СТАТЬИ

Урсула Макарова: «Призрак замка Кентервиль» — это настоящий вернисаж любви!»

Ирина Бочарова •  29 сентября 2022

Осень — время театральных премьер. Зрители вернулись из отпусков, завершили дачный сезон и готовы знакомиться с новыми постановками. Да и погода стоит такая, что хочется спрятаться от дождя и ветра. Так почему бы не сделать это в компании любимых артистов? Тем более, что они к встрече со зрителями готовятся очень активно. В Рязанском музыкальном театре, например, полным ходом идёт работа над постановкой мюзикла Владимира Баскина «Призрак замка Кентервиль» по мотивам повести Оскара Уайльда. Премьера намечена на 6 октября. Мы узнали у режиссёра спектакля Урсулы Макаровой о том, какие темы затрагивает этот мюзикл и какому зрителю он будет интересен.

– Урсула Юрьевна, это ваш второй сезон в музыкальном театре. С какими чувствами вы приступили к работе? Уже можно сказать, что вы постигли все особенности работы в музыкальном театре?

– Можно сказать, что я продолжаю учиться, и мне это нравится. В Рязанском музыкальном театре большое количество людей, у которых учиться хочется и делать это приятно. Этот коллектив остаётся для меня уникальным с точки зрения комплиментарности общения, взаимной вежливости. Будет лукавством сказать, что здесь все всех любят. Так не бывает. Но все друг друга стараются и умеют уважать. Мне есть чему поучиться и у солистов, и у дирижёра. Её императорское величество Музыка требует больших вложений со стороны режиссёра: умения организовать всё, понимания, что музыка важнее всего, необходимости чувствовать её, слышать. С одной стороны, мне это близко, а с другой — есть чему учиться, и я с удовольствием этим занимаюсь.

– Почему выбор пал именно на «Кентервильское приведение» Оскара Уайльда? Чем вас привлекла эта история?

– Художественный руководитель-директор театра Марина Вячеславовна Чернышова предложила мне несколько мюзиклов. И я выбрала «Кентервильское приведение», во-первых, из-за бесконечной любви к Оскару Уайльду. Во-вторых, мне очень понравилась музыка. Ведь при подготовке спектакля мне придётся её прослушать огромное количество раз. И если музыка мне не понравится, это будет мучением. Конечно, если это необходимо, можно и переступить через себя, работа есть работа. Но если есть возможность выбрать музыку, которая будет симпатична, кто же откажется? А музыка Владимира Моисеевича Баскина мне очень нравится. Это образчик классического мюзикла, потрясающе сделанный с точки зрения гармонии звучания. В этой музыке есть всё – и лирические моменты, и гимновые, и барочные номера, и номера, близкие к опере.

– О чём сегодня «Призрак замка Кентервиль»? Можно ли назвать это произведение актуальным?

– Самое главное, что в нём как раз и нет острой злободневности. Это история о вечных ценностях: первый взгляд, первый разговор, взмах ресниц, касание рук, рождение чувств, которые закончатся браком или, как в случае с Кентервилем, ревностью и убийством. В мюзикле «Призрак замка Кентервиль» классические, знакомые с детства сюжеты переплетаются в привычных нам, традиционных сочетаниях.

Считается, что в моменты нестабильности люди чаще перечитывают и пересматривают то, что им хорошо знакомо, потому что это безопасно. Мы точно знаем, что нас ждёт на следующей странице или через 10—15 минут передачи. Вот и наш мюзикл, сюжет которого многим с детства знаком по прелестному мультфильму, станет таким произведением, в котором всё понятно и точно закончится хорошо.

– Тема призраков, замков, летучих мышей позволяет уйти практически в любой жанр — мистический, комедийный, ужасы, триллер. А у вас получается история о любви. Почему?

– Чтобы что-то сделать в театре, нужно это пропустить через себя. И зритель приходит в театр для того, чтобы испытать тождественность, увидеть что-то, о чём он знает, что понимает. Тогда у него повышается настроение, и он уходит в состоянии, чуть лучшем, чем то, в котором он пришёл в театр. И в этом наша задача. Может быть, я каждый день встречаю десятки призраков, но я их не видела, и сама призраком не была. Зачем говорить о том, чего я не знаю, когда есть то, о чём мы все можем хоть что-то сказать? Поэтому я опираюсь, во-первых, на те чувства и эмоции, которые прописаны в музыке, во-вторых, на либретто Вячеслава Вербина и в-третьих, на то, что я сама чувствую и ощущаю, исходя из первых двух составляющих. А там очень чётко прослеживается горькая и страшная история семьи Кентервилей и прекрасная, рождающаяся на наших глазах история любви Верджинии и Чарльза. Есть ещё пара Отисов, у которых, с моей точки зрения, схожие ценности. В итоге есть зрелая пара, есть пара складывающаяся и пара несложившаяся. Вот такой вернисаж любви!

– Поговорим о сценическом решении. Как на небольшой по размеру сцене разместить и старинный замок с каминным залом, и библиотеку с картинной галереей, и сад с миндальным деревом? Мы всё это увидим или будем только догадываться?

