СТАТЬИ

Человек в кадре

Светлана Крючкова •  30 марта 2015

В суете современной жизни редко задумываешься над тем, какие необычные люди тебя окружают. И вдруг в один прекрасный день человек раскрывается перед тобой с совершенно иной стороны, и ты понимаешь, что совершенно не знаешь его. Героиню нашего сегодняшнего материала, фотографа и журналиста Светлану Крючкову, автор этих строк знал давно — по-новому взглянуть на неё позволил проект «365 домов Рязани», который она недавно презентовала горожанам. Мы решили не оставлять автора снимков за кадром, тем более, что выставка стала отличным поводом поговорить со Светланой о её пути в фотографию и новых творческих замыслах.

На твоей страничке в соцсети долго был статус «Фотолюблю». С чего началась эта любовь к съёмке?

— Фотографией у меня занимался папа в молодости — не профессионально, а на бытовом уровне. Как-то он дал и мне свой «Зенит», и я начала снимать тоже — на цветную кодаковскую плёнку, которая тогда уже была в продаже. Сначала фотографировала всё подряд — семью, подружек, гуляя по улицам, снимала то, что видела.

Почему именно фотография? Заинтересовала техника?

— Меня привлёк не сам фотоаппарат с пленкой и кнопочками, а желание сохранить в памяти увиденное, запечатлеть момент. Бывает состояние, когда ты идёшь, что-то видишь, и тебе хочется остановить мгновение. Видишь кадр — и тебе хочется остановиться и сфотографировать его. Так, наверное, в любом творчестве — что-то происходит — и рождается произведение.

Первые работы запомнились?

— Сначала все кадры были или бытовые, или пробы снимать на улицах города. Больше запомнились работы более позднего периода, которые я представляла в 2007 году на отчётной выставке Союза фотохудожников, где была секция молодых фотографов. Меня туда привела подруга, Катя Шестакова. Мы с ней вместе принесли фотографии на худсовет, и уже с первого подобного совета несколько работ взяли на выставку. Я была этим удивлена и поражена, ведь когда ты чем-то занимаешься, очень приятно, что твои работы выделяют наши ведущие фотографы. Работы были из городской жизни — нежащаяся на солнце собака и сидящий рядом кот, ритм ног человека и лошади....

Все мастера где-то совершенствовали своё мастерство. Где училась ты?

— Специально фотографии я нигде не училась. Что-то читала в специализированных журналах, в интернете проходила бесплатные онлайн-курсы — в основном, техникой съёмки начала интересоваться, когда перешла на цифровую технику. Читала, в основном, советские издания. Кроме того, ходила на курсы «Верёвка», где тогда собиралась вся молодёжь, интересующаяся и занимающаяся фотографией, участвовавшая в городских фотопроектах. «Верёвку» я посещала года три, мои работы вошли даже в отчётный каталог, который был подготовлен, но не выпущен из-за отсутствия финансирования. Потом, да и сейчас тоже, посещаю фотоклуб «Стиль», которым руководит Евгений Иванюк.

Есть ли у тебя какие-то любимые темы, объекты для съёмки?

— Моя любимая и основная тема — это жанровая фотосъёмка или, как ее еще сейчас называют, стрит-фотография: выхваченные моменты из жизни, люди, занимающиеся делами, какие-то события. Всё остальное — портреты, натюрморты, пейзажи — тоже пробую снимать, но эти темы не такие любимые. Архитектуру, городские детали полюбила во время работы над проектом «365 домов Рязани», и теперь тоже обращаю на них внимание при прогулках по городу, ищу и вылавливаю взглядом.

Сейчас только ленивый не фотографирует свадьбы. Не могу не спросить тебя об этом направлении съёмки...

— Свадьбы я фотографирую, но редко. До прошлого года снимала одну свадьбу в год, когда кто-то из знакомых просил. Там нет такой свободы творчества, которую я ищу. Съемка свадеб — это, как правило, жёсткий рабочий процесс. Хотя свадьбы можно снимать и в репортажном стиле — это как раз тот вариант, который я допускаю.

А в коммерческой съёмке, которой также приходится иногда заниматься, сложно найти элемент творчества?

