СТАТЬИ

Бежать вдвое быстрее

Алексей Денисов •  11 июня 2014

Дизайнером, как и врачом, мнит себя чуть ли ни каждый второй. Однако, далеко не каждый может сделать даже элементарный укол, тем более если это «прививка» хорошего вкуса.

Успешный рязанский дизайнер Алексей Денисов, на счету которого уже несколько десятков дизайн-проектов, считает, что дизайн — это квинтэссенция сразу нескольких областей знаний, таких как архитектура, проектирование, декораторство, история стилей, цветоведение и живопись.

Сайту VEZDEKULTURA.RU Алексей рассказывает о главном в профессии, своих дизайнерских удачах, источниках вдохновения, любимых декораторских приемах, цветах и материалах.

О профессии и о себе.

VKT: — Алексей, дизайнер для тебя — это, прежде всего, кто: проектировщик, художник, декоратор, компьютерщик, ремесленник?

АД: — Если мы говорим про Россию, это все вместе взятое. И декоратор, и «световик», и архитектор отчасти, но в большей степени проектировщик. В Европе, США — дизайнер больше «с примесью» декораторства. Но это все индивидуально. Я вот, например, точно не архитектор: от этой профессии меня отвернула необходимость знания точных наук, таких как сопромат. Себя я на данный момент позиционирую как дизайнер интерьеров, поскольку большая часть заказов связана с интерьером. Правда, больше всего мне нравится придумывать мебель, и у меня уже был опыт воплощения светильника, ванны, коллекции плитки... Это приносит огромное удовольствие.

VKT: — Как началось твое увлечение дизайном? Были другие варианты или ты всегда знал, кем будешь?

АД: — В этом плане у меня не шло «по накатанной». До девятого класса я был обычным пацаном, который бегал по улицам и кем хотел быть, понятия не имел. Правда, уже было представление, что я отучусь, и надо будет зарабатывать деньги. И не было того дела, которое мне бы нравилось. По большому счету, я хотел бы продолжать ничем не заниматься. Но на заседании семейного совета передо мной поставили вопрос «А чем ты хочешь заниматься, сынок?». Так передо мной появилась перспектива быть, например, стоматологом (т.к. они всегда при деньгах). Но после первого же урока химии в школе сразу понял, что в медицинский не поступлю. Потом меня хотели отправить в Железнодорожный техникум, потом — хотели, чтобы я стал военным... Но в 2000 году в Рязани появилась первая кафедра дизайна при Рязанском институте управления и права. Там моя мама вела рисунок и живопись. Она сказала: «Раз ты, сынок, ничем заниматься не хочешь, тебя, скорее всего, заберут в армию, хоть рисовать научись, может, в армии будешь стенгазеты расписывать». Я подумал, почему бы и нет. Пришел. Сначала ничего не получалось, я нервничал. Потом, постепенно начало получаться, потом вообще стало нравится. Одно за другое... и потом «хоп!», я себя в другой профессии уже не представляю. То есть все получилось случайно. Случай. Просто случай.

VKT: — По моим наблюдениям, дизайнер, как и фотограф, профессия не командная. Ты готов в случае необходимости к командной игре?

АД: — Команды разные бывают. Иногда работаешь с человеком на одной волне, понимаешь друг-друга: он начинает, я подхватываю и все развивается. А есть такие люди, которые начинают давить своим авторитетом. Приходится принимать то, что они говорят, за истину — в силу того, что я еще только шагаю вперед, я пока только учусь. С такими очень сложно работать. А человек творческой профессии, художник, музыкант, если перестает учиться, то это уже шаг назад. Как у Льюиса Кэррола: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!». Здесь — то же самое.

VKT: — Ты уже успел поучиться и поработать за рубежом. Скажи, чем отличаются европейские дизайнеры от российских?

