СТАТЬИ

«Письмо» и «Ответ»: от Ван Гога к Есенину

Катя Чистова •  19 июня 2020

Vezdekultura продолжает беседы с деятелями культуры и искусства в Рязанском крае: говорим о том, как они себя чувствуют (-вовали) и чем занимаются (-лись) в период самоизоляции, какие строят «постпандемийные» планы, как рассчитывают жить и творить, преподавать и обогащать город арт-проектами, — потом, когда события войдут в более привычный ритм.

В этот раз своими соображениями и мыслями о будущем, а также «дистанционными» премьерами в нескольких жанрах делится режиссёр и педагог Катя Чистова. В её детской студии «Дом Ласточки» с юными рязанцами занимаются по направлениям театрального и художественного творчества.

О новой дистанции в обучении

У нас открылась онлайн-школа, на основе уже существующих в студии учебных групп. И, после небольшой паузы, наладилось активное интернет-общение и с учениками, и с их родителями, которые стали не то что связующим звеном, но, порой, и участниками учебного процесса. Мы готовим в социальных сетях видео-уроки, даем детям «домашние задания». Не забыты ни художественное, ни театральное направления. Все задания выполняются! Кое-кто удивил более высокими результатами. Трогательно видеть, как мамы и папы участвуют в репетициях, ассистируют в монтаже каких-то видео, а дети снимают безыскусные детали быта, мамины руки... Потом каждый раз мы готовим ролики с разбором детских работ.

В одночасье система образования трансформировалась. И мы уже в истории. Это время такое твёрдое, смелое, решительное, как полет в космос, как принятие того, что земля круглая, что телефон может работать без провода. Удивительное время в системе образования. Да, сложно. Да, от родителя всё зависит! И здоровье важнее, чем выученные уроки, накрашенные ногти, возможность накачать мышцы... Да, это не всё. Это начало. И можно — по-новому. Я уверена, что ничего не закроется, — ни одно учреждение, связанное с образованием. Человеку, к счастью, свойственно образование. И ещё раз подчеркну, дети включаются в процесс «отдалённого» быстрее, чем взрослые. Да и какое это «отдалённое», если мы, фигурально говоря, теперь друг у друга дома живём, мы творим — вместе.

О премьерах и об испытании жанров

У нас в состоянии самоизоляции сбылись самые разные премьеры. В феврале, когда дела ещё шли по плану, мы снимали с детьми мультфильмы. И вот теперь эти мультфильмы смонтированы и... их увидели онлайн сами авторы! Кроме того, онлайн прошел и показ нашего отчётного спектакля за нынешнее полугодие. Это не тот спектакль, где все одновременно выступают, это, скорее, телевизионный фильм. Он смонтирован из роликов, которые на основе обучения, на основе этюдов подготовили ребята-студийцы.

Конкретнее, это спектакль «Письмо», по письмам Ван Гога его брату Тео. В нашей учебной программе это попытка развить у ребёнка речевой аппарат, наша педагогическая цель — сделать постановку на основе прозы. До этого, напомню, поставили спектакль «Сон» в стихах Пушкина и Тарковского. Мы не делаем акцент на сложной судьбе Ван Гога, а даём возможность юному студийцу — актёру и художнику — вжиться в понятную роль живописца, детям достаточно близок художественный язык этой прозы, письма о палитре моря, темы природы, культуры, творчества. А отправной точкой стала идея взаимоотношений с самыми близкими, с братом, эмоциональный отклик. Это понятно, это эмоционально связано с временем, с моментом. Кстати, спектакль изначально планировали показать в музее истории молодёжного движения. В итоге музей демонстрирует запись спектакля в своем паблике «Вконтакте», за что мы ему, конечно, очень благодарны.

Вот так же, онлайн, к 1 июня мы «открыли» в музее истории молодёжного движения выставку студии «Дом Ласточки» под названием «До» (сокращение к «дистанционному обучению»). Ее рабочее название было «Ответ», т.е. это ответ педагогам, направлениям мировой живописи, отклик тех же важных эмоций. В экспозиции объединились труды юных студийцев и их педагогов. Жанры этой экспозиции многообразны — живопись, театр, фотография, скетчинг. Музей помог нам представить этакий коллаж-обзор выставки, с нашими, преподавательскими репликами и комментариями, где много мыслей о необычной ситуации нынешних дней.

О том, почему в студии ждут осень

А что дальше? Есть много планов. Близится еще одна премьера, фильм-спектакль «Окно», на основе «Баллады о красках» Роберта Рождественского. Виды на осень такие: развить в студии новое направление, видео-арт. Труд над обоими спектаклями не прошел даром, детям понравилось действовать в жанре необычных съёмок. И очень мне хочется взять тему Есенина. Хочется порадоваться его многообразию и детям рассказать о его поэзии нетривиальным языком.

Катя Чистова, режиссёр, руководитель студии «Дом Ласточки»