СТАТЬИ

Магия бисера

Елена Назарчук •  17 января 2015

В ритме современной жизни мы подчас мало задумываемся над тем, как важно найти дело, которое бы отвлекало нас от повседневной суеты, доставляло бы радость творчества. А между тем хобби не только способно помочь обрести новые горизонты в жизни, но и полностью ее перевернуть, как это произошло у нашей героини Елены Назарчук.

Вот уже более 10 лет Елена занимается бисероплетением. За эти годы ею создано немало украшений, каждое из которых — настоящий ювелирный шедевр. Магия бисера помогла Елене не только раскрыть в себе талант художника, но и обрести новое дело, открыв специализированный магазин бисера.

С мастером мы поговорили о её любимом деле, о том, с чего началось её увлечение бисером, о современных тенденциях бисерной моды и, конечно же, о том, как создаются её авторские шедевры.

Елена, с чего началось ваше увлечение бисером?

— Дочка, которая тогда училась в начальной школе, увидела у подружек небольшую фенечку — браслетик, ей захотелось сделать точно такой же. Мы пошли в ближайший магазин, выбрали бисер. Ориентировались на цвет — купили тот, что понравился дочери. В детской книге нашли самую простую схему, дочь начала плести. Её пыл угас на второй день, вещь лежала незавершённая — я села и доделала её. И вот в тот момент мне, наверное, и захотелось сделать что-то для себя, что-то посложнее и более достойное. Начала интересоваться — искала книжечки, журналы. В то время, более 10 лет назад, ни в одном книжном магазине, сети киосков, специализированных журналов по бисероплетению не было, поэтому поиски привели меня в магазинчик, который тогда работал в Центральной городской библиотеке им. С.А. Есенина. Хозяйка магазина привозила журналы из Москвы. Листая издания, можно было определиться не только с тем, что ты хочешь сделать — колье или кулон, но и как это сделать — с добавлением стеклянных бусин, натуральных камней, стразов.

Всё это постепенно затянуло, да так, что если какое-то время не работаешь с бисером, бусинами, начинается буквально ломка — надо хоть полчаса уделить любимому занятию.

Материала в то время тоже не было — надо было искать самой, налаживать связи с оптовыми базами, привозить бисер, и не только для себя. Так дошли до магазина.

Помните первое более серьёзное изделие?

— Конечно! Это была расшитая сетка. Мне кажется, большинство мастериц начинает постижение азов бисероплетения именно с этой техники, потому что плетётся она довольно просто, а результат выглядит эффектно. Даже мастера с большим опытом возвращаются к ажурным сеткам, потому что результат — достойные украшения.

Вы сказали о самой простой сетке. А какая в бисероплетении наиболее сложная техника?

— Нет сложных техник — либо я умею, либо нет. Научиться можно всему. Можно разобраться, сплести несколько аналогичных украшений, получить опыт, исправить прежние ошибки — и техника оказывается доступной и лёгкой. Всё приходит с опытом.

За прошедшие годы вами создано немало украшений. Есть ли какое-то любимое среди них?

— Какого-то особенно любимого мною нет — они все одинаково запоминаются: и вечерние, и выставочные украшения, и те, которые делала в подарок. Они все с какой-то «изюминкой». Душу вкладываешь в каждое изделие, поэтому и нравятся они одинаково.

Как рождается у вас замысел того или иного произведения?

— Это бесконечно творческий процесс. Сначала я рисовала эскизы, однако в процессе изготовления от первоначального рисунка постоянно отходишь, и в результате выходит совершенно иная вещь, чем задумывалась. В одном случае я могу увидеть вещь полностью сразу, в другом — создание изделия диктуют детали, в третьем — можно повторить понравившуюся работу, увиденную в Интернете, «включив» фантазию.

Вы сами носите свои украшения? Или делаете их на заказ, в подарок?