— В коммерческой, как и в любой съёмке, можно найти такой момент, но просто на это нужно время. Коммерческая съёмка — это обычно заданные рамки времени, условия заказчика — работаешь на результат, который нужен. Это может быть не та тема, которая тебе интересна, не то место, где бы тебе хотелось снимать, это та съёмка, которую ты делаешь для кого-то. Творишь же ты для себя.

Иногда перед фотографом стоит выбор — цифровая или плёночная фотокамера. Для тебя выбор очевиден?

— Это лишь различные инструменты для съёмки — говорят ведь, что снимать можно и на спичечный коробок. Всё зависит от фотографа — важно увидеть кадр, картинку, а уж каким это сделано фотоаппаратом — не важно. Сейчас я использую цифровую фототехнику, но это лишь вопрос какого-то удобства — можно быстро скачать фотографии, начать работать над ними. Плёночные камеры в этом отношении не так удобны, потому что зависишь от лаборатории, требуются материалы для проявки и печати, если этим заниматься самостоятельно дома. Иногда я фотографирую на плёнку — когда душа просит, но обстоятельства жизни таковы, что всё равно возвращаешься к цифре. На каком-то этапе я пробовала сделать проявку дома — купила материалы, вместе с подругой Ольгой Киндиновой мы проявили одну- две плёнки, но это оказался такой трудоёмкий процесс, что потом дальше дело не пошло. Конечно, в съёмке плёночной и цифровой камерой есть различия в получаемой картинке, но эти различия не настолько принципиальны для меня сейчас.

Есть ли у тебя пример для подражания, к которому хочется стремиться, учиться?

— Конечно, любой интересующийся фотограф смотрит классиков, чтобы развиваться в профессиональном плане. Это и Анри Картье Брессон, и Йозеф Судек, и Эллиотт Эрвитт — смотрела и смотрю альбомы авторов разных направлений фотографии. Влияние оказывают те, с кем общаешься в своём городе. У нас есть Рязанское отделение Союза фотохудожников России, где были сделаны первые мои шаги в творчестве. Там я познакомилась с Сергеем Михайловичем Романовым, мы начали с ним общаться, он меня очень поддержал в желании фотографировать городскую жизнь, посоветовал ходить на курсы «Верёвки». Мы продолжаем общаться и сейчас — он советует литературу, держит в курсе последних событий в мире фотографии, не даёт расслабляться. Он регулярно следит за моим творчеством, а я — за его. Он всегда готов помочь, посоветовать. Именно он предложил мне сделать выставку «365 домов Рязани».

Вот о ней и поговорим. Выставка прошла — что дальше?

— 365 домов снято и выложено в интернете, в соцсети, но я продолжаю снимать деревянные дома Рязани. Многие объекты остались неохваченными в ходе проекта — хожу, смотрю на них, они смотрят на меня, и я понимаю, что буду и дальше их снимать.

Сформированный тобой фотоархив будет издан?

— Мысли по поводу выпуска фотоальбома есть, они в разработке. Думаю, каким образом их реализовать — либо с помощью властей, либо собственными силами на коммерческой основе. Хочется, чтобы собранная информация сохранилась и нашла своего зрителя. Мне кажется, что для рязанцев, которые следили за моим проектом, будет интересно иметь такую фотолетопись у себя дома. Главное — чтобы всё получилось. Конечно, хочется провести еще одну, более полноценную выставку в другом зале, где можно было бы показать больше работ из проекта.

Уже, наверное, есть идеи и для нового проекта?

— У творческого человека всегда есть идеи. Главное — выхватить их, осуществить, реализовать, тем более, что такой крупный проект за плечами, появился опыт. Думаю, как подобраться к новой теме — она также будет посвящена нашему городу, но что это будет конкретно — пока секрет (улыбается).

Как ты правильно заметила, у тебя за плечами большой проект. А что бы ты посоветовала тем, кто впервые взял в руки фототехнику?

— Этим людям я рекомендую побольше снимать, и обращать внимание на те темы, что им близки и интересны. Пусть не гонятся за модой, а делают то, что к чему их по-настоящему тянет. Это обязательно даст свои результаты и в будущем найдёт своего зрителя.

Наталья Бирюкова