СТАТЬИ

«Зеркало сцены — 2022». Театральное царство-государство

Дарья Орешина •  7 ноября 2022

6 ноября в Рязанском театре драмы состоялась церемония закрытия VIII областного фестиваля-премии «Зеркало сцены». Его организаторами выступает региональное отделение Союза театральных деятелей России при поддержке министерства культуры Рязанской области.

В течение недели — с 31 октября по 5 ноября — компетентное жюри и зрители увидели лучшие премьеры театрального сезона 2021-2022 года. Фестивальная программа включила 8 спектаклей: «Баядера» и «Интрига» (Рязанский  музыкальный театр), «Иванов» и «Я танцую как дебил» (Рязанский театр драмы), «Маленькие трагедии» и «Синяя борода» (Рязанский театр кукол). Постановки «Идиот» и «Море. Звёзды. Олеандр» Рязанского театра юного зрителя были представлены в видео-формате, поскольку в учреждении проводятся масштабные реставрационные работы. Особенностью «Зеркала сцены — 2022» стало и отсутствие в афише конкурса представлений для детской аудитории.

Все показы прошли при полных аншлагах: многие любители театрального искусства посещали спектакли не в первый раз, что демонстрирует высокий уровень профессионального мастерства и яркого таланта режиссёров, актёров, художников по свету и костюмам, звукорежиссёров.

Каждая постановка уникальна и прекрасна по-своему. К примеру, мюзикл «Интрига» по мотивам по мотивам пьесы Э. Скриба «Стакан воды» погрузил слушателей в историческую авантюру с запутанным сюжетом, детским юмором и глубокими размышлениями о долге и совести. А оперетта «Баядера» удивила и порадовала разнообразием музыкальных направлений — восточных мотивов, фокстрота, джаза, тустепа и шимми.

У этих похожих с первого взгляда жанров есть особые отличительные черты: в оперетте, как правило, музыкальные номера подчеркивают динамику развития, выделяют действия. Музыка классической формы здесь играет главную роль: именно через неё раскрывается основной замысел. В свою очередь, мюзикл — сценическое произведение, в котором наряду с музыкой большое значение имеют вокал, хореография, пластика, постановочные эффекты. И при отсутствии музыкального сопровождения он становится полноценной пьесой, соответствующей требованиям драматической театральной школы.

Глубокая психологическая драма «Иванов» по одноименной пьесе А.П. Чехова сосредоточена на актёрской игре, демонстрирующей тяжёлые переживания героев и их обреченность, боль, страдания. В постановке Дмитрия Акриша отсутствуют спецэффекты, количество действующих лиц и сюжетных линий значительно сокращены. Особую актуальность и злободневность поднятых проблем в современном мире придают запрещенные в XIX веке манеры общения, встраивание в классику несвойственного для того времени стиля одежды — это необычные и смелые режиссерские решения.

Драмеди (комедийная драма) «Я танцую как дебил», основой которой является произведение рязанского драматурга Игоря Витренко, наоборот, пронизана танцем юмором, сленгом и незамысловатыми диалогами. Отличаясь динамикой и драйвом, она позволяет чувствовать дыхание и ритмы времени. Зрители находятся не в зале, а на сцене вместе с героями, что позволяет ближе воспринять поднятые в спектакле проблемы.

Как мы видим, в разных жанрах — свои законы построения постановки, цели, акценты, закономерности работы режиссера с актёрами, сценография, принципы музыкального оформления. Поэтому невозможно переоценить детальный анализ премьер рязанских театров профессиональными театральными критиками и театроведами из Москвы и других городов страны, специализирующихся на различных направлениях театрального искусства, имеющих колоссальный опыт, регулярно оценивающих работы ведущих театров России в рамках престижных национальных премий, фестивалей и конкурсов.

В этом году, после непродолжительного перерыва, экспертную комиссию «Зеркала сцены» снова возглавила театровед, театральный критик, кандидат искусствоведения, редактор журнала «Вопросы театра» и руководитель театроведческого курса ГИТИСа Марина Тимашева.

Также в состав жюри вошли:

  • Алла Шевелева — театровед, театральный критик, педагог кафедры истории театра России Российского института театрального искусства (ГИТИС), автор публикаций в газетах «Известия» и «Театральная афиша», эксперт и член жюри театральных фестивалей и премий, в том числе Российской Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» (Москва);
  • Ольга Кораблина — театровед, театральный и музыкальный критик, заведующая Кабинетом музыкальных театров СТД РФ, автор образовательных программ для артистов-вокалистов, автор публикаций в журналах «Страстной бульвар», «Музыкальный журнал», «Балет», эксперт и член жюри театральных фестивалей и премий, в том числе Национального фестиваля и премии «Музыкальное сердце театра» (Москва);
  • Анастасия Иванова — театровед, историк театра, театральный критик, старший преподаватель кафедры истории зарубежного театра Российского института театрального искусства ГИТИС, старший преподаватель кафедры практического театроведения, менеджмента и театральных технологий Высшей школе сценических искусств (Театральная школа Константина Райкина), автор публикаций в журналах «Вопросы театра», «ПТЖ» и «Современная драматургия», эксперт и член жюри театральных фестивалей и премий (Москва).

