Памяти мастера... О творчестве Виктора Минкина написано немало.
Искусствоведы отмечают высокое профессиональное мастерство автора и его
особенный взгляд на мир. Вот лишь несколько цитат, в которых лаконично, но ёмко
характеризуется Минкин-художник: «Живопись Виктора Минкина — самобытное явление в
отечественном искусстве, получившее в последние годы у нас в стране заслуженное
признание. Уважение к традиции, профессиональная культура, индивидуальное
видение мира и мастерство художественного отбора, тонко переосмысленной детали
придают произведениям Минкина черты неповторимого поэтического своеобразия». (Ирина
Денисова) «Привитый институтом вкус соединился в творчестве В.А.
Минкина со стремлением по-настоящему серьёзно, без предвзятости, взгляда
свысока, проникнуть в жизнь натуры, будь то небо, поле, человек или предмет.
Союз изощрённого мастерства и сугубой честности художнического подхода,
отвращения ко всякой позе, стал основой индивидуального стиля автора». (Нина
Павлова) «При всей обыденности внешнего облика его картин, при
всей связанности с современным бытом, они будят мысли не о быте, а о бытии. Они
несуетны, полны внутреннего эмоционального напряжения и внутренне
противоречивы, как противоречивы наружный академизм его портретов, пейзажей и
натюрмортов и нервная, тонкая их живописная ткань, сквозь которую чувствуешь не
поверхность явления, а сущность». (Станислав Урманов) Действительно, творчество Виктора Минкина сложно и
многогранно. Работая в разных жанрах — пейзаже, портрете, натюрморте — художник
всегда остаётся узнаваемым благодаря своеобразной авторской манере письма: в
его живописных произведениях тончайшие отношения оттенков цвета построены на
бесконечных нюансах, уловить которые не каждому глазу дано. Живопись Виктора Минкина — как отражение души, тонкая
и зыбкая, словно окутанная холодом тумана и согретая теплом мерцающего света. Пейзаж — один из ведущих жанров в творчестве
художника. Влюблённый в природу рязанского края, воспетую в стихах Сергея
Есенина, вдохновлённый мастер создаёт незабываемые образы. В его живописных
работах всегда есть недосказанность и, вместе с тем, — это не рассказ, а поэма.
Умение обобщить, найти главное, отказавшись от второстепенных деталей, делает
произведения Виктора Минкина монументальными по содержанию, но при этом они
остаются искренними и родными по духу. В пейзажных работах сюжетная линия звучит только
намёком. Вот где-то в глубине появился свет — и картина словно оживает.
Настроение передаётся на ощущениях, которые создают состояние и атмосферу,
невольно захватывая нас изнутри («На Оке. Светает», 2013; «Белый бакен», 2015;
«В Константинове», 2013 — 2015). Серебристо-серые цвета в сочетании с тёпло-холодными
оттенками рождают иллюзию мерцающей живописи, невообразимо сложной и
необыкновенно притягательной. Простые сюжеты превращаются в нечто большее — они
обретают дыхание, наполняются воздухом, начинают жить: уходящее солнце освещает
прощальным светом кромки деревьев («Перед тягой», 2016), окутанный дымкой
тумана лес начинает тихо говорить («Тишина», 2016), молодые берёзки прячутся в
прозрачном мареве апрельского дня («Весеннее марево», 2016). В картине «Родное» (2014) мастер полностью
отказывается от какого бы ни было намёка на событийность. Небо и земля — как
ипостаси небесного и земного, разделённые зыбкой полосой горизонта. Тёплое поле
и нежные облака — что может быть роднее и ближе для русского человека, который
ходил босиком по росе и знает вкус горячего хлеба. Виктор Минкин родился в деревне с романтичным
названием Малиновка. Позднее вместе со всей семьёй переехал в ближнее село
Унгор, здесь прошли детство и юность художника, навсегда поселилась в душе
любовь к родным краям. Окрестности Малиновки и Унгора — неповторимые по красоте
места Рязанщины, милая, неброская природа среднерусской полосы. Кто однажды
бывал там, никогда не забудет туманные вечера, напоённые запахами медвяных
трав, бескрайние просторы лугов и полей, тихий шум перелесков… И деревни, как маленькие
островки жизни, со своим неторопливым укладом и особенным русским характером. Для Виктора Минкина русская деревня — это родина, родник,
неиссякаемый источник вдохновения. Уделяя первостепенное внимание натуре, автор
всегда искренен и правдив в своих работах. Художник будто одушевляет образы
природы, созерцая которые неторопливый зритель начинает ощущать влажность
