27 апреля в Москве в
залах западного крыла Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу
открылась выставка «Грани Победы». «Как красиво», — сказала женщина, а затем, подойдя
ближе к картине, положила руку на сердце и через мгновение сдавлено произнесла:
«Как больно. Как это невероятно. Как это страшно и прекрасно». Со всех сторон экспозиционного пространства из картин,
красками, доносятся звуки войны всех эпох. Драматическое напряжение,
динамичность, броские образы, героические сюжеты, все оттенки символичного красного
цвета — более 1000 живописных, скульптурных, графических и декоративно-прикладных
произведений, фоторабот, взаимодействуя друг с другом в
пространственно-художественном решении, отразили одну из знаковых тем в
изобразительном искусстве — защиту Отечества. Уникально, что для выставки из коллекции Союза
художников России отобрано около 100 произведений известных художников нашей
страны, которые раньше никогда не выставлялись. Экспозицию дополнили работы известных
художников прошлых лет и наших современников, переданные из семейных коллекций
и авторских студий. В масштабном Всероссийском проекте приняли участие
мастера из разных регионов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Крыма, Луганской Народной
Республики, Дальнего Востока, Якутии, Урала, Сибири. Среди экспонатов можно
увидеть и работы рязанских художников: Раисы Лысениной, Виктора Корсакова,
Владимира Янаки. Переходя из одного зала в другой поражаешься тому,
насколько тесно переплетаются между собой произведения, созданные в разные
временные рамки. Это ретроспекция, из которой можно извлечь урок, что война –
величайшая трагедия всего человечества. Залпы орудий, разрывы снарядов и бомб, автоматные и
пулеметные очереди не мешали творить художникам во время Великой Отечественной
войны, а после нее в их творчестве лишь усилилась символика изображения
страшных битв, людей сильных и волевых. Свое мастерство авторы направляли на
передачу чувств и эмоций, показывая тот трагический образ, который сохранится в
пластах народной памяти. Среди галереи сильных народных характеров стоит
небольшой бронзовый бюст человека-легенды — жителя города Рязани Алексея
Ангеловича Вайцена, выжившего узника фашистского лагеря смерти «Собибор». Прижизненный
портрет выполнила рязанский скульптор, заслуженный художник России Раиса
Лысенина. Автор в металле увековечила мягкие, нежные, добрые черты лица
человека, являющегося свидетелем травм войны. Это маленький памятник надежды,
мужества и отваги, противостоящий разрушающей стихии гибели. Натруженные загорелые руки с выступающими венами
опущены. Женское лицо, в котором нет ничего нежного и уютного, ясно передает
все тяготы жизни. С полотна, заполненным душевными переживаниями, на зрителя
смотрит мать, которая ждет сына. В ее глазах мучительная неизвестность и вопрос
без ответа — вернется ли? Образ героини символичен. Он олицетворяет в себе ушедшую
эпоху в лице всех женщин, оставшихся без своего ребенка, супруга, брата, отца.
Что остается человеку, оказавшемуся один на один с героиней? Лишь невольно
погрузиться в ее сомнения, ощутить ее боль. Щемящее чувство беспокойства за оставшихся рядом и
бессонные ночи, проводимые перед иконой — Россия жива, пока молятся матери за
своих детей. Этот смысл ярко обозначен в картине рязанских живописцев:
заслуженного художника РФ Виктора Корсакова «Мать. Тревожно»; члена
Общественной палаты Рязанской области, члена Союза художников России, ветерана
боевых действий Владимира Янаки «Молитва Матери». Чувственна тема любви и разлуки, неизвестности и
переживаний за будущее. Один человек уходит, другой — остается. Но всегда нужно
помнить, а главное верить, что за расставанием последует встреча! И вот,
посреди зала, можно увидеть, как в бронзе, на века, в нежных объятиях
воссоединились двое — он и она. И незримо присутствующим чувствуется их
всепоглощающая преданность друг другу. Фронтовые рисунки, этюды, зарисовки, репортажные
наброски, пейзажи разрушенных городов представляют несомненную историческую
ценность как подлинные документы военных лихолетий. Среди них на выставке
широко представлено творчество художников-кинематографов на военную тематику.
Эскизы к кинофильмам из фондов «Киноконцерта “Мосфильм” очень точно передают
историческую реальность сражений 1941-1945 годов: Творческие плоды художника-постановщика показывают не
просто его мастерство, а его отношение к происходящему. Кинохудожник вместе с
режиссером и оператором стараются очень точно воссоздать на экране время.
