*** Жить — Родине служить.
*** Русский человек — добрый человек.
*** Для себя жить — тлеть, а для народа - светить.
Русские
пословицы *** Берегите наш язык, наш
прекрасный русский язык, — это клад, это достояние,
переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно
с этим могущественным орудием.
И.С. Тургенев *** Только любовью держится
и движется жизнь. *** Где красота и жизнь,
там и поэзия.
*** Правда — воздух, без
которого дышать нельзя.
*** Не читайте, что попало,
а со строгим выбором. Воспитывайте свой вкус и мышление. *** В русском человеке
таится и зреет зародыш великих дел, великого народного развития.
*** Русский народ — как
народ юный и сильный... верит и имеет право
верить в своё будущее…
*** Когда переведутся
Дон-Кихоты, пускай закроется книга Истории! В ней нечего будет читать. *** Музыка — это разум,
воплощённый в прекрасных звуках.
И.С. Тургенев *** Тургенев — сын своего времени, носящий в груди своей все скорби и вопросы его. В.Г. Белинский *** Славу женщине пели книги Тургенева. А.М. Горький *** Тургенев — славянский гигант.
Гюстав Флобер *** Тургенев был и по
своему духу коренной русский человек... *** Тургенев — эстетик… Он
верит в красоту, верит и исповедует её перед самыми ожесточёнными врагами и
хулителями. Вселенная представляется ему прежде всего бесконечною
красотою… Красота не мешала ему любить
народ и делать благо… Он вечно будет творить в живой душе людей чудо красоты,
чудо бессмертия!
Д.С. Мережковский
С
чудесной фотографии Деньера портрета Ивана Сергеевича ласково смотрит на нас
живое, красивое, доброе и благородное лицо. Лицо писателя, поэта, переводчика.
Гуманиста, патриота, подвижника духа. Иван
Сергеевич Тургенев родился 9 ноября 1818 года в селе Спасское-Лутовиново
Орловской губернии… Бесконечная любовь к красоте русской природы пробудила в
юноше ростки поэтического вдохновения… Тургенев
начал литературную деятельность как поэт. Им было написано около ста небольших
стихотворений, в том числе «Наш век», как отклик на смерть Пушкина; «Повесть
старика», «Сон», поэма «Штиль на море».
В
раннем поэтическом творчестве, навеянном романтизмом, прослеживается влияние
лирики Жуковского, Пушкина, Лермонтова. В «Отечественных записках» печатают
стихотворения «Старый помещик», «Баллада». Тургенев получил одобрение
Белинского: «…крепкий, энергический и претит стих, выработанный в школе
Лермонтова». А главное, в них (в стихах) есть мысль, мысль оригинальная… Здравствуйте,
лёгкие звёзды Пушистого первого снега! Полны
света и благородства стихи, посвящённые женщинам — Т. Бакуниной, А. Ховриной,
П. Виардо… Тургенев в своей лирике, подобно Тютчеву и Блоку, переживал из-за
живучести, пошлости людей. Как и Лермонтов, в стихотворении в прозе «Завтра!
Завтра!» пишет: «Он (человек) вообще не любит размышлять».
«Надо
полагать, что люди не созданы мыслить, потому что мысль сильная и свободная –
такая для них редкость», — писал
Лермонтов. Белинский одобрил и переводы Тургенева из Гёте, из
Байрона, из Шекспира. Сам же поэт довольно критически относился к своему
раннему творчеству. Многие стихотворения Тургенева положены на музыку, а
некоторые вошли в оперные сцены композиторов. Это романс на стихи поэта
«Баллада» (муз. А. Рубинштейна) и особенно популярный в наше время романс «В
дороге» («Утро туманное, утро седое...»). Первая строка поэта стала эпиграфом к стихотворению
Блока «Седое утро» и названием сборника стихов Блока. А. Симон включил в оперу
«Песнь торжествующей любви» хоровую сцену, в основе которой стих Тургенева
«Весенний вечер». На путь литературной критики Тургенев вступил под
воздействием Белинского. Лучшие из статей писателя — статьи о «Фаусте» Гёте в
переводе М. П. Вронского, о драме «Вильгельм Телль» Ф. Шиллера в переводе Ф.
