СТАТЬИ

У меня есть мечта: сделать книгу о замечательной традиции, подобной которой нет нигде в мире!

Иван Хафизов •  11 декабря 2014

Фотограф Иван Хафизов в течение 7 лет ездит по России, чтобы увековечить красоту русских окон и наличников — уникальной традиции русского деревянного зодчества, какой нет больше ни в одной стране в мире. Он — создатель единственного в мире Виртуального Музея Резных Наличников: nalichniki.com, где представлены собранные в коллажи фотографии наличников из разных городов и регионов России.

Почему всё-таки наличники, и что в них такого особенного!

Заинтересовался я ими еще в 2007-м году и с тех пор фотографирую наличники везде, где только бываю. Однако чем больше я рассматривал и изучал наличники, чем больше читал книг о деревянном зодчестве, тем больше меня удивляло, что никто из нас не знает особенностей построения наличников в своем городе. При том, что это довольно очевидные вещи: для их понимания не нужно быть архитектором. Вот, например, наличники Иркутска, Иванова и Томска. Могли бы вы их перепутать? А жители этих городов зачастую уверены, что наличники везде одинаковые!

В 2010-м году коллекция фотографий обзавелась своим сайтом Nalichniki.com, который в том же году взял первый приз в Киеве на конкурсе молодых сайтов. Я к этому времени уже научился определять происхождение (а иногда и возраст) наличников по их форме или стилю резьбы. Сейчас собралась коллекция фотографий наличников из 101-го города.

Из городов Рязанского региона сейчас в моей коллекции есть резные наличники Рязани, Шацка, Сасово, Спас-Клепиков, Михайлова, Шилово, Ряжска, Скопина, Спасска-Рязанского, Касимова.

Было удивительно обнаружить коллаж из наличников на фотографиях немецкого фотографа Ханса Крёгера, который в восьмидесятые годы снимал их в Рязани. Чуть менее, но всё же тоже удивительно было их обнаружить на плакате сделанном в девяностые известным (теперь) российским дизайнером Валерием Акоповым. Он их снимал в Боровске Калужской области.

Когда я понял это, то очень захотел приобрести книгу, в которой бы смог узнать какие еще бывают виды наличников. Чем обусловлены их различия в узоре, в покраске, в наличие ставень или форме окон.

Однако время шло, а такой книги найти не удавалось. И немудрено: ведь такой книги попросту нет на свете!

Поняв это, я начал собирать всю информацию о наличниках, какую только мог найти. И с удивлением стал обнаруживать их повсюду! На картинах Ивана Билибина, в научных работах конца XIX века по этнографии, например у Александра Лукича Колобаева, вфильмах Александра Роу, мульфильмах, детских книжках и даже в раскрасках для самых маленьких. Невероятные по красоте наличники есть в пластилиновом мультфильме студии «Хрустальная гора», а в качестве сувенирных магнитов они продаются почти в любом туристическом (и не очень) городе!

Конечно же, они есть и в специальной литературе. В конце XIX века выходил журнал «Мотивы русской архитектуры», страницы которого украшали подобные иллюстрации. Наличники с чертежами и способами изготовления можно увидеть в изданиях для резчиков по дереву. В книгах о деревянном зодчестве им редко посвящали главы, однако вряд ли найдется хоть одна книга без наличника среди иллюстраций! В 50-60-е годы, когда музеи деревянного зодчества стали создаваться повсеместно, таких книг было издано немало!

Нет только одного — нет книги о наличниках, которая помогла бы в понимании этой большой традиции, границы распространения которой еще предстоит узнать. Которая помогла бы не только осознать красоту этой традиции, но и сохранить в фотографиях и передать потомкам эту красоту.

Однако вместе с пониманием того, что нужной книги нет, стало ясно, что скорость, с которой наличники исчезают с окон домов по всей стране, не дает нашим детям никакого шанса ими насладиться: через десять лет, изо всех существующих сейчас наличников едва ли останется половина! Да и то, все наличники останутся по деревням и сёлам.

Поэтому и был создан проект «Путеводителя по русскому наличнику». В нем планировалось объехать 399 городов за два года и издать на основе полученных материалов книгу, — так как сейчас из пятисот городов, где еще сохранились деревянные дома с наличниками, фотографии сделаны в сто одном, составлены маршруты и посчитан бюджет фотосъемки остальных 399 городов.

Почему эта книга будет интересна читателю и реально ли ее издать?

«Путеводитель по русскому наличнику» будет состоять из трёх частей.

Первая часть невелика, но информативна. Это будет экскурс в историю появления оконных наличников на территории Руси. Все факты будут не только интересны, но и достоверны — ведь их проверкой займется доктор исторических наук, кандидат архитектуры, профессор, член-корреспондент Российской и Международной академии архитектуры Марк Григорьевич Меерович. В общем, за вводную статью можно быть спокойным!

Вторая частьсоставляет основу всей книги. Мы разместим на разворотах красивые и эксклюзивные фотографии наличников из разных городов России, вчтобы вы могли убедиться в их уникальности и непохожести. Также я опишу, каким предстал передо мной сам город.

Войдут ли в книгу наличники изо всех пятисот городов?

Это было бы хорошо, но такая возможность может и не представиться, ведь далеко не в каждом городе сохранилась уникальная архитектура. По своему опыту скажу, что украшенные наличники остаются примерно в тридцати из ста городов, так что и в книге, вероятно, будет представлена лишь треть населенных пунктов. Остальные же можно будет найти на сайте виртуального музея.

Сейчас я предлагаю проект, который гораздо скромнее в масштабах: я предлагаю создать книгу о наличниках центрального региона. Это тоже немало: одних только областей в Центральный Округ входит 18, а городов — 203.

Но всё же расстояния между городами здесь существенно меньше, да к тому же в 67 городах наличники уже сфотографированы, поэтому вместе с четырьмя экспедициями и печатью книги все расходы составят 1 776 000 рублей!

Много это или мало — как всегда — решать вам.
Мне остается только верить в красоту наличников и вашу любовь к ним.

По материалам planeta.ru/campaigns/4804 и nalichniki.com.