– Мы увидим общее пространство внутри замка, гостиную, портреты Кентервилей. Но чтобы зрителю не было скучно, часть номеров пройдут на закрытом занавесе. И миндальное дерево тоже зацветёт.

– Как выбирали актёров на главные роли? У вас сразу было видение, кто кого должен сыграть, или решение пришло в ходе долгих обсуждений?

– Я не люблю долгие пробы и кастинги. Когда режиссёр работает в театре, он уже знает возможности актёров. Распределение на роли – это видение режиссёра, как должен сложиться спектакль. У меня сразу было представление о том, как это должно быть.

– Главного героя – призрака — каждый представляет по-своему: его внешность, возраст, характер, чувства, которые он будет вызывать. Каков сэр Джон в вашем видении и в исполнении Валерия Вахрамеева?

– Очень благородный, очень гневливый, заносчивый, как любой аристократ по крови, и очень одинокий. Принято изображать призрака пожилым, возможно, это идёт от известного мультфильма. Но ведь когда он умер, он не был старым. Сэр Джон был в расцвете лет, когда вернулся с войны и убил свою молодую жену.

– В костюмах также будет соблюдена историческая достоверность и логика?

– Да, потому что мне в театре в последнее время не хватает костюмности. В современных пьесах это, конечно, ни к чему. Но иногда так хочется посмотреть что-то вроде «Великого Гэтсби» или из эпохи мушкетеров. И поскольку в либретто прописаны такие персонажи, как портреты Кентервилей, есть возможность показать красивые исторические костюмы, соответствующие эпохе. К тому же, это ещё ярче оттенит конфликт между старым и новым, между духовным и материальным, между прогрессом и традициями, американской свободой и английской сдержанностью.

– Роль экономки Дороти вы доверили актёру-мужчине. Почему ваш выбор пал на Сергея Головкина?

– Я — человек, воспитанный в том числе и на английской литературе. Поэтому у меня есть своё представление об английских женщинах. И мне кажется, что экономка в английском замке должна быть именной такой: двухметрового роста, старая дева, очень чистая и опрятная, угловатая и немного несчастная. Я не претендую на оригинальность, но для меня всё это может воплотить только Сергей Головкин с его ростом, фигурой, английской сдержанностью и американской улыбкой.

– Какие функции выполняют артисты хора и балета? Они исполняют какие-то роли или заполняют паузы между номерами главных героев?

– Ни в коем случае! Они слишком хороши, чтобы просто заполнять паузы. Ведь это не танцовщики, а артисты балета! Наши прекрасные барышни будут летучими мышами, которые морально поддерживают, спорят, а то и посмеиваются над призраком, иногда помогают Отисам, а иногда просто спят. У них есть характеры и отношения между собой. А наши чудесные молодые люди будут котами. Кот будет один, но в двух составах. Зовут его Каспер, именно он проводит Верджинию в замок и знакомит со всеми тайнами Кентервиля.

– Есть ли в мюзикле «Призрак замка Кентервиль» единая связующая нить, лейтмотив постановки?

– Если говорить о декорациях, то это картинные рамы, портреты, какие-то истории, запечатлённые на холсте, а также цепи и их отсутствие. Каких-то дополнительных виньеток нет. Этот мюзикл интересен сам по себе своей «разнотравной» музыкой. Он как поле в июле, когда цветёт бесконечное количество самых разных растений. И эту бесконечно разнообразную музыку не стоит заключать в какие-то рамки.

– Что было самым сложным в работе над этой постановкой?

– Сложности, конечно, есть. И я не знаю ни одной постановки, где всё прошло бы гладко. Но я не думаю, что об этом стоит говорить. Не понимаю такие интервью, когда рассказывают, как артисты репетировали без света, без отопления, какие трудности преодолевали. Если всё получилось, то честь вам и хвала, но зачем нам эта информация? А если в результате ещё и не получилось, то тем более непонятно, зачем об этом говорить. Мне кажется, что зрителям не нужно знать о том, что мы преодолели на пути к цели.

Когда премьера состоялась, зрители ушли, и занавес закрылся, я испытываю ощущения, похожие на те, что были после родов: все трудности, страхи, боль забываются, остаётся только ощущение подвига, который ты совершил, к которому был причастен, невероятный прилив эндорфинов, фонтан счастья и любви! Ради этих чувств люди и работают театре!

– А какие мысли и чувства должен испытать зритель, увидев Вашу постановку?

– Самая главная мысль, прописанная Вербиным, — без прощения счастья не бывает. Нужно простить от всей души, искренне, глубоко, чтобы стать по-настоящему счастливым. Сказать «прости» недостаточно, нужно почувствовать. Если зритель это поймёт, будет замечательно!

– Какому зрителю адресован мюзикл «Призрак замка Кентервиль»?

– Это классический мюзикл для тех, кто, как и я, любит классический мюзикл. Он будет интересен молодёжи, которая хочет отдохнуть, провести вечер не только за учёбой, но и в театре –с друзьями, с любимыми, с семьёй. В «Призраке замка Кентервиль» нет ничего неприличного, злого. Он и для тех, кому и 35, и 45, и 99. Важно не то, сколько зрителю лет, а то, насколько он в душе хулиган. Тем, кто любит пошалить, «Кентервиль» просто прописан!