Миллера, о трагедии С.А. Гедеонова «Смерть Ляпунова», о «Повестях, сказках и
рассказах Казака Луганского».
В статье о «Фаусте» Гёте Тургенев отдаёт дань
совершенству перевода М. П. Вронского. Размышляя о последнем переводе поэта
«Вильгельм Телль», Тургенев отмечает, что Шиллер, как человек и гражданин, выше
Гёте. Он сумел выразить сокровенную сущность своего народа. В статье об
историческом романе-трагедии «Смерть Ляпунова в прозе» Тургенев вопрошал: «Неужели
не явится наконец талант, который возьмётся хоть за этих двух рязанских дворян,
Прокопа и Захара Ляпунова, и покажет нам, наконец, русских живых людей?!». В статье «Повести,
сказки и рассказы Казака Луганского» Тургенев пишет, что Владимир Даль –
мастерски талантливый народный писатель и, чтобы стать народным писателем,
важно сочувствие к народу, наивная и добродушная наблюдательность. В. Даль знает русского
человека, как свои пять пальцев. У Даля — русский склад ума и речи,
изумительное богатство чисто русских поговорок, бездна остроумия. Иностранцам
не могут нравиться произведения Даля, ибо там чересчур пахнет русским духом, они исключительно
народны.
Одним из лучших ранних
произведений Тургенева-писателя по праву считается созданный «эзоповым языком» сборник
рассказов «Записки охотника», где дана подлинная картина жизни русских
крепостных. Салтыков-Щедрин утверждал, что «"Записки охотника"
положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды».
Ленин в своей публицистике рассматривал «Записки
охотника» равно с лучшими произведениями Некрасова и Салтыкова-Щедрина. Весомую
оценку произведению дали Белинский, Герцен, Аксаков, Гончаров, Чернышевский,
Добролюбов, Некрасов, Огарёв, Короленко, Горький и другие. Истинная любовь –
таинственная жертва. Вяч. Иванов Тургенев преклонялся
перед красотой и величием женщины, боролся за равноправие русской женщины.
Писатель всегда верил в мужество, духовные силы и ум женщины, связывал с её
созидательной деятельностью большие надежды: «Блестящее будущее за тем народом,
который поставит женщину не только наравне с мужчиной, а выше его». Эта тема красной нитью
проходит в романе Тургенева «Накануне». Впервые и светлая и чистая любовь
девушки получает ответ в другом сердце. И как следствие — её неудержимый порыв
к свободе и подвигу. Образу Елены Инсаровой, как и других тургеневских героинь,
свойственны скромность, мечтательность, простота, высокая нравственная чистота,
твёрдость воли и мужество. Ещё В.И. Немирович-Данченко отмечал, что героиня
романа «Накануне» стала прототипом самоотверженных русских сестёр милосердия,
добровольно принявших участие в борьбе за освобождение Болгарии в
русско-турецкой войне.
Среди них была и Юлия
Вревская — близкий друг Тургенева. Тургенев и Вревская познакомились в
Павловске в 1877 году. Они вместе навестили Полонского, завязалась истинная
переписка (между Тургеневым и Вревской). Словно повторившая подвиг Елены
Инсаровой, Вревская в качестве сестры милосердия отправилась на русско-турецкий
фронт, где вскоре, спасая других, умерла от тифа. Тургенев написал трогательное
стихотворение в прозе «Памяти В.П. Вревской»: «Нежное кроткое сердце…
и такая сила, такая жажда жертвы!.. Вся, пылая огнём
неугасаемой веры, отдалась на служение ближним...». Яков Полонский посвятил
Вревской стихотворение «Под красным крестом».
