СТАТЬИ

Продвинутый зритель будет заинтригован

Ирина Бочарова •  2 марта 2022

Чуть более 100 лет назад — в декабре 1921 года — в венском Карл-театре состоялась премьера оперетты Имре Кальмана «Баядера». Чуть менее 100 лет назад — в марте 1923 года — эта оперетта впервые была поставлена в СССР. А между двумя этими солидными юбилеями — в апреле 2022 года — свою страницу в мировую историю оперетты «Баядера» впишут артисты Рязанского музыкального театра вместе с режиссёром Андреем Цветковым-Толбиным.

Премьера оперетты намечена на апрель. Мы попросили режиссёра постановки Андрея Цветкова-Толбина немного приоткрыть тайну и рассказать о том, какие сюрпризы он готовит для зрителей.

– Андрей Александрович, во-первых, почему именно Баядера?

– Я с детства прикипел к оперетте. Вокалом я начала заниматься с 8 лет, а моими первыми педагогами были заслуженная артистка России Голубина Людмила Петровна и заслуженный артист России Голубин Геннадий Евгеньевич – солисты оперетты, исполнившие в разные годы весь классический репертуар. Они и пробудили во мне любовь к этому жанру.

Почему именно Кальман? Потому что нет таких душевных струн, которые не задевала бы его волшебная музыка. Темы, которые он затрагивает, преследуют нас и в повседневной жизни: любовь, ревность, интриги, скандалы, мелодрамы…

«Баядера» — это экзотика, Индия. Все советские люди в своё время смотрели индийское кино, а ведь это и есть самый настоящий музыкальный театр с его красочностью, опереточностью, некоторой наигранностью. Поэтому моя постановка стилизована под Болливуд. Хотелось подойти к этой истории нестандартно, я нашёл новые ходы и могу с уверенностью сказать, что это не повтор чьей-то редакции. В Рязанском музыкальном театре будет поставлена моя авторская версия оперетты «Баядера».

– То есть того, что увидят зрители в Рязани, не видел никто и никогда в мире?

– Такого сценария, тех коллизий и поворотов сюжета никто и никогда не видел. Прямо сейчас вместе с артистами и постановочной группой мы создаём новый уровень звучания и видения. С первого взгляда может показаться, что «Баядера» — это набор блестящих музыкальных номеров с фельетонными подводками. Мы же решили разобраться во всех перипетиях сюжета. И в нашей редакции — открою тайну — примадонна Одетта — это индийская принцесса, потерянная во время одного из государственных переворотов. И это далеко не все коллизии… Кто такая Симона? Для чего привозят Рамиту? Кто с кем останется? Мне бы хотелось, чтобы зритель пришёл и сам нашёл ответы на эти вопросы.

Ни один индийский фильм не обходится без драки — и у нас она есть. Красивых длинных песен о любви — тоже достаточно. Рязанская версия вобрала в себя всё, что присуще индийскому кино и оперетте.

– Как помогает опыт артиста в работе над собственными постановками?

– Я человек ведомый. Никогда не думал, что стану режиссёром. С детства я мечтал стать артистом. Но в результате различных жизненных перипетий из глины я стал создателем. И оказалось, что мне это гораздо интереснее.

Актёрский опыт мне в работе помогает. У меня за спиной 37 ролей в камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского. Я сам и танцевал, и пел, и чувствую сцену с разных сторон. Вообще, я считаю, все режиссёры должны побывать в актёрской шкуре, чтоб понять, насколько это сложная профессия. И, наверное, именно любовь к артисту привела меня в режиссуру. С одной стороны, верно, что театр начинается с вешалки, пьесы пишутся авторами, спектакли ставятся для зрителя. Но кто их воплощает? Артист! И я хочу, чтобы «Баядера» стала настоящим актёрским спектаклем. И если скажут: «Какая потрясающая режиссура!», я даже расстроюсь. Я хочу, чтобы сказали: «Какие блестящие артисты в Рязани!» Хочу, чтобы Москва поехала смотреть на этих артистов и этот уникальный материал!

–  Вы стали первым режиссером-постановщиком оперы в метро «Эльфийская оратория». Расскажите об этом проекте.

