3
ноября в Рязанском областном художественном музее имени И.П. Пожалостина
состоялось открытие выставки произведений народного художника РФ Виктора
Минкина, посвященной 75-летию мастера. В экспозиции представлены работы из
фондов музея и мастерской автора. Виктор
Минкин (1947-2022) — выдающийся российский живописец, работавший в Рязани. Он
родился в деревне Малиновка Можарского (ныне Путятинского) района. Детство
провел в расположенном рядом селе Унгор,
где окончил семилетнюю школу. Неслучайно деревенская тема впоследствии
стала главной во всем его творчестве. «Для меня моя деревня — та точка
вселенной, из которой развивается мир», — говорил художник. Художественное
образование получил в Рязанском художественном училище (1961-1966) и в
Институте живописи, скульптуры и архитектуры имении И.Е. Репина в Ленинграде
(1967-1973). По
окончании института, Виктор Алексеевич вернулся в Рязань, активно участвовал в
выставках самого разного уровня. В 1987 году был принят в Союз художников СССР,
в 2007 году — удостоен звания «Народный художник Российской Федерации». В 2012
году стал членом-корреспондентом Российской академии художеств, а спустя пять
лет, в 2017 году, его творческие достижения были отмечены Золотой медалью имени
В.И. Сурикова «За выдающийся вклад в изобразительное искусство России». Произведения
Виктора Минкина находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва),
Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), а также во многих городах
страны, где проходили его персональные выставки: художник всегда дарил свои произведения
музеям. О
творчестве Виктора Алексеевича сказано немало… При видимой обыденности и, как
может показаться, простоте — его картины многогранны и глубоки, они заставляют
задуматься о вечном. Что есть истинная красота? В чем она выражается? Необходимы
ли яркие краски и точная прорисовка деталей для того, чтобы почувствовать холод
тумана, тепло и свет; душой перенестись в те места, где каждое деревце или
светящийся в поле огонёк — родные твоей душе?… Однако трудно сказать, что именно он выбрал свою профессию. Скорее, живопись сама выбрала
его, подарив ему необыкновенный дар видеть и чувствовать; вела его
по сложному пути честной и высокой профессиональной культуры. Юбилейная
персональная выставка в музее была запланирована самим Виктором Минкиным, но, к сожалению, состоялась через полгода после его ухода из жизни. Она расположена
в залах, где без малого тридцать лет назад, в 1993 году, проходила первая
персональная выставка мастера. Художник
сам составлял настоящую композицию и планировал показать произведения,
выполненные за последние пять лет (с 2017 года). Примечательно, что в 2021 году
в Выставочном зале художественного музея проходила выставка работ Виктора
Минкина «Из раннего», в рамках которой он презентовал ретроспекцию творчества
за период 1991 — 2016 годов. На
вернисаже директор Рязанского художественного музея имени И.П. Пожалостина
Марина Котова поделилась, что научные сотрудники сочли необходимым
включить в экспозицию ряд наиболее ранних работ, чтобы детально показать развитие
творчества Виктора Алексеевича. Таким образом, в выставочном пространстве
представлено свыше полусотни живописных произведений, которые демонстрируют
зрителям, с одной стороны, некоторые изменения в творческом почерке художника;
с другой же — верность автора однажды выбранному пути. Куратор
выставки, кандидат искусствоведения Нина Павлова добавила, что составление
экспозиции, сосредоточенной не на отдельном этапе творчества, а на
концентрированной ретроспективе, потребовало многих жертв. К примеру, в
композиции не представлены многие, уже полюбившиеся рязанцам полотна мастера: Жёсткий
отбор был главным творческим методом Виктора Минкина. И на этой выставке сделан
акцент на произведения 1990-2000 годов. Это, безусловно, расцвет его искусства».
Действительно,
в зале соединились картины разных периодов, которые в совокупности
продемонстрировали зрителям главные черты полупрозрачной, но глубокой «минкинской
живописи». При быстром взгляде на них невозможно увидеть, услышать и
почувствовать то, что хотел донести до нас художник. Нужно остановиться и
погрузиться в пространство произведения — в бесконечный горизонт пейзажей села
Унгор и красоту природы среднерусской полосы («Покинутая деревня» , 1996-1997; «Родное»,
2014; «Белый бакен», 2015); в сокровенные и одухотворенные образы людей на
портретах, точно характеризующие их быт и душевное состояние («Саша
Ухов — механизатор», 1977; «Мальчики из деревни Собчаково», 1986; «Портрет отца»,
2012-2016). Интересно,
что сначала художник считал себя именно портретистом. Образцовыми и сегодня считаются
портреты В.В Грумковой (1984), П.И. Будкина (1987), сестры художника В.А.
