СТАТЬИ

Читать, чтобы путешествовать и возвращаться

Александр Соловьев •  22 июня 2014

Одна из важнейших миссий книги — миссия образовательная. Именно образовательная, а не просто обучающая, так как любое образование ценностно наполнено. Я думаю, именно это имел в виду Николай Васильевич Гоголь, составляя «Учебную книгу словесности для русского юношества», в которой он определял миссию литературы: "Все, что должно быть передано от отцов к сыновьям в научение, а не то, что болтает ежедневно глупый человек, то должно быть предметом словесности"[1].

Николай Михайлович Карамзин считал, что даже романы, которые в его время к серьезному чтению не причислялись, "имеют влияние на разум, без которого ни сердце не чувствует, ни воображение не представляет«[2].

В статье «О книжной торговле и любви ко чтению в России» он писал: "В самых дурных романах есть уже некоторая логика и риторика: кто их читает будет говорить лучше и связнее совершенного невежды, который в жизнь свою не раскрывал книги«[3].

Наша динамичная жизнь, визуально-клиповое восприятие подчас не дают нам остановиться и осмыслить полученную информацию. Только вдумчивое, неторопливое чтение книг помогает нам увидеть и почувствовать все краски мира, понять его разнообразие и единство.

Как известно, книги горят. Во все времена и по большей части их жгли «власти предержащие», прикрываясь великими идеалами.

Сегодня технология дала нам великий шанс: книга стала неуничтожимой, более доступной, но и менее желанной.

Сегодня, как и в прошлом, вопрос состоит, конечно, не в том, как читать (с помощью печатной книги, компьютера или ридера), а в том, что читать и для чего. Чтобы выполнять свою миссию по сохранению человеческой цивилизации книга должна оставаться духовным путешествием и возвращением домой.


[1] Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 7 томах. — М., 2007. Т.6.С. 439.

[2] Карамзин Н.М. Записки старого московского жителя. — М., 1988. С. 324.

[3] Там же.