В 2023 году исполнится 200 лет со дня рождения великого
русского драматурга А.Н. Островского. Рязанский музыкальный театр подготовил к
этой дате музыкальный спектакль «Снегурочка» по мотивам одноименного
произведения А.Н. Островского на музыку Н.А. Римского-Корсакова, П.И.
Чайковского, А.К. Лядова. Неслучайно сам драматург назвал «Снегурочку»
пьесой-сказкой. Ведь именно через сказку на Руси издревле делились мудростью и
из поколения в поколения передавали накопленный опыт. Но актуальны ли сказки в
XXI веке? Тем более — сказки в оперном оформлении? Об этом мы поговорили с
режиссёром-постановщиком спектакля Иваном Китаниным. Десять лет назад в Рязанском музыкальном театре уже ставили
«Снегурочку». Постановка Жанны Виноградовой стала первым опытом работы театра в
жанре опера. В театральной фантазии 2012 года были задействованы не все герои,
прописанные Островским. В новой же постановке нашлось место и Морозу, и
Берендею, и Лешему. И не только им. Музыку Н.А. Римского-Корсакова решили
дополнить фрагментами из произведений П.И. Чайковского и А.К. Лядова. – Мы используем два номера из музыкальной пьесы-сказки П.И.
Чайковского — это «Вторая песня Леля» и «Пляска скоморохов». Они более яркие и
выразительные, чем у Н.А. Римского-Корсакова. Переходы между тремя временами
года сопровождаются музыкой А.К. Лядова — ученика Н.А. Римского-Корсакова. Все
эти мелодии относятся к традиционной русской культуре с ярко выраженными
мотивами народного творчества дохристианского периода. Таким образом
постановочная группа решает задачу по приобщению к русской культуре. – Над спектаклем
работала молодая команда — вы как режиссёр, дирижёр Екатерина Васильева,
балетмейстер Дарья Захарова. Нашли ли в нём отражение современные решения? – К современным решениям можно отнести хореографию, которая
состоит из традиционных русских народных танцев с элементами современной
пластики. Актуальные приёмы используются и в режиссуре, и в музыке — мы немного
сдвинули темп по сравнению с классическим вариантом, просто потому что мы так
уже не живём. – Получается, ваша
постановка будет максимально современной. Но ведь многие зрители ждут именно
оперу в классическом варианте… – Они её увидят и услышат. Просто современная постановка
оперы диктует новые условия. Сейчас уже нельзя выйти на сцену, стоять и петь –
зрителю это будет неинтересно. Сегодняшняя опера требует динамики. – Почему ваша версия
«Снегурочки» определяется как «музыкальный спектакль», а не как «опера»? – По одной простой причине: в опере Римского-Корсакова
изначально не было слов. У нас же есть текст, поэтому оперой нашу постановку
уже назвать нельзя, это всё-таки музыкальный спектакль. – Лично вам опера
близка или вы придерживаетесь мнения, что это элитарный жанр? – Элитарный в том смысле, что три с половиной часа высидеть
на спектакле смогут только настоящие ценители. А если серьёзно, раньше
древнегреческую трагедию тоже считали высоким жанром. Комедия — была ближе к
публике, а трагедия затрагивала более глобальные, высокие конфликты. В опере
тоже всегда присутствует трагедийность. И тем не менее, этот жанр очень близок
и интересен людям, всё зависит от того, как его подать, от сценического,
пластического, художественного решения спектакля. – А вам самому чем
интересна опера «Снегурочка»? – Для меня эта постановка — как древнегреческая трагедия, в
которой поднимается конфликт между Божеством и людьми. Солнце наказывает
берендеев на 15 лет, лишает света, тепла, урожая. Из-за противостояния двух
божественных сил — Солнца и Мороза — страдают люди. Здесь для меня интересна не
столько любовь Снегурочки к Мизгирю, сколько её жертвование собой ради других.
Ведь она могла бы сидеть дома и жить дальше. Но Снегурочка выбрала прожить пять
минут достойно и погибнуть, испытав катарсис. Именно этим мне интересна пьеса
Островского — катарсисом, перерождением и возможностью соединить традиции с
современностью. – И Снегурочка, и её
возлюбленный Мизгирь погибают, но финал постановки остаётся оптимистичным и
даже праздничным. За счёт чего достигается такой эффект? – Да, в пьесе есть такие слова: «Снегурочки печальная
кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут. Солнце знает, кого
карать и миловать». И это ещё раз подтверждает мысль о том, что здесь важнее не
личный конфликт человека с обществом, а конфликт человека с Божеством.
Снегурочку и Мизгиря по сути приносят в жертву Божеству, но все остальные после
этого смогут жить спокойно и счастливо, не боясь холода и тьмы, то есть здесь
жертвуют единицами, чтобы спасти сотни. С точки зрения личности — это горе, с
точки зрения человечества — это спасение. Проведу аналогию с Великой
Отечественной войной. Погибли миллионы, но мы ежегодно отмечаем День Победы –
праздник со слезами на глазах, когда мы с благодарностью вспоминаем тех, кто
ценой своей жизни подарил мирную жизнь другим. Снегурочка сделал тоже самое.
Поэтому нужно не плакать о них, а сказать им спасибо. – Возрастной ценз
спектакля 12+. Как вы думаете, поймут ли подростки всю глубину этого
произведения? – Поймут, ведь весь конфликт лежит на поверхности. Почему
погибает Мизгирь? Потому что повёл себя недостойно, бросил свою невесту Купаву,
оскорбил её при всех, опорочил. За любое действие есть наказание, и Мизгиря оно
настигло. – За 10 лет, которые
прошли со времени первой постановки «Снегурочки» в музыкальном театре многое
изменилось. Отразилось ли это на сценическом решении спектакля? – Конечно. Картинка будет совершенно другая. «Снегурочка»,
как и любая опера, подразумевает огромное количество народа, массовые сцены,
такие, как Масленица, например. На нашей сцене использовать громоздкие
декорации, которые будут перекрывать хор, балет или солистов, нецелесообразно.
Поэтому у нас появляется подиум, который даёт нам возможность показать весь
рисунок спектакля, артистов, их лица, реакции. Что касается светового решения,
весь спектакль будет проходить во тьме, и только в финале, когда Солнце возвращается
в царство берендеев, и сцена, и зал будут залиты светом. – Можно ли начинать
знакомство с оперой с музыкального спектакля «Снегурочка»?
– Да, можно. Здесь просто и понятный сюжет, очень динамичное
действие, поэтому зритель точно не будет скучать. |