О значении тургеневских
женских образов писал Петр Кропоткин: «Тургенев вселил высшие идеалы и показал
нам, что такое русская женщина, какие сокровища таятся в её сердце и уме и чем
она может быть как вдохновительница мужчины». Лев Толстой писал, что
сам наблюдал тургеневских женщин в жизни. Максим Горький
утверждал: «Славу женщинам пели книги Тургенева». Примечательно, что
«тургеневские девушки» перешагнули и в тревожный ХХ век. 22 июня 1941 года, в
день начала Великой Отечественной войны, поэт Юлия Друнина вместе со своими
сверстницами обивала пороги военкоматов: У райвоенкоматов и
райкомов Тургеневские девушки
стоят… В романе «Накануне»
писатель рассказал и о национально-освободительном движении гарибальдийцев, о
борьбе итальянских патриотов против австрийского владычества:
«Да здравствует Италия,
да здравствует Гарибальди!». Статья писателя «Гамлет
и Дон-Кихот» отражает наблюдения Тургенева за революционными событиями и
судьбами их участников. Вечная тема борьбы Света и Тьмы, Добра и Зла… Автор
критикует людей эгоистичных, постоянно во всём сомневающихся, лишённых
активности. Им противопоставлены люди смелые, самоотверженные, беспредельно
преданные высокому идеалу. Люди, способные на подвиг, а потому близкие к
народу.
Писатель ассоциирует
таких людей с талантом, с Дон-Кихотом. В герое Гамлета Тургенев видел прообраз
лишних людей 30-х — 40-х годов. Революционеры-демократы, подобно Дон-Кихоту,
знали о смысле жизни. Ведь в Дон-Кихоте, как и в революционерах, живут высокая
нравственность, сильное чувство долга, а, главное, — «высокое начало
самопожертвования» ради торжества истины, справедливости на земле:
«Смиренный сердцем, он духом велик и смел». Тургенев
видел в Дон-Кихотах людей, преданных народу и готовых повести его за собой. В
финале статьи Тургенев восторженно пропел о доброте Дон-Кихота: «Всё пройдёт,
всё исчезнет, высочайший сан, власть, всеобъемлющий гений, всё рассыплется
прахом… Но добрые дела не разлетятся дымом; они долговечнее самой сияющей
красоты». Любовь
для Тургенева — подвиг. Любовь способна победить эгоизм — главного врага
человечества. По утверждению Галины Винниковой, автора книги «Тургенев в
России», писателя можно назвать певцом возвышенной любви. Тургенев непреложно
стремится и в жизни, и в творчестве пробудить в сердцах людей любовь и веру.
В
творчестве Художник воспевает жертвенную любовь. И, прежде всего, в романтической,
автобиографической «Первой любви». Первой любви писатель посвятил произведения:
«Ася», «Дворянское гнездо», «Накануне». А в поздней повести «Вешние воды»
Тургенев вдохновенно пропел гимн любви. В названных произведениях присутствует
и чувство трагического. Его роман с Полиной Виардо не принёс ему счастья. Из-за
большой любви к знаменитой французской певице он на всю жизнь остался «одиноким
вечным странником».
В середине июля 1859
года к украинской писательнице М.А. Маркович Тургенев с грустью в сердце писал:
«Нет счастья вне семьи и вне родины». Сатирическим пером,
подобно Салтыкову-Щедрину, Тургенев пытается решить общественно-политические
проблемы. Писатель обеспокоен судьбой России и её будущим, работает над
философскими и духовно-нравственными проблемами. Тургенева волнует
экономическая кабала крестьян. Главным объектом своей сатиры писатель считает
генералов, консерваторов. Он разоблачает «баденовских генералов» и их крайне
реакционные взгляды. В 1862 году в России
был разгул реакции и террора. Запрещены «Современник» и «Русское слово». Галина
Винникова отмечает, что, как «смелый летописец своей эпохи», Тургенев проявил
себя в романе «Дым» в разделе полемики того времени. Герой романа Литвинов,
человек честный, патриот, противопоставлен «баденовским генералам».
