СТАТЬИ

«В начале было Слово…»

Алла Нечаева •  9 июня 2015

Литературой, или Словом как универсальным средством общения пользуются все. И не о всякой литературе здесь речь. А о художественной, созданной писателями, благодаря которой в нас формируется беспредельная картина мира. И чем больше человек прочитал книг, тем мир его — который он использует при изучении других наук или в обдумывании любых проблем, мир, насыщенный многими иными жизнями, — выдаёт полноту его личности. Или её убогость, неразвитость. И, даже если слушатель довольно скудно образован, всё равно он углядит в собеседнике или ораторе недочеты, которые не спасут ни афоризмы к месту, ни цитаты классиков, ни вкрапление англоязычных транскрипций, и обнаружит провалы в развитии и воспитании. Потому что художественная литература ещё и воспитывает.

И вроде бы со всех трибун звучит мысль о вторичности остальных наук и сфер деятельности и о приоритете культуры — духовной стратегии жизни. Но под натиском грубого, материального, она как-то конфузится, печалясь об участи недостойной её великой миссии. Потому что именно культура окутывает всё человеческое сообщество поволокой, пеленой человечности, пропитывая все поры бытия и сознания любовью. Главное составляющее культуры — искусство, из которого первое место по праву принадлежит Литературе! Нет, исчезнуть она не может, ибо «в начале было слово», культура и литература — и оплот жизни и её смысл. Но... береженого Бог бережёт.

ххх ххх ххх

Рязань — по меркам российским достаточно большой город. И не иметь в нём Литературного музея — стыдно. Не хочется повторяться, но как без сравнения? В самую страшную войну именно Слово, звучащее в стихах и прозе, исполняло доверием к власти и наполняло неким высшим смыслом, заложенным в культуру искусством. А в наше время богатых особняков, из которых хочется сотворить какой-нибудь Дворец пионеров или спортивный комплекс! — преступление забывать о культуре Книги. Так и кажется, что при слове «культура» весь наш ошалевший от потери ориентиров народ видит исключительно подвесные потолки или кованые двери с какими-то замысловатыми ручками. Примером насыщения собственной идеологией и культурой мышления являются священнослужители, которые с завидным упорством населяют город церквями. С одним «но»: из церкви народ попадает в среду, лишенную культуры, изничтожая привитое молитвами, и мысли его заполняет массированная пропаганда о приобретении денег и усиленное потребление сомнительного свойства чего бы то ни было. Именно перечисленное и является сегодняшней идеологией государства и потому — вне конкуренции. К великому сожалению.

А писатели — как при любых правителях — пишут, только теперь не в стол (прежде напечататься было сложно), а издают свои опусы для узких специалистов — той тоненькой прослойки интеллигенции, которая ещё и держит на плаву нашу страну, напоминая и вспоминая ничем не превзойденный человеческий идеал, название которому — совесть — единственный путеводитель и ориентир всякой жизни, который сегодня за ненадобностью чахнет в сиротстве.

Только не надо говорить, что всё давно написано, или что всему голова экономика. В природе человека заложено творчество, осуществляемое Словом. Слово — память, основной держатель жизни. И Слово, и память — упражнения души и сознания. Писатель и рисует время. Которое — имя собственное у каждого поколения. Увы, не история отражает его. Мы свидетели её перелицовки, а вот пишущий — о чём бы ни писал, свидетель, носитель и выразитель времени. Оно во всём. В лексике, одежде, в стиле жизни. В лицах. Они другие. Каждое знак своего времени. И снова — не надо кивать на кино и видеоплёнки. Это искусство, но массовое. Облегченное. Поверхностное. Ибо на постижение глубин человеческой сути в этих видах искусства недостаточно выразительных средств. И только в Литературе — Словом — человек создаёт собственное кино и собственный театр, расширяя сознание и пополняя видимый и сокрытый, непознанный пока человеком мир. Мир души.

Литература — если внимательно проследить, развивается вместе с поколениями пишущих. Любое искусство полагаясь на чувства, благодаря им, способно многоцветьем ощущений родить мысль. Не только расхоже- бытовую. Высвободить резервы заждавшихся возможностей. Чем тоньше и глубже произведение, тем возвышеннее наполнение мыслью. Но только художественная литература производит переворот в человеческом сознании, по той простой причине, что, предлагая россыпь мыслей и смыслов, человеческим языком формулирует, рассказывает жизнь, преодолевая недоверие к себе, либо корректируя назойливый эгоизм, распахивая парадные двери тайны и мечты собственного мира, обогащенного и дополненного миром автора. Это содружество понятий, видений, несогласий и откровений, не только надолго сохраняет картинку свежего восприятия, но и становится аккомпанементом неиспытанных переживаний.

Человек, занимающийся искусством — явление природы. Или её стихия. В отличие от науки, которая природу исследует. Именно поэтому в художественной литературе различаются поэты и прозаики, драматурги и сценаристы, и схожие с миром художников — прикладники. Критики, публицисты, документалисты. Поэтому у них не только разные источники, но и задачи. Автор художественного произведения — яркая индивидуальность, способная как бы заново, собственными глазами открывать мир и его проповедовать. Писатель в первую очередь — созерцатель. Он напитывается жизнью, как соком дерево, чтобы в благодарность отдарить людям, в суете пробегающим мимо жизни. И тех, и других можно обобщить единым понятием: литераторы.

В Рязани — как в любом большом городе — всегда рождались люди, или же оседали в нём, обретя вторую родину, чтобы приобщиться к подобным — наделенным писательским даром. Их отличие не только остро и тонко ощущать жизнь, но и — главная особенность! — формулировать, выражать мысли, извлекая из собственных возможностей единственно точные, соответствующие писательскому видению. Как печать бытия.

Литературный музей — малая родина большой литературы, ещё место сохранности времени во всём его разнообразии — Словом. И — долгое дыхание города! В данном периоде жизни. То есть — Слово всех времен.

Наличие Литературного музея поднимет престиж города, поможет молодым людям увидеть прошедшее глазами писателей, возбудит желание попробовать себя в литературе, ибо постоянные встречи с действующими писателями им будут гарантированы, облагородит атмосферу города — всегда приятно сознавать, что где-то неподалёку живут и трудятся на благо потомков свои, земляки, Словом возделывая пространство дышащих дней. И всё у них как у большинства. И печали, и радости. Но только им выделено Время, которое они запечатлят в Слове, и создадут для него собственную жизнь и имя ей будет — Художественная Литература.