Леонидовна работала в драматических театрах Ижевска, Кирова, Рязани. Вернул её
Алексей Яковлевич Таиров в свой театр только осенью 1943 года. Рязанский гортеатр. В
октябре 1936 года по приглашению художественного руководителя Рязанского
городского драматического театра Миклашевская приезжает в Рязань. В театре шли
спектакли русского и мирового классического репертуара. Актрису привлекла работа
в городе, связанном с именем Есенина. Районная газета
«Ленинский путь» от 26.10.1936 г. писала: «28 октября в гортеатре идет драма “Анна
Каренина” по одноименному роману Л.Н. Толстого, инсценированная профессором
С.Н. Дурылиным. В роли Анны Карениной впервые на сцене нашего театра выступает
актриса Августа Миклашевская — воспитанница Московского Камерного театра».
Спектакль и игра исполнительницы главной роли получили положительную оценку
театральных критиков, по мнению которых успеху
постановки в рязанском театре содействовала, главным образом, игра арт. А.Л. Миклашевской…».
Миклашевская прекрасно
играла не только в классических постановках, но и пьесах на современные темы,
таких как пьесы Н. Погодина «Аристократы» и А. Корнейчука «Банкир». К 100-летию
со дня смерти А. Пушкина на сцене театра была поставлена трагедия «Борис
Годунов», поставленная Б. Пиковским, где Августа блистала в роли Марии Мнишек. Лариса Дмитриевна в
«Бесприданнице» А.Н. Островского, Рашель в «Вассе Железновой» и Василиса в
спектакле «На дне» по пьесам М. Горького, Анна — королева Англии в «Стакане
воды» по пьесе А. Скриба, баронесса Штраль в «Маскараде» по драме М. Лермонтова,
Кручина в спектакле «Без вины виноватые», Любовь Яровая в одноименной пьесе К.
Тренева — вот неполный «список» разноплановых ролей, блестяще сыгранных
Августой Миклашевской в Рязанском драматическом театре, где она была признана ведущей
актрисой труппы театра. Среди других она выделялась талантом, богатым
артистическим опытом, большой работоспособностью, ответственностью и
требовательностью к себе. По окончании
театрального сезона А.Л. Миклашевская
распрощалась с рязанской сценой. Впереди у неё была Москва, новое признание
столичного зрителя. Как пишет рязанский
краевед Юрий Блудов, исследователь творчества А.Л. Миклашевской, в музее
Рязанского драмтеатра сохранилась рукописная запись известной рязанской
журналистки Е. М. Карпельцевой, датированная 1987 годом, о рязанском периоде
творчества актрисы, где она, вспоминая театр, пишет: «…Память сохранила
несколько имен, которые украшали афиши, актёров, которые были любимцами у нас –
студентов той поры. Среди них особенно ярко сияет имя Августы Миклашевской… Она
была буквально кумиром многих зрителей…Для меня лично именно с этих спектаклей
и зародилась любовь к театру, которую я пронесла через всю жизнь».
В 1945‑м за творческую
и общественную работу в театрах страны А. Л. Миклашевской было присвоено звание
заслуженной артистки РСФСР. В 1946‑м её наградили медалью «За доблестный труд в
Великой Отечественной войне». 30 июня 1977 года
Августа Миклашевская ушла из жизни. На похороны пришли сотни поклонников,
читались посвящённые ей стихи Есенина. Последнее пристанище звёзды театральной
Москвы 1920-х — колумбарий Ваганьковского кладбища. На этом же кладбище покоится
Сергей Александрович Есенин. Августа Леонидовна
Миклашевская прожила долгую, непростую, наполненную творчеством жизнь. До конца
своих дней она свято хранила память о каждой встрече с Есениным. На том самом месте, где
они впервые повстречались, теперь стоит памятник Есенину и еще далекой ранней
осени, навсегда связавшей поэта и актрису.
Сын Августы Леонидовны
- Игорь Львович Миклашевский
(1918-1990), советский спортсмен, чемпион Ленинграда по боксу в среднем весе
(1941), участник Великой Отечественной войны,
разведчик НКВД во время войны
и после неё, тренер, спортивный судья.
|