СТАТЬИ

«Прорыв в фантастический мир, в котором хочется жить»

Владимир Дель •  17 июня 2020

Вооружившись цитатами великих, типа «Творчество — одна из возможностей сохранить себя как личность» (Рубен Давид Гонсалес Гальего) или «Жизнь становится намного веселее, если подходить ко всем её вызовам творчески» некоего Билла Гейтса, мы поговорили с выдающимися творческими личностями нашего региона. Дабы выяснить, как они себя чувствуют (-вовали) и чем занимаются (-лись) в период самоизоляции, а также что из всего этого получится на выходе, когда всё это закончится.

Первым нашим спикером по «постпандемийной» теме стал Владимир Дель — заслуженный работник культуры РФ, художественный руководитель и режиссёр Народного молодёжного театра «Предел» (г. Скопин). Такое начало глубоко символично — именно сегодня Владимир Фердинандович празднует 65-летний юбилей (с чем мы его от всей души поздравляем и желаем дальнейшего вдохновения и процветания!), а ещё совсем недавно, как раз в этот, казалось бы, совершенно непродуктивный для творчества период самоизоляции, воспитанники его театра одержали крупную и яркую победу на всероссийском конкурсе!

Итак, своими наблюдениями, размышлениями и планами делится основатель и бессменный руководитель Народного молодёжного театра «Предел» Владимир Дель.

Наблюдения из самоизоляции:

В период короновируса чувствовал себя одним из героев пьесы Чехова, тот ходил и протирал руки одеколоном. А я спиртом. Придешь в супермаркет, а от тебя спиртиком попахивает. Уже вроде люди и маски поснимали, а я до сих пор локтем двери открываю, и, прежде чем пожать руку приятелю, разные мысли мелькают в голове.

Когда всё началось и пришлось дома сидеть, охватил ажиотаж самообразования — запоем смотрел спектакли онлайн, в один из дней не отрывался семь часов от мастер-класса Николая Коляды, нравится, что такой он мощный, самобытный. С огромной радостью посмотрел спектакль «Лёнька Пантелеев», в котором играет мой сын, Илья Дель. Это такой легендарный петербургский спектакль, его показывал петербургский ТЮЗ им. Брянцева. Илья здорово там играет. Ну еще сериалы, фильмы... И, в конце концов, понял, что лучше всего на свете живой театр, с его магией и энергией.

Из основных впечатлений и наблюдений — в режиме самоизоляции особенно чувствовалось, как не хватает весны, природы, солнечного света. Весна — она, конечно, для жизни, для сияния, а вот эти маски и перчатки были знаком бедствия. А ещё дни проходили так стремительно, что ничего не успеваешь. Просыпаешься, думаешь, Боже мой, весь день впереди, я столько сделаю! Дни сгорают моментально, как спичка. Если раньше что-то не успевал и думал — вот будет у меня время, и я сделаю это и то, а сейчас оказалось, что и время есть, но все равно не делаю. Ну, может быть, эти дела не так уж и важны. Зато появилась возможность читать. Читаю много не только художественную литературу, но и по режиссуре, психологии, вообще считаю психологию основой театрального дела. Люблю книги, которые читал в детстве. Это такая интересная машина времени — берёшь книгу, например, Дюма «Три мушкетёра»; начинаешь читать — и пулей отправляешься в детство. Вспоминаешь те годы и чувствуешь себя абсолютно счастливым. Посматриваю иногда на полки домашней библиотеки и вдруг, приходит осознание — как много книг я уже не успею прочесть.

О достижениях и творчестве «здесь и сейчас»:

Со своими детьми мы создали в контакте беседу «Предельцы-крендельцы», общаемся, отмечаем дни рождения, играем, все это вызывает всеобщий интерес. Мои ребята, а также актёры театра «Рай-центр», который я веду во 2-й средней школе г. Скопина, участвовали в поэтическом конкурсе-онлайн о войне. Радуюсь на них — они достойные, талантливые. В эти дни достали из архива наши любимые легендарные спектакли — «Пастух и пастушка», «Чудная баба», «Допрос», «Моцарт и Сальери». Показали их в интернете, посмотреть их можно и сейчас в ютубе.