— Я создаю вечерние украшения, не повседневные. Каждый день я их не надеваю, но если есть повод — то с удовольствием, почему бы и нет? С теми, которые делаю на заказ или в подарок, расстаюсь легко, потому что мне нравится доставлять радость людям. Если я дарю и знаю, что человек это украшение никогда не оденет, так как бижутерию не любит, мне будет неприятно, что моя работа лежит в столе, в коробочке. Если же я знаю, что человек будет носить изделие не только для того, чтобы сделать мне приятное, я с большим удовольствием расстаюсь с той или иной вещью.

Когда вы начинали заниматься бисероплетением, в Рязани не было специальной литературы, меньше были развиты электронные ресурсы. Сейчас этого достаточно — схемы, материалы продаются в любом магазине, есть в интернете. Не убивает ли это «авторское» начало в работах?

— Нет, наоборот, наличие необходимых ресурсов помогает. Работы других мастеров — как российских, так и зарубежных, — вдохновляют на создание своих работ. Даже если в основе — работа другого автора, на «выходе» получается совершенно другая вещь — ты добавил другие цвета, другие фактуры. Даже свою работу невозможно повторить в точности дважды.

Сейчас вы занимаетесь новым для себя делом. Не страшно было уходить с прежней работы, не боялись, что хобби, став профессией, превратится в рутину?

— Не страшно, потому что очень хотелось этого. А когда хобби начало приносить доход, сравнимый с моей официальной зарплатой, это очень помогло, и я ушла с прежней работы. А риск и трудности в бизнесе есть всегда, однако удовольствие от занятия любимым делом окупает всё.

Ваши работы могут оценить не только посетители магазина, но и гости различных выставок, проходящих в городе...

— Да, я неоднократно участвовала в коллективных выставках клуба «Бусинка» в Центральной городской библиотеке им. С.А. Есенина. А несколько лет назад в РОУНБ им. Горького была моя персональная выставка.

Близкие поддерживают вас в вашем увлечении? Не обижаются, что вы уделяете им мало внимания?

— Близкие как раз и заставили меня сменить сферу деятельности, поддерживают полностью.

Какие отношения у вас с другими рязанскими мастерами? Есть ли какая-то конкуренция?

— Скорее, творческое общение. Мы учимся друг у друга, делимся секретами. Мастера очень открыты, готовы и сами учиться, и учить других, посоветовать лучшие материалы, техники....Пока таких «закрытых», которые не готовы идти на контакт, я не встречала.

Мир переживает бум интереса к вещам hand-made. На ваш взгляд, насколько сейчас востребованы изделия из бисера среди покупателей и любителей рукоделия?

— Бисероплетение — это искусство, а не ширпотреб в массы. Приходя в художественную галерею, мы выбираем работы, которые нам нравятся, те, которые мы готовы приобрести для дома, другие работы мы проходим, не глядя. Так и в бисере — есть люди, которые любят смотреть, делать, носить такие изделия, а есть равнодушные к этому занятию. Если говорить о моде, то сейчас она на вещи она есть — это востребовано.

Существует ли бисерная мода — мода на техники, материалы?

— В бисероплетении постоянно появляются новые техники, новые материалы, и мастерицы хотят попробовать работать с ними, изучить их. Так как широкие массы мастеров «кидаются» в одно направление, мы видим в интернете и на улицах так называемую «моду». Так, например, одно время были популярны вязаные бисерные жгуты — начали появляться схемы, специальные программы набора бисера на нить, программы редактирования. Затем на смену гладким шнурам начали вязать жгуты с переменным сечением, так называемые жгуты-«конфетки». Популярна сутажная техника — появилась картинка в интернете, вызвавшая интерес рукодельниц. Они разыскали мастеров, работающих с сутажем, их тогда были единицы, делились своими знаниями, размещали мастер-классы в интернете, писали книжечки. Все стали изучать эту технику, но у каждого мастера выходил «свой» результат.

Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития бисероплетения? Какие техники войдут в моду?

— Сейчас очень популярно комбинирование материалов — сочетание бисера с кожей, шёлком, элементами Сваровски, кристаллами, пером, канителью. Появляется новый интересный материал — мастера хотят попробовать совместить его с бисером. Однако украшения только из бисера занимают прочные позиции — на них есть спрос, к ним есть интерес. Это-прежнему красиво и модно.

Светлана Любимова