Европейские дизайнеры — и теоретики и практики. Если они что-то придумали и нарисовали, они тут же возьмут в руки пилу, что-то отпилят, подожгут, покрасят. То есть они в творческий процесс вовлечены еще и руками. А российские дизайнеры, скорее, теоретики. Мы придумаем, чтобы было красиво, но не соприкасаемся с этим на практике. Вот в этом отношении очень интересен украинский дизайнер Сергей Беленко. На своей странице в FB он показывает как они в студии что-то окисляют, мажут, приклеивают, отрывают. Вот такой бесценный опыт я получаю, работая именно с такими людьми, такие навыки отлично помогают, когда начинаешь делать реальный проект на месте.

VKT: — Твое самое яркое путешествие было...

В Милан. Я ездил на стажировку в Политехнический университет. Когда было свободное время, я гулял, ходил по городу, смотрел архитектуру, заходил в заведения, впитывал атмосферу. Это произвело на меня колоссальное впечатление.

VKT: — Назови несколько мест, городов, музеев, клубов, где будущему дизайнеру обязательно нужно побывать.

В Милане очень много интересных мест. Обязательно нужно посмотреть работы итальянского дизайнера мебели Антонио Читтерио, посетить сеть отелей «Blackberry».

VKT: — Где ты хотел бы жить и творить?

Хотелось бы пожить где-нибудь в Голландии, было бы здорово иметь мастерскую в Питере — поработал, вышел, впитал в себя атмосферу... Уныло жить, когда тебя окружают одни стандартные пятиэтажки. Почему европейские дизайнеры делают такие потрясающие интерьеры? — потому что они с детства впитывают атмосферу красоты. А жить хотелось бы там, где спокойно, но опять же не надо путать эмиграцию с туризмом. Там хорошо, где нас нет. Не все так сладко.

Сейчас, с развитием интернета, современных скоростных технологий, можно делать проекты, не выходя из дома. Например, у меня было два заказчика, которых, я никогда не видел, и на объект никогда не выезжал. Один находился в Сургуте, другой — в Минске. Общения по телефону и через интернет было достаточно.

Хотелось бы больше путешествовать, больше смотреть, какой-то конкретной привязанности к конкретному месту я не могу назвать. Было бы здорово, если бы получалось два раза в месяц выезжать, смотреть, впитывать информацию. Обязательно нужно ездить на всевозможные выставки. Последняя выставка, куда мы выезжали, была в Париже, Maison & Object, там были представлены все последние тенденции в области дизайна, основные именитые фабрики.

VKT: — Есть ли у тебя любимые дизайнеры, архитекторы, художники, — этакие гуру, на которых ты ровняешься? Иконы стиля?

АД: — Да, это Дэвид Коллинз, Филипп Старк, Сергей Беленко, Кейт Хьюм, Келли Хоппен.

VKT: — С кем из них ты хотел бы поработать?

АД: — С Филиппом Старком — гением нашего времени, у которого очень интересные проекты в сфере промышленного дизайна и потребительских товаров. Еще — с Сергеем Беленко.

VKT: — Ты бы хотел сделать интерьер для какой-то знаменитости?

АД: — Пожалуй, для Бьорк попытался бы что-то сделать. Она какая-то космическая, самобытная, мне кажется, с ней было бы сложно, но интересно поработать.

VKT: — А на данный момент какую работу ты считаешь своим главным профессиональным успехом?

АД: — Каждая работа — это как некая ступенька на профессиональном пути. То идешь вверх, то вниз. И, кажется, что лучшая работа будет следующая.

VKT: — Самый интересный проект, над которым приходилось работать?

АД: — На данный момент самый интересный проект — вторая часть бара «The Peashem» в Рязани на Почтовой. Мне очень повезло и с заказчиком и с отделочником. Они принимают почти все мои самые смелые решения, мы много экспериментируем с предметами. Например, там будет очень оригинальный пол. Для его создания нам потребовалось 300 тысяч десятикопеечных монет. Кроме того — обожженный потолок и состаренные зеркала. Думаю, в целом интерьер получится очень смелым.