В период самоизоляции мои воспитанники, Кряжкова Татьяна и Шамсутдинов Никита, стали победителями конкурса чтецов «Живая классика». Это очень престижный ежегодный конкурс, в этом году по понятным причинам он проводился онлайн. Никита принял участие в полуфинале, а Таня одержала победу в Международном суперфинале на Красной площади в Москве.

Совсем на выпуске в нашем театре спектакль по Янушу Корчаку, мы его назвали «Дорога в небо». Корчак — польский педагог, просветитель, писатель, он вместе со своими детьми, воспитанниками из дома сирот в Варшаве, пошёл в концлагере в газовую печь. Хотя ему трижды говорили «Вы свободны, откажитесь, уйдите, Вы великий человек...» — тем не менее, он совершил вот такой подвиг самопожертвования. В этом спектакле есть удивительное, ну для нас, во всяком случае, открытие: когда Януш Корчак был в Варшавском гетто, накануне гибели, со своими воспитанниками-сиротами он ставил спектакль по Рабиндранату Тагору. Пьеса называется «Почта», это такая поэтическая, большая постановка, и вот эти дети смогли поставить такой спектакль, то есть способности у этих детей были, конечно же, необыкновенные. В наш спектакль мы включаем небольшие отрывки из пьесы по Тагору — это яркость, запах неведомой Индии, ощущение мечты, свободы, будущей радости... И вот это наложение такое, контраст — с одной стороны смерть, с другой стороны жажда жизни — вот этот прорыв в фантастический какой-то мир, в котором хочется жить, будет составлять основу нашего спектакля, премьера которого, надеемся, состоится.

Спектакль не репетируем в интернете, потому что это невозможно. Я совершенно понимаю, что театр — это абсолютно живая энергия. И вот на настоящих репетициях есть возможность передать своим актёрам эмоциональность, темперамент, смысл происходящих событий на душевном уровне. Они стараются это чувствовать, они идут за мной, и это для меня очень важно.

Из несбывшегося:

25 мая мы должны были лететь в Париж на юбилейный фестиваль русскоязычных театров со спектаклем «Дневник отличницы» по стихам Веры Павловой. На этот фестиваль, созданный замечательной Людмилой Дробич, основательницей детского театра «Апрелик», планировался приезд около 30-ти театров со всего мира. Авиабилеты были куплены заранее, деньги возвратить не удастся, но будем иметь ваучеры на перелёт в следующем году.

6 июня мы должны были участвовать в фестивале «У Троицы» в Сергиево-Посаде. Спектакль «Моцарт и Сальери». Это моноспектакль, который я поставил для актера из Франции Боба Дантонеля, но иногда играю в нем сам. Очень жаль, что этот, один из любимых наших фестивалей, отменился.

О настоящем и будущем:

Снимаем видеоролики. Сюжеты простые под тегом #Сижудома. Например, на кухне мою посуду, занимаюсь йогой. Планку раньше держал две минуты, а сейчас 4 минуты спокойно. Сейчас приехали мои любимые актеры, ученики, которые теперь профессионалы, работают в Москве и Петербурге — Михаил Сиворин и Илья Дель. Читаем и работаем с ними над Гоголем, надеюсь, получится что-то интересное.

Когда минует этот страшный вирус, нас приглашает к себе рязанский музей молодёжного движения. Возьмём свою коллекцию русских старинных нарядов, пригласим рязанцев и на открытой площадке, на веранде, покажем «Красный угол», попьем чайку, поговорим о том, какой замечательный выдался денек.

Владимир Дель, художественный руководитель
Народного молодёжного театра «Предел»