Эраст
Павлович Гарин (1902-1980) — замечательный советский актёр, режиссер, сценарист,
народный артист СССР, для меня, прежде всего, Король в фильме-сказке режиссёров
Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро
«Золушка» из моего послевоенного детства. Помню, как в холодном зале клуба военного городка впервые смотрела «Золушку»,
не отрываясь от черно-белого экрана. Я так переживала за Золушку и
трогательного Короля, что родители хотели увести меня домой…
Уже
потом были «взрослые» фильмы — «Свадьба» с неподражаемым Эпаминондом
Апломбовым, замечательный дедушка из «Девушки без адреса», профессор-археолог из
«Джентльменов удачи» и другие, где Эраст Павлович — «король эпизода»,
покорял зрителя своим обаянием.
В 1950-1960
годы неповторимый голос Гарина часто звучал в радиопостановках по произведениям
Владимира Маяковского, а в 1960-е вышла грампластинка со сказкой Джанни Родари «Приключения
Чиполлино», где синьор Тыква говорил голосом Эраста Павловича…
Годы
спустя, когда я стала заниматься исследованиями жизни и творчества первого
главного архитектора Брянска Бориса Петровича Шавырина, выпускника ВХУТЕИНа (Высшего художественно-технического института) и
театральной мастерской В.Э. Мейерхольда, углубилась в историю театра
Мейерхольда. Вот тут-то и «раскрылась» для меня творческая судьба Э.П. Гарина.
Труппа
театра имени Вс. Мейерхольда состояла почти исключительно из учеников его
Мастерских: в 1921-1922 годах там занимались Эраст Гарин, Зинаида Райх,
Мария Бабанова, Михаил Жаров, Игорь Ильинский и другие, в будущем
известные актёры, режиссеры, художники театра.
Эраст
Гарин был одним из любимых учеников Всеволода Мейерхольда, в 1920-е годы его
называли Бастером Китоном советского кинематографа (знаменитый американский
комик с серьёзным лицом). Как-то Мейерхольд сказал Маяковскому: «Актёр моего
театра, дьявольски талантлив, комик, острый, злой, далеко пойдёт». В театре
Мейерхольда Гарин сыграл немало главных ролей — Чацкий в «Горе от ума», Хлестаков
в «Ревизоре», Гулячкин в «Мандате» Н. Эрдмана и другие. Первые роли в Театре
имени Вс. Мейерхольда оказали большое влияние на всю последующую творческую
судьбу актёра и предопределили его склонность к жанру сатиры, близкой к
эксцентрике и буффонаде.
В творческой биографии Эраста
Петровича потом были и другие театры, он много снимался в кино, писал сценарии,
ставил спектакли…
А началось всё в родной Рязани, где
юный красноармеец Эраст Герасимов (сценический псевдоним «Гарин» появился позже)
играл на сцене гарнизонного
театра Красной армии. С этим театром он и попал в Москву.
О
том, что в городе сохранился дом, в котором вырос Эраст Павлович, я узнала из
путеводителя по Рязани. Двухэтажный дом №34 на Соборной улице принадлежал бабушке
Эраста Гарина Елизавете Ивановне. Приятно удивило, что здание, построенное в
конце ХIХ
века в стиле позднего классицизма, прекрасно
отреставрировано. На фасаде многозначительная реклама «Хорошие руки. Роллы». Вполне
возможно, что благодаря «Хорошим рукам» и средства нашлись на реставрацию
здания. К сожалению, на доме нет мемориальной доски в память о великом актёре.
Уже позже прочитала, что Эраст в
детстве «ужасно любил» рассматривать витрину часового магазина, который находился
напротив дома его бабушки. Как-то не обратила внимания, есть ли сегодня такой
магазин напротив…
Но
на этом моё маленькое путешествие не закончилось. А предстояло мне выполнить
своеобразный квест на тему «Гарин». Дело в том, что в течение почти всего лета я
путешествовала по городу и заодно разыскивала сграффито (техника декора стен,
получаемая путем нанесения слоев штукатурки на увлажненную поверхность с последующим
«процарапыванием» рисунка), выполненные художником из г. Владивостока Павлом
Шугуровым в разных уголках исторического центра Рязани. Так вот, одно из
сграффито и было «портретом» Эраста Павловича Гарина.
Найти его оказалось не так-то просто, хотя и был
указан конкретный адрес — улица Соборная, 46. Конечно, на ухоженном «родовом»
доме актёра своё произведение он разместить не мог. «Полотном» ему служили
кирпичные неоштукатуренные ограды, облупленные
стены домов. Поэтому, памятуя свой
«накопленный» опыт поисков, вошла в арку дома №46, обошла двор с
полуразрушенными домиками, осмотрела стены…нет. И уже решив вернуться, на
торцевой стене дома за полуоткрытыми воротами увидела …шаржевый портрет Эраста
Гарина в роли незабвенного Эпаминонда Апломбова в полный рост. Мастерски выполненное
сграффито — дань памяти актёру.
В
прошлом юбилейном году стало известно, что планируется создание памятника Эрасту
Павловичу Гарину.
Актёр будет запечатлён в образе Короля из «Золушки». Разместят скульптуру в
одной из ниш на фасаде здания Театра на Соборной, где сейчас ведутся
реставрационные работы.
Будем ждать! |