Эксперты оценивали представленные спектакли в соответствии с профессиональными характеристиками в 10 профессиональных и 6 специальных номинациях.

Особая ценность, гордость и достояние фестиваля «Зеркало сцены» — театральные критики, авторитеты творческой среды, без которых фестиваль не был бы столь привлекательным. Именно благодаря вам, уважаемые эксперты, каждое обсуждение конкурсной постановки превращается в моноспектакль: с интригой, с особой стилистикой, юмором, но всегда с очень точной профессиональной оценкой и советами участникам», — отметила на церемонии подведения итогов премии министр культуры Рязанской области Марина Кауркина.

В этот день труппы всех четырёх театров Рязани собрались вместе, чтобы выбрать лучших мастеров и подвести итоги прошедшего сезона. 

Но это был бы не театр, если бы и официальная церемония не превратилась в отдельное интерактивное шоу! В Год культурного наследия народов России основной темой представления стала «Русская сказка наяву». Каждый год тематику определяет региональное отделение СТД РФ. Так, зрители уже могли провести «Ночь в опере», погрузиться в «Расследование в стиле джаз» и увидеть «Все краски театральной палитры». А чем же запомнится сказка?

Началась церемония, как и полагается любой сказке — зачином. Театральные деятели Рязанской области поздравили своих коллег-юбиляров 2022 года. В фойе, где по традиции, располагается фотозона, вырос «зеленый дуб» с ученым котом и русалкой на ветвях.

С приветственным словом к коллегам обратился председатель Рязанского отделения Союза театральных деятелей России, директор Рязанского театра кукол Константин Кириллов: 

«Сегодня мы вновь видим полные залы и можем уверенно говорить, что количество молодежи в театре неуклонно растет. В том числе, благодаря проекту “Пушкинская карта”. Пандемия показала, каким колоссальным запасом прочности обладает профессиональное сообщество и как сильно зрители преданы любимым театрам».

Лучшие творческие коллективы региона выступили с поистине волшебными и самобытными номерами, в которых отразилось богатство национальных культурных традиций. В зрелищную программу вошли русские народные песни и танцы (иногда и в коллаборации с хип-хопом, акробатическими трюками и световым шоу), юмористические выступления фокусника Олега Мельникова в образе царевича. За непринужденную обстановку «официального действа» отвечали и ведущие — звезды проекта «6 кадров» Эдуард Радзюкевич и Галина Данилова.

Незабываемую музыкальную волну зрителям подарили специальные гости церемонии — солисты Национального академического оркестра народных инструментов имени Осипова. Былинные гусли, пастушьи рожки, классические балалайки в руках мастеров аутентичные инструменты звучали особенно ярко!

Премии и статуэтки с ручной традиционной росписью победителям вручили известные деятели культуры и искусств Рязанской области: министр культуры Марина Кауркина, председатель регионального отделения Союза театральных деятелей России Константин Кириллов; заслуженный художник РФ, почётный член Российской академии художеств Раиса Лысенина; художественный руководитель Рязанского государственного академического русского народного хора имени Е. Попова Светлана Сухов, директор Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Виталий Попов и другие.

Жюри распределило награды следующим образом:

В профессиональных номинациях:

  • «Лучшая работа режиссера» — Акришу Дмитрию, спектакль «Иванов», Рязанский театр драмы;
  • «Лучшая работа художника-постановщика» — Громовой Александре, спектакль «Синяя борода», Рязанский театр кукол;
  • «Лучшая работа балетмейстера/хореографа» — Фролову Павлу, спектакль «Синяя борода», Рязанский театр кукол;
  • «Лучшая работа художника по свету» — Лебедеву Юрию, спектакль «Синяя Борода», Рязанский театр кукол;
  • «Лучшее музыкальное оформление» / «Лучшая работа композитора» — Тульчинскому Артёму, спектакль «Синяя борода», Рязанский театр кукол;
  • «Лучшая женская роль» — Воликовой Ирине, роль Королевы Анны, спектакль «Интрига», Рязанский музыкальный театр: 
Получить награду помогла команда, особенно режиссер, он — залог успеха. Спасибо Урсуле Макаровой! Это потрясающий человек, профессионал, который воспитывала нас. Без командной работы невозможно было сделать хороший спектакль. Сама роль далась тяжело, потому что нужно было играть молодую женщину — легкую, слабовольную. Сложно было вникнуть в характер персонажа, я долго пыталась понять ее. Но я играла многих людей, и кажется, что все они — это я!"