– Это был совершенно потрясающий проект, которым я горжусь. В 1 час ночи станция метро «Выставочная» стала огромным театральным залом. Когда мы репетировали, переставали ходить поезда. Эскалаторы стали хоровым станком. На колонны повесили свет. Во всю ширину станции организовали зрительный зал. Это было что-то невероятное. Событие № 1! Как говорил Станиславский, театр может быть везде: выйди на улицу — это уже будет сцена, а асфальт — зрительный зал. Где я только не ставил: в больших и малых залах, в метро, на улице, на стадионе, в горах, в деревнях, на теплоходах, в автобусах.

– Как вам, после таких масштабов, Рязанский музыкальный театр?

– Открою ещё один секрет: визуально мы увеличим сцену и добавим этим скромным подмосткам имперский размах! А если говорить серьёзно: сцена — это всегда сцена. Я люблю сцену, какой бы она ни была. Для меня это храм, это алтарь. А как можно не любить маленькую церквушку?

Я переживаю в Рязанском музыкальном театре такие счастливые моменты, такой катарсис, что даже боюсь расстаться. И я уверен, что репетиции со знаком плюс не могут привести к минусовому результату. Я чувствую колоссальную поддержку не только артистов, но и всей постановочной группы, всех служб, администрации театра.

– Вернёмся к предстоящей премьере. На какого зрителя рассчитана ваша версия «Баядеры»?

– Огромное спасибо художественному руководителю Марине Вячеславовне Чернышовой за то, что пригласила меня и не побоялась рискнуть. Ведь изначально мы говорили об очень классической, консервативной постановке «Баядеры». Но я не верю, что публика бывает консервативной или нет. Я верю в честную публику, которая придёт, чтобы забыться и отдохнуть.

– Насколько ваша версия отличается от первоисточника? Время и место действия в постановке останутся неизменны, или нас ждут сюрпризы?

– Это будут 30-е — 40-е годы, эпоха Гэтсби, времена, когда Индия была под протекторатом Англии. Это условия либреттистов, и мы не можем их нарушать. Иначе нужно было сочинять свою пьесу.

– Какими будут сценическое решение?

– Прекрасный художник-постановщик Наталья Бокова разработала помпезную бродвейскую лестницу, которая будет двигаться в разные стороны, стоять то пирамидой, то арками, то разъезжаться ан две части. Это даёт мне как режиссёру большой простор для маневра. У нас будет три сцены: восточное ревю «Баядера», дворец посольства Раджами во Франции и кабак в Индии. Оформление будет решено в восточном, экзотическом стиле.

– Интерес зрителей к экзотическим мотивам, наверное, не пропадёт никогда. А как по-вашему, актуальна ли сегодня оперетта как жанр?

– Как только родилась оперетта, стали говорить, что она умерла. Любое произведение, если оно великое и настоящее, будет жить в веках. Нельзя говорить, что оперетта неактуальна. Даже наша постановка говорит об обратном — об огромном интересе, как зрительском, так актёрском и режиссёрском. Эта музыка кроет в себе столько тайн, что мы каждый день будто бы открываем гробницу Тутанхамона в музыкальном смысле. За годы постановок какие-то фрагменты менялись, переставлялись, и у нас с главным дирижёром Арифом Дадашевым была установка: вернуть музыку на место. И музыка пошла нам на встречу. В итоге настоящий Кальман будет идти только в Рязани!

– Сегодня очень много внимания уделяется привлечению в театр молодёжи. Как вы считаете, мы с «Баядерой» в этом отношении в тренде?

– Откровенные костюмы и сцены диктуют нам критерий «16+», поэтому детям до 16 лет смотреть не рекомендуется. А всех, кто старше, наша постановка наверняка привлечёт и заинтересует. Зритель продвинутый, думающий, понимающий, будет заинтригован и не разочарован.

Премьера оперетты Имре Кальмана «Баядера» состоится в Рязанском музыкальном театре 2, 3, 5, 7, 9, 10 апреля. Билеты можно приобрести в кассе театра и на сайте.

Фото пресс-службы Рязанского областного музыкального театра