СТАТЬИ

Русский живописец Виктор Минкин

Дарья Орешина •  5 ноября 2022

3 ноября в Рязанском областном художественном музее имени И.П. Пожалостина состоялось открытие выставки произведений народного художника РФ Виктора Минкина, посвященной 75-летию мастера. В экспозиции представлены работы из фондов музея и мастерской автора.

Виктор Минкин (1947-2022) — выдающийся российский живописец, работавший в Рязани. Он родился в деревне Малиновка Можарского (ныне Путятинского) района. Детство провел в расположенном рядом селе Унгор,  где окончил семилетнюю школу. Неслучайно деревенская тема впоследствии стала главной во всем его творчестве. «Для меня моя деревня — та точка вселенной, из которой развивается мир», — говорил художник.

Художественное образование получил в Рязанском художественном училище (1961-1966) и в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имении И.Е. Репина в Ленинграде (1967-1973).

По окончании института, Виктор Алексеевич вернулся в Рязань, активно участвовал в выставках самого разного уровня. В 1987 году был принят в Союз художников СССР, в 2007 году — удостоен звания «Народный художник Российской Федерации». В 2012 году стал членом-корреспондентом Российской академии художеств, а спустя пять лет, в 2017 году, его творческие достижения были отмечены Золотой медалью имени В.И. Сурикова «За выдающийся вклад в изобразительное искусство России».

Произведения Виктора Минкина находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), а также во многих городах страны, где проходили его персональные выставки: художник всегда дарил свои произведения музеям.

О творчестве Виктора Алексеевича сказано немало… При видимой обыденности и, как может показаться, простоте — его картины многогранны и глубоки, они заставляют задуматься о вечном. Что есть истинная красота? В чем она выражается? Необходимы ли яркие краски и точная прорисовка деталей для того, чтобы почувствовать холод тумана, тепло и свет; душой перенестись в те места, где каждое деревце или светящийся в поле огонёк — родные твоей душе?…

Однако трудно сказать, что именно он выбрал свою профессию. Скорее, живопись сама выбрала его, подарив ему необыкновенный дар видеть и чувствовать; вела его по сложному пути честной и высокой профессиональной культуры.

Юбилейная персональная выставка в музее была запланирована самим Виктором Минкиным, но, к сожалению, состоялась через полгода после его ухода из жизни. Она расположена в залах, где без малого тридцать лет назад, в 1993 году, проходила первая персональная выставка мастера.

Художник сам составлял настоящую композицию и планировал показать произведения, выполненные за последние пять лет (с 2017 года). Примечательно, что в 2021 году в Выставочном зале художественного музея проходила выставка работ Виктора Минкина «Из раннего», в рамках которой он презентовал ретроспекцию творчества за период 1991 — 2016 годов.

На вернисаже директор Рязанского художественного музея имени И.П. Пожалостина Марина Котова поделилась, что научные сотрудники сочли необходимым включить в экспозицию ряд наиболее ранних работ, чтобы детально показать развитие творчества Виктора Алексеевича. Таким образом, в выставочном пространстве представлено свыше полусотни живописных произведений, которые демонстрируют зрителям, с одной стороны, некоторые изменения в творческом почерке художника; с другой же — верность автора однажды выбранному пути.

Куратор выставки, кандидат искусствоведения Нина Павлова добавила, что составление экспозиции, сосредоточенной не на отдельном этапе творчества, а на концентрированной ретроспективе, потребовало многих жертв. К примеру, в композиции не представлены многие, уже полюбившиеся рязанцам полотна мастера:

Жёсткий отбор был главным творческим методом Виктора Минкина. И на этой выставке сделан акцент на произведения 1990-2000 годов. Это, безусловно, расцвет его искусства».

Действительно, в зале соединились картины разных периодов, которые в совокупности продемонстрировали зрителям главные черты полупрозрачной, но глубокой «минкинской живописи». При быстром взгляде на них невозможно увидеть, услышать и почувствовать то, что хотел донести до нас художник. Нужно остановиться и погрузиться в пространство произведения — в бесконечный горизонт пейзажей села Унгор и красоту природы среднерусской полосы («Покинутая деревня» , 1996-1997; «Родное», 2014; «Белый бакен», 2015); в сокровенные и одухотворенные образы людей на портретах, точно характеризующие их быт и душевное состояние («Саша Ухов — механизатор», 1977; «Мальчики из деревни Собчаково», 1986; «Портрет отца», 2012-2016).

Интересно, что сначала художник считал себя именно портретистом. Образцовыми и сегодня считаются портреты В.В Грумковой (1984), П.И. Будкина (1987), сестры художника В.А. Лапшиной («Сельская учительница», 1977). Энергию и свой богатый внутренний мир Виктор Алексеевич отразил в автопортретах 1986 и 2012-2016 годов. 