Воссоздать реальность военного лихолетья», — подчеркнула начальник Управления по связям с общественностью
Киноконцерна «Мосфильм» и информационного центра «Мосфильм-Инфо», специалист по
истории «Мосфильма» Гаяне Амбарцумян. Часто образы, созданные художником в эскизах, без
изменений воплощались на экране. Так, среди работ, отобранных из Музейного
фонда «Мосфильма», можно увидеть эскизы к фильму «Судьба человека» (1959 г.), «Живые
и мертвые» (1963 г.), «Горячий снег» (1972 г.). Выставка получилась очень многоликая. Чем дальше
война, тем большее мы ощущаем все ее грани. Особенно, остроту переживаний, от
которых не уйти, не уберечься. Весы войны продолжают качаться то на одну, то на
другую сторону, что приносит новые переживания и также новую волну спасительной
памяти. Сегодня каждая работа несет в себе кусочек сердца художника. Спасибо
тем, кто когда-то вдохновил каждого из них. Сегодня через их талант они являются
нам: люди ушедшие, люди здравствующие и, наверное, люди будущего».
(Вице-президент Российской академии художеств, искусствовед Андрей Золотов) И сегодня героизм, мужество воинов показаны в работах
современных мастеров, которые по зову сердца на основе впечатлений от
увиденного во время грозных военных конфликтов в Афганистане и Сирии, на
Северном Кавказе и Донбассе создали свои произведения. Так, часть экспозиции
заняли работы, посвященные специальной военной операции. Их авторы — луганские
и военные художники, скульпторы Студии имени М.Б. Грекова Министерства обороны
РФ; живописцы, которые творили, находясь в горячих точках. На живописных холстах люди с честными и благородными
лицами, черты которых словно вытесаны из камня. Позади — ничего лишнего. Сплошной
фон, на котором только человек и его взгляд. Взгляд в упор. Взгляд войны и ее
последствий, свидетельством которых стали инсталляция из обломков джавелинов,
созданная на Донбассе; монументальный «Луганский пленэр»
художника-монументалиста Максима Харлова, для которого картиной стал лист
железа с крыши Луганского союза художников. Невозможно пройти мимо, лишь мельком взглянув, на
отдельный пласт экспозиции — дорогу, испещренную следами шин военной техники,
покрытую лужами и грязью, заваленную обломками полуразрушенных зданий. Пронзительно и искусно изобразил своих друзей и
знакомых — луганских ополченцев — художник Луганской Народной Республики Сергей
Кондрашов. В экспозиционных залах его полотна духовно-нравственного и
патриотического содержания гармонично соседствуют с лирическими работами,
посвященными материнству, старости, труду на мирной земле, религиозным
переживаниям, идеалам добра и красоты. Находясь сегодня на этой выставке, поразительная
достоверность проникает в глубины сознания. Чувствуется энергетический взрыв,
та любовь к Родине, которая сопровождала жизни тех, кто участвовал в Великой
Отечественной войне, тех, кто воюет сегодня. Все это передалось в часть нашей
жизни. Современные художники и сейчас погружены в атмосферу войн, которая не
удаляется, а живет вместе с нами». (Первый вице-президент российской академии
художеств Виктор Калинин) Но над разрушительным хаосом войны торжествует Победа жизни!
Она воплощена на полотнах в ярких лучах солнечного света, пронзающего
голубоватую речушку; в городском пейзаже с гордо возвышающимися пиками зданий в
чистое голубое небо; в улыбке ребенка, играющего с куклой-юнгой; в крепких
объятиях женщины с вернувшимся с полей сражений солдатом; в сполохах красных, оранжевых,
желтых и зеленых искр праздничного майского салюта, который расцветает подобно
ярким букетам цветов всем павшим и живым. О творческом даре художников сильнее чувствовать,
точнее выражать на своих полотнах людские подвиги в своих речах отметили председатель
Союза художников России, скульптор Андрей Ковальчук; секретарь Союза художников
России, академик Российской академии художеств, Народный художник РФ Алексей
Суховецкий; первый секретарь Союза художников России, Народный художник РФ Николай Боровской;
председатель правления Союза художников Санкт-Петербурга Андрей Базанов; ректор
Московского государственного академического художественного института имени
В.И. Сурикова, живописец Анатолий Любавин; председатель Московского союза
художников, народный художник РФ Виктор Глухов; Народный художник России,
академик, художник Студии военных художников имени М.Б. Грекова Дмитрий
Белюкин; Народный художник Луганской Народной Республики Сергей Кондрашов. Существует крылатое выражение «Когда стреляют пушки,
музы молчат». Проект «Грани Победы» заявляет об обратном! Музы не молчат. Они
«говорят» с нами устами мастеров искусства так искренне и правдиво, что их
невозможно не услышать. Их разговор многогранен. Начиная с молчаливого взгляда,
порождающего молитвенный шепот, переходящий в отчаянный крик прощания, и
заканчивая громкими аккордами торжества справедливости, веры в человечность,
надежды на разумность и главенство всепоглощающей любви. Успейте посетить выставку о правде войны, ее
испытаниях и страданиях, о наслаждении жизнью, о силе добра, о вере в Победу до
20 мая.
Адрес: Выставочный зал
Союза художников России, Москва, Крымский вал, 10. 4 этаж (Западное Крыло Новой
Третьяковки). |