Отрадно, что литература
для Тургенева, как и театр для Гоголя, стала кафедрой, с которой он
пропагандировал идеи об успешном преобразовании России. Герцен увидел, что
пламя своей сатиры Тургенев направил на молодую русскую эмиграцию, и одобрил
это. Высокую оценку «Дыму» дал П. Анненков. Последним произведением
Тургенева стал роман «Новь», похожий на социологическое исследование, в основе
которого лежат политические идеи. Лавров писал, что в основе романа — движение
революционеров-народников в России. 15 января 1876 года в письме к
Салтыкову-Щедрину Тургенев с энтузиазмом сообщил о главной задаче в связи с
написанием «Нови»: «Кто знает, мне, быть может, ещё суждено зажечь сердца
людей». О народном движении в
России писатель был хорошо информирован от самих революционеров. В романе автор
указал на слабые стороны народников — оторванность их от народа. И всё же это
движение не прошло без пользы. Тургенев понимал, что Россию не минует
капиталистический путь развития. Главные герои «Нови» — Марианна
и Нежданов. Сблизила их любовь и общее дело. Мужество и храбрость характерны
для Марианны, всегда готовой на жертвы и на подвиг во имя счастья людей. В
книге Тургенев поднял и проблему мнимой революционности. В романе писатель
впервые в своём творчестве создаёт образ русского рабочего. Луначарский высоко
отозвался о романе «Новь», а Марианну он назвал «самой светлой звездой на всём
небосклоне русской литературы». Радостно сознавать, что надежды Тургенева
сбылись. Его «Новь» зажгла, подобно горьковскому Данко, сердца людей, пробудила
в них ненависть к угнетателям, призвала к борьбе. Тургенев охотно
оказывал в 1880-е материальную помощь революционерам-эмигрантам, сам искал
нуждающихся, помогал найти им работу. При участии писателя в Париже была открыта библиотека для русских
революционеров-эмигрантов. Тургенев хлопотал за революционеров перед
французскими и перед русскими властями, дружил с Лопатиным, другом Маркса, был
знаком с Кропоткиным, с Писаревым, революционером-демократом, публицистом и литературным
критиком. Тургенев сотрудничал с издателем «Вестника Европы» Стасюлевичем,
публицистом, профессором столичных университетов; и молодым критиком Стасовым.
На ниве традиционного
русского искусства писатель сблизился с художником-баталистом Василием
Верещагиным, с композиторами «Могучей кучки»… О проблемах народа, о бедах русского крестьянина размышлял в
публицистике Тургенев. С жизнью крестьян был знаком не понаслышке. Его радовали
отзывчивость и природный ум русского крестьянина. В то же время, писатель
переживал о слабо развитом чувстве гражданственности в русских крестьянах.
Подобно евразийцам, Тургенев считал русский народ не только европейским.
Русский народ — посредник между Востоком и Западом. Почти каждое лето
писатель приезжал из Баден-Бадена в Россию, в своё родовое гнездо –
Спасское-Лутовиново. Радовался, как ребёнок, устроенным им «дивным пирам» –
праздникам в честь его возвращения на родину. На торжества приглашались
крестьяне из ближайших деревень. Журналист И.Ф. Рында так описывал те
празднества: «Лились нескончаемые песни; водились хороводы… и стар, и мал
находили угощение у бывшего своего помещика. Пир и веселье продолжались на
другой, а часто и на третий день. Любуясь весельем крестьян, Иван Сергеевич
часто произносил мягким фальцетом: “Чудесно, прекрасно!”. Что за
широкий дух у русского человека — ничего подобного нет у иностранцев!». Этим не ограничивалась
благотворительность писателя. Тургенев назначал пенсии престарелым крестьянам,
заботился об организации медицинской помощи больным… В 1863 году в
Спасском-Лутовиново писатель открыл школу для крестьянских детей, которая
содержалась на его средства. В 1879 году российская
общественность горячо встречала Тургенева в Москве и Петербурге. Писателя
избрали почётным членом Общества любителей российской словесности. В России Тургенев
словно заново рождался. В письме писательнице Е.В. Львовой он сообщает: «Пишется
хорошо, только живя в русской деревне: там и воздух-то как будто “полон
мыслей”!». Ещё одна радость
сопутствовала Тургеневу. В том же 1879 году Оксфордский университет избрал
писателя почётным доктором гражданского права. 18 июня 1880 года в
Москве был торжественно открыт памятник Пушкину. Выступления Тургенева и
Достоевского с «Речью о Пушкине» перед собравшимися были встречены с
восхищением! Позднее Московский университет избрал Ивана Сергеевича своим
почётным членом. Тургенев внимательно
следил за развитием русской литературы. Помогал молодым писателям, наставляя
их, учил писать просто, поддерживал материально.