К концу 1980 — началу 1990-х годов на передний план в его творчестве вышел именно пейзаж. У Минкина природа — одновременно храм божественной гармонии и место нашего самопознания, что мы и чувствуем в его картинах.

В зрелый и поздний периоды второе по значимости место после пейзажа в творчестве занял натюрморт. В настоящей экспозиции представлены натюрморты, отражающие быт людей («Рог и ягдташ» 1987; «Натюрморт с карамелькой», 2008; «Банка из-под краски», 2020) и, конечно же, натюрморты с цветами — неброскими, но привлекающими своей загадочностью и таинственностью. 

В произведениях разных жанров и разных периодов творческого пути Виктор Минкин остается узнаваемым благодаря своей авторской, необычайно тонкой и чувственной манере письма. Как итог — особое единство природы и человека, предмета и окружения. Это своеобразная философия живописи художника.

Сквозь все эти картины чувствуется полёт и воздух. У меня полное ощущение, что здесь есть чем подышать и обогатиться. Почерк Виктора Минкина заметен, видим и изучаем. Уверена, что он будет изучаться еще долгие годы», — отметила на открытии выставки заместитель министра культуры Рязанской области Нелли Дашевская.

Председатель Рязанской организации Союза художников России Виктор Грушо-Новицкий сказал, что благодаря малым деталям в своих произведениях Виктор Минкин выражал всю необъятность русской души:

Небо и земля — всё в белом тумане и свете… А вдали — крестик на погосте и его еле видимые окрестности. Мы сразу чувствуем, что  живём в России! Виктор Алексеевич всегда был честен перед собой и перед искусством, имел необычайный уровень бескомпромиссности в творчестве. Этих высот никому не достичь».

В этот день в Рязанском музее собралось большое количество гостей — коллеги, друзья, ценители изобразительного искусства. Для многих из них Виктор Алексеевич сыграл важную роль и в их творчестве, а многим открыл тайны понимания истинного искусства. Но на вернисаже говорили не только о произведениях и мастерстве художника. А прежде всего –  о справедливом, честном, добром и душевном человеке.

По словам друга живописца, заслуженного художника РФ Виктора Корсакова, Виктор Минкин был очень трогательным и чувственным человеком, который всё чувствовал и переживал по-особому, внутри себя. Именно эти эмоции мы и можем увидеть в его картинах, выполненных с необыкновенной любовью ко всему живому:

Витя существует в бесконечном движении к горизонту и свету. Много есть разных художников, но Минкин — абсолютно один!».

Поделился своими воспоминаниями о живописце и директор Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Виталий Попов:

Для меня период общения с Виктором Минкиным — это время уроков. Урок отношения к своей Родине — потрясающая и бесконечная любовь, которая выражалась в его рассказах и произведениях. Еще один важный урок — это уважение к учителям: каждый раз, вспоминая свои студенческие годы, Виктор Алексеевич превращался в абитуриента, с уважением говоря о тех профессионалах изобразительного искусства, которые увидели в молодом художнике талант и помогли ему достичь высот… И, конечно же, это удивительный дар провидения Виктора Минкина: он всегда излучал бесконечную радость и счастье, поэтому его работы смотрятся органично и светло. В его картинах — особое видение жизни».

Виктор Минкин вёл глубокую интеллектуальную жизнь. Те немногие люди, которые были допущены в «святую святых» художника — в его мастерскую — могли обратить внимание на богатую фонотеку, коллекции книжных изданий… Художник дружил со многими рязанскими поэтами и писателями, однако самой крепкой была дружба с Евгением Маркиным и впоследствии — с его сыном Романом.

На вернисаже режиссёр, кандидат искусствоведения Роман Маркин отметил, что самым главным в жизни Виктора Алексеевича было его творчество. И во многом специфика труда накладывала отпечаток на мировоззрение, характер и образ жизни:

Я не берусь утверждать, что художник Виктор Минкин знал ответы на все вопросы, которые ставила перед ним жизнь. Но на один вопрос — «Что нельзя делать в искусстве?» - у него всегда был точный ответ. В искусстве нельзя солгать. И нельзя солгать самому себе. Он доказал это всем своим творчеством».

К открытию экспозиции Рязанский художественный музей при поддержке дочери Виктора Минкина выпустил каталог произведений художника. На вернисаже Софья Викторовна поблагодарила зрителей за то, что любят и ценят талант её отца.

Произведения, представленные в юбилейной экспозиции, подтверждают, что искусство Виктора Алексеевича по масштабу и неповторимости выходит за рамки регионального явления и заслуживает почётное место в общей истории русской живописи. До конца жизни мастер создавал удивительные произведения и работал с молодыми художниками, был верен своему творчеству, своей малой Родине и народу. 

Познакомиться с «гимном живописи» Виктора Минкина рязанцы и гости города смогут до 18 декабря 2022 года в Рязанском областном художественном музее имени И.П. Пожалостина. Адрес: г. Рязань, ул. Свободы, д.57


Главное фото: Елена Коренева