Лапшиной («Сельская учительница», 1977). Энергию и свой богатый внутренний мир Виктор
Алексеевич отразил в автопортретах 1986 и 2012-2016 годов. К
концу 1980 — началу 1990-х годов на передний план в его творчестве вышел именно
пейзаж. У Минкина природа — одновременно храм божественной гармонии и место
нашего самопознания, что мы и чувствуем в его картинах. В
зрелый и поздний периоды второе по значимости место после пейзажа в творчестве
занял натюрморт. В настоящей экспозиции представлены натюрморты, отражающие быт
людей («Рог и ягдташ» 1987; «Натюрморт с карамелькой», 2008; «Банка из-под
краски», 2020) и, конечно же, натюрморты с цветами — неброскими, но
привлекающими своей загадочностью и таинственностью. В
произведениях разных жанров и разных периодов творческого пути Виктор Минкин
остается узнаваемым благодаря своей авторской, необычайно тонкой и чувственной
манере письма. Как итог — особое единство природы и человека, предмета и
окружения. Это своеобразная философия живописи художника. Сквозь
все эти картины чувствуется полёт и воздух. У меня полное ощущение, что здесь
есть чем подышать и обогатиться. Почерк Виктора Минкина заметен, видим и изучаем.
Уверена, что он будет изучаться еще долгие годы», — отметила на открытии
выставки заместитель министра культуры Рязанской области Нелли Дашевская. Председатель
Рязанской организации Союза художников России Виктор Грушо-Новицкий сказал, что
благодаря малым деталям в своих произведениях Виктор Минкин выражал всю
необъятность русской души: Небо
и земля — всё в белом тумане и свете… А вдали — крестик на погосте и его
еле видимые окрестности. Мы сразу чувствуем, что живём в России! Виктор Алексеевич
всегда был честен перед собой и перед искусством, имел необычайный уровень
бескомпромиссности в творчестве. Этих высот никому не достичь». В
этот день в Рязанском музее собралось большое количество гостей — коллеги,
друзья, ценители изобразительного искусства. Для многих из них Виктор
Алексеевич сыграл важную роль и в их творчестве, а многим открыл тайны
понимания истинного искусства. Но
на вернисаже говорили не только о произведениях и мастерстве художника. А
прежде всего – о справедливом, честном,
добром и душевном человеке. По словам друга живописца, заслуженного художника
РФ Виктора Корсакова, Виктор Минкин был очень трогательным и чувственным
человеком, который всё чувствовал и переживал по-особому, внутри себя. Именно
эти эмоции мы и можем увидеть в его картинах, выполненных с необыкновенной
любовью ко всему живому: Витя
существует в бесконечном движении к горизонту и свету. Много есть разных
художников, но Минкин — абсолютно один!». Поделился
своими воспоминаниями о живописце и директор Рязанского историко-архитектурного
музея-заповедника Виталий Попов: Для
меня период общения с Виктором Минкиным — это время уроков. Урок отношения к
своей Родине — потрясающая и бесконечная любовь, которая выражалась в его
рассказах и произведениях. Еще один важный урок — это уважение к учителям:
каждый раз, вспоминая свои студенческие годы, Виктор Алексеевич превращался в
абитуриента, с уважением говоря о тех профессионалах изобразительного
искусства, которые увидели в молодом художнике талант и помогли ему достичь
высот… И, конечно же, это удивительный дар провидения Виктора Минкина: он
всегда излучал бесконечную радость и счастье, поэтому его работы смотрятся
органично и светло. В его картинах — особое видение жизни». Виктор
Минкин вёл глубокую интеллектуальную жизнь. Те немногие люди, которые были
допущены в «святую святых» художника — в его мастерскую — могли обратить
внимание на богатую фонотеку, коллекции книжных изданий… Художник
дружил со многими рязанскими поэтами и писателями, однако самой крепкой была дружба
с Евгением Маркиным и впоследствии — с его сыном Романом. На
вернисаже режиссёр, кандидат искусствоведения Роман Маркин отметил, что самым
главным в жизни Виктора Алексеевича было его творчество. И во многом специфика
труда накладывала отпечаток на мировоззрение, характер и образ жизни: Я
не берусь утверждать, что художник Виктор Минкин знал ответы на все вопросы, которые
ставила перед ним жизнь. Но на один вопрос — «Что нельзя делать в искусстве?» -
у него всегда был точный ответ. В искусстве нельзя солгать. И нельзя солгать
самому себе. Он доказал это всем своим творчеством». К
открытию экспозиции Рязанский художественный музей при поддержке дочери Виктора
Минкина выпустил каталог произведений художника. На вернисаже Софья Викторовна
поблагодарила зрителей за то, что любят и ценят талант её отца. Произведения,
представленные в юбилейной экспозиции, подтверждают, что искусство Виктора
Алексеевича по масштабу и неповторимости выходит за рамки регионального явления
и заслуживает почётное место в общей истории русской живописи. До конца жизни мастер создавал удивительные произведения и работал с молодыми художниками, был верен своему творчеству, своей малой Родине и народу. Познакомиться с «гимном живописи» Виктора
Минкина рязанцы и гости города смогут до 18 декабря 2022 года в Рязанском
областном художественном музее имени И.П. Пожалостина. Адрес: г. Рязань, ул. Свободы, д.57
Главное фото: Елена Коренева |