Тургенев дружил с
Некрасовым, Полонским, Толстым, Салтыковым-Щедриным… Последние годы писатель
тяжело болел. В своём последнем письме Толстому Иван Сергеевич писал о
посещении Кембриджа и Оксфорда: «И как же здорово они нас ненавидят!». А самого
Льва Николаевича писатель величает «писателем земли русской». 11 июня 1882 года Иван
Сергеевич пишет Полонскому: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня
дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которой я уже, вероятно,
никогда не увижу». Полонский написал 15 живописных этюдов в
Спасском-Лутовиново, в имении Тургенева. Он создал последний прижизненный
портрет писателя в его усадьбе. В свою очередь, Тургенев вдохновил на
творчество жену поэта, Жозефину Антоновну. Она увековечила память Тургенева
бюстом-надгробием собственной работы на Волковом кладбище в Петербурге. И. С. Тургенев ушёл из
жизни 3 сентября 1883 года. Он завещал похоронить себя на Волковом кладбище,
рядом с Белинским… Смерть писателя стала тяжёлой утратой для русской и мировой
литературы. Эрнест Ренан,
французский мыслитель и историк, в Париже, на проводах тела Тургенева в Россию,
произнёс: «Душа его — была… совесть целого народа… честь и слава великой
славянской расе». На смерть писателя откликнулись Лавров, Лопатин… Салтыков-Щедрин
говорил о Тургеневе как об учителе многих русских писателей, что литературная
деятельность Тургенева была соизмерима с деятельностью Некрасова, Белинского и
Добролюбова…
Служа заграницей
интересам России, Тургенев поистине стал послом «русской интеллигенции».
Известно, что в 1860-х годах писатель принимал активное участие в
общественно-культурной жизни Парижа. Жорж Санд и Флобер считали его своим
учителем. Флобер и Тургенев часто беседовали на темы литературы и искусства… «...От ваших произведений исходит терпкий и нежный
аромат, чарующая грусть, которая проникает до глубины души...», –
писал Флобер. Иван Сергеевич считал Флобера одним из лучших современных
писателей и критиков. Дружил Тургенев и с Проспером
Мериме, который интересовался Россией, её культурой и литературой. Последний с
помощью Тургенева переводил на французский Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Мериме
же написал критическую статью о Тургеневе. Прекрасную статью создал о Тургеневе
Ламартин. Мопассан посвятил русскому писателю сборник своих рассказов.
Сердечные слова
посвящены Тургеневу американским писателем норвежского происхождения Х.
Бойесеном: «...Он любил Россию и страстно желал, чтобы Россия внесла свою долю
в общую сокровищницу человеческой культуры». Тургенев часто
редактировал переводы различных авторов. Благодаря ему увидели свет переводы на
французский, немецкий и английский языки произведения Пушкина, Лермонтова,
Гоголя, Крылова, Салтыкова-Щедрина, Толстого… Тургенев всячески способствовал
опубликованию в России произведений Золя, Флобера, Гейне, Мопассана и других. Велико значение для русской и мировой культуры жизни
и творчества Ивана Сергеевича Тургенева. Художника, гражданина, подвижника
духа! Огромно и непреложно значение созидательной творческой и
общественно-культурной деятельности Тургенева для его поколения и для грядущих
поколений. Пером писателя водило Сердце... Иван Сергеевич искренне по жизни
стремился и учил своих современников:
«Прекрасное всем
сердцем понимать».
|