осенней измороси («Ненастье», 2016; «Снег в ноябре», 2016), прозрачность зимнего
воздуха («Морозное утро», 2013 — 2014; «Белое безмолвие», 2014; «Зимний мотив»,
2013 — 2014), предчувствие приближающейся весны («Окраина деревни. К весне»,
2013; «Окрестности Унгора», 2016; «Весенний лес», 2015; «К весне», 2013),
бесконечность томного летнего дня («Высокое небо», 2016). И в этой череде
времён года и ощущений есть своя философия жизни, своё время и бытие, которые
каждый раз останавливаются и завораживают, когда вглядываешься в картину
художника. Глубина и пространство — это главные качества
пейзажей Виктора Минкина. Мастер создаёт произведение поэтапно, передавая
посредством сложной многослойной живописи световоздушную среду. Благодаря этому
зритель словно начинает дышать одним воздухом с пейзажем, созерцая и погружаясь
в глубину картины, начинает чувствовать, ощущать, переживать… Сдержанно и величаво предстаёт перед нами Рязанский кремль,
как напоминание «о старине глубокой». Древние стены покрылись инеем
остановившегося времени. Зима и вечность... И в окружении серебристо-серого
цвета, будто мерцающие тёплые огоньки, светятся позолоченные купола церквей
(«Рязанский кремль», 2013 — 2015). В произведениях Виктора Минкина нет суеты, в них
царит гармония и покой. Созерцательность — рассмотрение мироздания в единстве
природы и человека, предмета и окружения — это, по меньшей мере, своеобразная
философия художника. Жанр натюрморта также подчиняется этой философии.
Немногие предметы, почти всегда расположенные в центре, — главные персонажи
живописных композиций. Полевые цветы, букетик сирени или одинокий пион
становятся частью того реального мира, который создаёт мастер. Тюбик охры,
кисточка в стеклянном стакане, маленькая картинка на стене — камерный сюжет для
бесконечных размышлений («Тюбик охры», 2015). В натюрморте с лампадкой правдоподобие достигает такой
силы, что изображенные предметы обретают реальную материальность. Обгоревшая
спичка, лежащая на столе, погасшая лампадка и образ Богородицы с младенцем –
как вечный символ веры в добро, даже при угасающей надежде («Натюрморт с
лампадкой», 2012). Особенное место в творчестве Виктора Минкина занимает
портрет, хотя к этому жанру в последнее время художник обращается нечасто.
Автор всегда очень внимательно изучает модель, стараясь прочувствовать
характер, проникнуть в самую глубину человеческой души. Портретные композиции
лишены антуража, они камерны, всё внимание художник концентрирует прежде всего
на лице и фигуре, предпочитая погрудные, поясные и полуфигурные изображения.
Нейтральный фон усиливает этот акцент, подчеркивая цельность натуры. Автор любит изображать родных и близких ему людей без
прикрас, вся красота — в душевной теплоте, которая живёт внутри портретов
простых мужиков и баб, всю жизнь проработавших в деревне, на земле, и впитавших
в себя запах свежескошенной травы и пахотного поля («Портрет отца», 2012 –
2016; «Ветераны. Фёдор и Ольга», 2013). В портрете писательницы Людмилы
Анисаровой художник создаёт ранимый и мечтательный женский образ. Маленькие
хрупкие плечи, одетые в тёплый голубой свитер, лёгкий наклон головы,
воодушевлённый, задумчивый и доверчивый взгляд… Светлая цветовая гамма, зыбкий,
словно тающий в глубине жемчужно-серого фона силуэт усиливают лирическое
настроение портрета, продолжая романтическую линию и наделяя образ
проникновенной добротой и нежностью («Женский портрет (Л. Анисарова)», 2013). На протяжении многих лет автопортрет остаётся для Виктора
Минкина тем жанром, в котором мастер постоянно экспериментирует, меняя
композиции, ракурсы, форматы. В последней работе («Автопортрет», 2012) всё
предельно лаконично. Внимание сконцентрировано только на лице. В нём правдиво
соединились и внутренняя динамика, и принципиальный характер, и сложная эмоциональная
критическая самооценка. В заполненном светом зале произведения Виктора
Минкина начинают звучать своей особенной, тихой музыкой, и эта мелодия невольно
рождает в воображении упоительные русские напевы и рахманиновский «Свете тихий».
Такая тонкая живопись проникает и трогает глубоко и, подобно настоящей
искренней любви, остаётся в сердце как отражение души художника, сумевшего красками
передать мгновение и вечность.
Юлия Муравьёва, кандидат искусствоведения,
член Ассоциации искусствоведов России Фото: Андрей Павлушин; Юлия Муравьева |