VKT: — У тебя все интерьеры довольно смелые и креативные. В двух словах, можешь перечислить отличительные черты твоего авторского стиля.

АД: — Об этом, наверное, проще спросить моих коллег, которые наблюдают со стороны. Мой стиль еще формируется, хотя многие говорят, что интерьеры, которые у меня получаются, в общей массе узнаются, имеют свой почерк.

VKT: — Ну ведь есть любимые дизайнерские фишки...

АД: — Да, прежде всего, вариативность освещения. Я люблю, когда можно делать разные сценарии. В квартире не обязательно должна быть одна люстра в центре. Лучше сделать побольше розеток под торшеры и бра. Чтобы создать атмосферу. Это ведь не офис с равномерно засвеченным пространством. Еще я не люблю всяких завитков. Как правило, я создаю либо очень сдержанный строгий интерьер, либо очень свободно работаю с цветом. Все это приходит после общения с клиентом.

VKT: — А любимая комбинация цветов? Можешь предложить клиенту какой-то беспроигрышный вариант?

АД: — Черное — белое. Ну, это классика (смеется). Если серьезно, то есть такое понятие, как гармоничное сочетание цветов. Пару лет назад в Нью-Йорке появилась коллекция одежды, в которой дизайнер взял за основу цвета, которые по всем канонам полностью не сочетаются. Но из этих цветов он сделал, коллекцию, которая смотрится безумно красиво, хотя и понимаешь, что это не должно «работать». В дизайне нет четких правил, очень важно вдохновение.

VKT: — А ты откуда черпаешь вдохновение?

АД: — Прежде всего — из окружающих предметов. Например, я делал светильник «Billy» и идея, которая сподвигла к этой форме — обычная советская сушка для обуви. Я подумал: «Почему бы и нет!».

VKT: — А если бы тебе предложили сделать что-то глобальное, в каких масштабах ты бы развернулся?

АД: — Я бы хотел сделать гостиницу — проект, в котором заказчики хотят сделать что-то действительно интересное минимальными средствами. В Европе это называется арт-гостиница. Рестораны, бары, кафе, квартиры, библиотеку, банкетный зал и зал для заседаний, музей я делал. Музей криминалистики в Академии ФСИН, к сожалению, не реализовался (300 метров с выставочными образцами, с камерами для заключенных). Возили меня даже в тюрьмы, ходил, смотрел, фотографировал, пытался проникнуться этим жутким бытом. Интересный проект, который, к сожалению, не реализовался. Ничего страшного, зато мозги потренировал.

VKT: — Думаю, у каждого человека есть девиз. Какой девиз у тебя?

АД: — Девиз — не делать ерунды. Если я что-то делаю, я стараюсь сделать хорошо!

VKT: — Алексей, большое спасибо за интересную беседу и напоследок...


Блиц: в двух словах...

Родной город: Рязань

Образование: РЗИ (ф) МГУКИ

Проектов на счету: более 30 (в том числе: бар «Pablico», ресторан «Spettacolo», студия-бар «The Peashem», частные интерьеры загородного поселка «Снегири»... и другие).

Сколько лет в профессии: начал работать в сфере дизайна в 2000 году.

Любимое сочетание цветов: оранжевый и белый.

Любимый материал: дерево.

Профессиональная цель: получать от работы удовольствие.

Жизненное кредо: «Выбери работу по душе и тебе не придется работать ни одного дня».

Кино или театр? Кино.

Книга обычная или электронная? Обычная.

Черное или белое? Белое.

Источник вдохновения: предметы.

Работаю под звуки: аудиокниги или русского рока.

Творческие планы: начать экспериментировать с материалами.

Продолжение беседы во второй части интервью.

Беседовала Мария Кивва

Фото Татьяны Зуевой