СТАТЬИ

В джазе только….

Игорь Бутман, Народный артист РФ, российский саксофонист •  23 февраля 2015

19 февраля 2015 года в МКЦ прошёл большой юбилейный концерт группы Feelins, отметившей 15-летие в статусе муниципального коллектива. Поздравить группу с юбилеем приехал народный артист России Игорь Бутман и джазовый вокалист Борис Саволделли. Впрочем, визит звёзд джаза не ограничился лишь выступлением — они также приняли участие в проекте ЕсенинJazz и встретились с журналистами. Самые интересные места из состоявшейся беседы мы и предлагаем вашему вниманию.

О знакомстве с Борисом Гребенщиковым.

С Борисом меня познакомил Сергей Курёхин. На тот момент с Борисом играли не самые сильные музыканты, и, чтобы усилить состав, они пригласили меня на запись. Я слышал на тот момент и о группе «Аквариум», и о Борисе Гребенщикове, знал его песни, но пошёл, прежде всего, из интереса, так как это был мой первый или второй опыт в студии. Я пришёл и записал всё на «Табу». Пару лет назад я купил себе эту пластинку, диск, вернулся на 30 лет назад, услышал, как здорово все это звучит сейчас, и вообще у меня даже возникла мысль сыграть песни из этого альбома с оркестром. Правда, в силу нашей с Борисом занятости, эти планы пока не реализованы. Потом была дружба, общение, поддержка, но все это происходило через Сергея Курёхина, который объединял нас всех. Мы до сих пор с Борисом дружим, у нас есть совместная фотография с концерта, которую я обязательно пришлю для рязанского музея БГ.

О проекте ЕсенинJazz

Это большое событие, и очень здорово, что прекрасный музыкант Геннадий Филин, который не играет джаз по стандарту, обратил внимание на такую жемчужину, как творчество С.А. Есенина и решил его объединить с музыкой. Он следует тенденциям — мы сейчас уже изучили опыт, гармонию в музыке, и обратили внимание на те моменты, которые могут интересны для импровизации, ведь это самое главное в джазе. Музыка на русские темы — это наше, это у нас в крови, то, что мы можем сыграть лучше, чем, допустим, зарубежные исполнители. Я только приветствую такую работу, Геннадий нашёл свой путь, что очень ценно.

О группе Feelins

Это уникальное событие, что в провинциальном, нестоличном городе вот уже 15 лет работает ансамбль, который создаёт программы, создаёт жизнь в городе, приглашает к себе другие коллективы. Такая работа — не только в Москве, но и в других городах, начинает обращать внимание чиновников на джаз, власти осознают важность того, что мы делаем. Ведь вся наша работа — это высокохудожественно. Взять какого-нибудь поп-певца — после его концерта люди выходят не с самыми одухотворёнными лицами, а после концерта классической музыки или джаза — совсем другими. Может быть, правда, там не всё понятно, а у нас всё ясно (смеется).

Об образовании в джазе

Обучение джазу — актуальная сейчас тема. Эстрадно-джазовые отделения сейчас необходимы, как кузница кадров. Ведь, например, в проекте «Голос» есть только сиюминутная слава, где после никто ни о ком не заботится, где нет посвящения в музыку, в этот сам котел тяжёлой жизни артиста. Если же у людей будет соответствующее образование, то, глядишь, российские коллективы могут стать интеллектуальным экспортом, ездить за рубеж. Ведь есть итальянский экспорт — Андрей Бочелли, испанский экспорт — Хулио Иглесиас, шведский экспорт АВВА, у нас никого нет, кто привозит доллары — пока. С улучшением качества музыкального образования у нас сам уровень будет выше.

Об участии в ледовых шоу

Эта история началась с того, что в 2004 году я подружился с Ильёй Авербухом, он организовывал работу Русского дома в Афинах. Когда была Олимпиада в Турине, в Русском доме был каток, я там участвовал в хоккейных матчах. Вот мы сыграли, а после подошёл Илья и пригласил в ледовое шоу на Первом канале. Я просто согласился, не думая ни о чём — просто не думал, что это будет кому-то интересно. Мне дали коньки, и я пошёл кататься, тем более, что компания была весёлая — Марат Башаров, Александр Носик, Слава Разбегаев. Где-то у меня получалось хорошо, где-то плохо, времени на тренировки было мало, а первые коньки оказались жутко неудобными. И вдруг, ни с того, ни с сего — меня узнают на улице. Я ничего не понимаю, что такое? С этого и пошла Всероссийская слава конькобежца-музыканта. Я удивился — я был уверен, что меня знает весь мир, но, оказалось совсем другое (смеется). На мои концерты стало ходить очень много людей, но все они смотрели на мои ноги. Юрий Башмет, хотя с того времени прошло уже лет восемь, наверное, до сих извиняется, что однажды поставил мне 5.8 (смеется).

Когда начался «Бокс со звёздами» я думал — пойду или нет, если меня позовут. Хорошо, что не позвали, ведь я бы пошёл, но мне это не нужно было абсолютно. Меня звали участвовать в проекте «Последний герой», но у меня были важные концерты. Там можно стать телевизионным героем, а я посвятил свою жизнь музыке не ради того, чтобы быть популярным. Если и становиться таким — то только из-за того, что ты что-то важное можешь сделать в музыке. А быть просто популярным — мне такая популярность не нужна.

О записи в студии

Для джаза важна атмосферность, импровизация. В студии музыкант должен находиться одновременно в помещении, но выйти за пределы этой студии, — тогда все получится.

О посвящении в музыканты

Впервые я взял саксофон в одном из ленинградских ресторанов — я тогда получил за концерт рублей 10, наверное. Но радость была не от первого гонорара, а от того, что я сыграл «Опавшие листья» с профессиональным оркестром. Потом были выступления в джаз-клубе «Квадрат», участие в джем-сейшне, затем выступление в большом зале клуба «Квадрат», где мы выступали с моим другом, и у нас обоих сломались саксофоны. Потом меня пригласил к себе Давид Голощёкин — я тогда уже более или менее понимал, что я делаю (смеется).

Борис Саволделли об Игоре Бутмане

Игорь знает — жизнь музыканта такова, что приходится много путешествовать: ты выступаешь, всего несколько часов — и уже в другом городе. Так вот с 2008 года, каждый раз, когда я ехал в поезде, самолёте и меня спрашивали о том, чем я занимаюсь, первым вопросом было — ты выступал с Игорем Бутманом? Я отвечал, что нет, и все сразу теряли ко мне интерес. Так что теперь я настоящий джазовый музыкант и моя мечта сбылась (смеется).

Записала Светлана Любимова.