СТАТЬИ

Как создать «Судьбу человека», или театральное закулисье

Наталья Бирюкова •  23 апреля 2015

Зачастую нам кажется, что приходя на новый спектакль, мы видим, чем живёт театр — игру актёров, свет, декорации, создающие магию действия. Отчасти это действительно так — от актёрского ансамбля зависит немало. Однако то, что мы видим на сцене — итог большой подготовительной работы, которая идёт не только на репетициях, но и там, где она обычно остаётся в тени — в бутафорских и пошивочных мастерских, гримёрном цеху. Мы заглянули туда, где не бывает посторонних — в театральное закулисье, посмотрев, как идёт работа над новым спектаклем — «Судьба человека», премьера которого в театре драмы состоится 24 апреля.

На улице — весна, апрель, однако в пошивочных мастерских жарко не только от настойчиво бьющих в окна солнечных лучей. В небольшом помещении вовсю кипит работа над созданием костюмов героев. Работа, на первый взгляд кажущаяся простой (всего-то раскроить и сшить на машинке), является, пожалуй, одной из важнейших, ведь костюм — больше, чем просто одежда которую герой носит на сцене, — это своеобразный ключ к пониманию его характера. В «Судьбе человека» таких «ключей» надо найти немало — в спектакле будет занят 21 человек, ряд из них несколько раз сменит наряд. Таковы героини Полины Бабаевой, которая сыграет и Смерть, и юную дочь начальника концлагеря, и девушку-скрипачку; заслуженной артистки России Татьяны Петровой, которая в начальных сценах предстанет в образе вдовы, а затем сменит костюм на другой. Учитывая объём предстоящей работы, пошив костюмов в театре начали ещё до Нового года.

— Работу над костюмами обязательно начинаю со знакомства со сценарием, на основании которого готовятся эскизы. По ним подбирается ткань, шьётся одежда — вся работа строится в тесном контакте с режиссёром, — рассказывает художник по костюмам Наталья Бокова.

Сейчас на вешалках пошивочного цеха — целый гардероб, в котором сотрудники с лёгкостью находят то костюм офицера СС, то лёгкое девичье платье по моде довоенных времён — именно туда перенесёт зрителя спектакль. На первый взгляд наряд кажется не сшитым только что, а извлечённым из бабушкиного сундука, однако за этим соответствием времени кроется кропотливая работа по изучению стиля ушедшего века и поиски ткани, аналогичной тем, из которых наши бабушки шили себе наряды. Сейчас, несмотря на разнообразие материалов, которые предлагают магазины, найти необходимую ткань — настоящая проблема, делится Наталья Бокова. На помощь приходят личные запасы, немаркая синтетика или, в ряде случаев — изготовление ткани на заказ, как это произошло с робами заключённых, трудящихся в концлагере.

— Мы не нашли такой ткани в Рязани, пришлось делать её на заказ в Москве. Перед тем, как костюм будет готов, мне ещё надо будет её специально грязнить, чтобы роба не выглядела новенькой, «с иголочки», а потёртой и замученной, как и сами заключённые, — поясняет художник.

Вместе с одеждой готовится в цехах и обувь: руками здешних кудесниц создаётся целый ряд туфель на низком каблуке и солдатских сапог — вполне под стать разворачивающемуся действию. Для каждого актёра целостный наряд — как говорится, «сверху донизу».

Образ, созданный пошивочным цехом, дополняют гримёры — работающие здесь мастера способны с помощью париков, бороды и усов изменить актёра до неузнаваемости, или, наоборот, придать выразительности отдельным чертам его лица, требуемым для роли. Главным дирижёром в этом также выступает режиссёр — от его видения конкретного человека в конкретной роли «отталкиваются» гримёры. Иногда работать приходится буквально в режиме он-лайн: один яркий штрих — и образ готов.

— В нашем новом спектакле «Судьба человека» не будет сложных переодеваний, один актёр будет воплощать несколько образов, поэтому мы используем то, что имеем в своём арсенале. Работаем на основании эскизов, но иногда видение персонажа рождается в течение нескольких минут, — рассказывает заведующая цехом Наталья Худобородова.

Если за одними дверями художники колдуют над тем, как будет выглядеть актёр, то за другими — создают необходимый антураж для спектакля, ту атмосферу, в которую героям предстоит окунуться на сцене. Работы и здесь немало — зритель оказывается то на передовой, то в немецком концлагере, то в послевоенной коммуналке, то в мирном довоенном времени. Каждая мелочь здесь — важное свидетельство времени, заставляющее поверить в реальность того, что происходит на сцене. Поэтому в бутафорских цехах вовсю трудятся над изготовлением немецких пистолетов, массово «вырезают» пирожки из поролона и наворачивают крендели из папье-маше. С помощью краски и мастерства специалистов отличить их от настоящих будет практически невозможно, так же, как и коня, который появится в одной из сцен юности главного героя, Андрея Соколова, — работа по его созданию сравнима с конструкторским изобретением. Кролики, которыми увлекается немец в исполнении Юрия Борисова, — также дело рук бутафоров: каждый из них, прежде, чем появиться в объёме, тщательно прорисовывается на бумаге.

В других цехах театра также не сидят без дела — хотя работа здесь менее ювелирная, однако не менее трудоёмкая и важная. В столярном цеху пахнет свежим деревом и стружкой — именно здесь создаётся вагон, который появится в одной из сцен. Сложные металлические механизмы декораций создаются в тесной «связке» с другими аспектами театрального действа.

Несмотря на то, что работы много и её становится лишь больше по мере приближения даты премьеры, в театре признаются — работа над «Судьбой человека» особая, ведь это не просто спектакль, это дань памяти тем, кто отстоял, пусть и ценой своей жизни, свободу Родины, кто сражался на передовой и ковал победу в тылу, кто страдал в концлагере, но все равно оставался гражданином своей страны. Повесть Шолохова о героическом поколении, считает режиссёр Урсула Макарова, достоин того, чтобы быть показанным на сцене.

— Нам надо говорить о том, какой ценой досталась Победа нашему народу, России, а тогда Советскому Союзу. Да, здесь будут и тяжёлые сцены, однако человек, который идёт на военный спектакль, должен понимать, что он идёт не веселиться, он идет вспоминать, отдавать дань памяти и уважения поколению победителей, — рассказывает она.

Итог работы творческого коллектива театра можно будет оценить на премьерных показах 24 и 25 апреля, а также в канун праздника — 6 и 7 мая.