  • «Лучшая мужская роль» — Рыжкову Валерию, роль Иванова Николая Алексеевича, спектакль «Иванов», Рязанский театр драмы:
Победа в номинации — это помощь ребят, потому что невозможно одному ничего сделать. В роль было вжиться очень тяжело, ведь она очень психологическая. Это было так же тяжело, как когда-то надо было вжиться в роль Фауста, за которую я тоже получил награду на «Зеркале сцены».

  • «Лучшая роль второго плана» — Горбачеву Роману, роль Боркина Михаила Михайловича, спектакль «Иванов», Рязанский театр драмы;
  • «Лучший молодой актер» / «Лучшая молодая актриса» – Ефремовой Дарье, роль Лауры, спектакль «Маленькие трагедии», Рязанский театр кукол:
Получить награду помог театр, все, кто в нём работает, особенно режиссер. Все роли, которые я сыграла — любимые. Потому что не бывает нелюбимых ролей, каждая по-своему прекрасна. Однако, первая роль — Лауры — самая значимая. Среди дальнейших планов и целей — играть, развиваться, расти и совершенствоваться».
  • «Лучший спектакль большой формы» — спектаклю «Синяя борода», Рязанский театр кукол:
В душе очень хотелось получить эту награду, но особых ожиданий не было, так как было представлено много хороших работ. Вся наша команда вложила в спектакль сердце и душу.  Каждый из нас очень важен. Мы сделали спектакль вместе! Не ожидала, что многим понравится, ведь это очень спорный спектакль. Хотя, с другой стороны, в нем затрагивается очень много человеческих тем, в основном женских. Лично мне казалось, что постановка для очень узкого зрителя, но я рада, что она имеет успех. Музыкальное сопровождение сыграло очень важную роль, потому что музыканты играли на сцене. Без этого спектакль было бы сложно представить. Мы дышим единым порывом, потому что мы «кукольники» — та семья, где все друг друга знают, любят, чувствуют без слов!".
 (Режиссёр Анна Коонен)

В специальных номинациях:

  • «За лучший актерский дуэт» — Головкину Сергею и Головкиной Марине, спектакль «Баядера», Рязанский музыкальный театр;
  • «За лучший ансамбль» — ансамблю спектакля «Синяя борода», Рязанский театр кукол;
  • «За роли в спектаклях “Я танцую как дебил” и “Иванов”» — Никите Московому-Руссо, Рязанский театр драмы;
  • «За театральную поэзию» — Анне Коонен, спектакль «Синяя борода», Рязанский театр кукол.

Важно отметить, что второй год подряд при поддержке министерства культуры Рязанской области вручались две особые специальные премии:

  • «Мастер» (этой наградой отмечают тех, кто, выбрав служение театру, всегда остается за кулисами, а зрители видят лишь результаты их труда) — Поляковой Надежде Александровне, заведующей художественно-модельерным цехом Рязанского театра драмы:

    Не ожидала, что получу награду, но искренне рада за всех своих коллег. Мы делаем очень большую работу, и, по моему мнению, очень важную — шить костюмы актерам, чтобы они были довольны; чтобы одежда на них была удобной и помогала им играть. Среди новых целей – подготовка к серьезным пьесам. Честно признаться, я никогда не считала, сколько костюмов шьется для одного театрального сезона: ведь часто бывает, что одну роль играют два состава. И все зависит от того, какой спектакль. Но даже в малой форме бывает много образов, переодеваний, костюмов".
    • «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» — Ковалёвой Ольге Григорьевне, артисту-кукловоду, мастеру Рязанского театра кукол, заслуженной артистке Российской Федерации.

    Лидером по количеству премий «Зеркала сцены-2022» стал спектакль Рязанского театра кукол «Синяя борода», который, к слову, вошёл в лонг-лист Национальной театральной премии «Золотая маска».

    И в завершение... Эксперты отметили высокий уровень всех представленных на фестиваль постановок. Спектакли рязанских театров, по словам председателя жюри Марины Тимашевой, делают театральных критиков и театроведов «агентами влияния»: они начинают наблюдать за коллективами, радоваться их достижениям и делиться впечатлениями от увиденного со своими коллегами. 

    Союз театральных деятелей России объединяет 77 региональных отделений. Каждое из них пишет свою особую историю. И премия «Зеркало сцены», основными целями которой является развитие театрального искусства, повышение творческого уровня постановок и профессионального мастерства театралов — безусловно, навсегда останется в театральной истории страны. Заметен положительный эффект от конкуренции. Она стимулирует театральных деятелей Рязани создавать необычные спектакли, повышать навыки работы режиссёров с замыслом и воплощением, находить новые необычные решения, совершенствовать уровень актёрского мастерства.

    Всё это влияет на уровень развития театрального искусства в Рязани и определяет его индивидуальные черты, помогает рязанским постановкам получать признание на всероссийском и международном уровнях.