СТАТЬИ

Не заставляйте детей взрослеть раньше времени

Дарья Ярошенко •  18 июля 2016

В репертуаре Рязанского театра кукол появится новое название для самых маленьких. Премьерный спектакль «Земляничная сказка» будет ориентирован на самую юную аудиторию, детей от 2 лет. Оригинальный формат спектакля — маленькие куклы и декорации в виде уютного кукольного домика — делает спектакль неординарным и особенным. Замыслом спектакля поделилась с нами режиссер постановки Дарья Ярошенко.

Дарья, Вы приехали ставить спектакль «Земляничная сказка» из Симферополя. Расскажите, как появилась идея поставить этот спектакль и зародилось сотрудничество с Рязанским театром кукол?

— Идея постановки «Земляничная сказка» родилась благодаря работам художника Ирины Мороз, она занимается поделками hand-made. Знакомство с лисёнком, главным героем нашей сказки, началось с выставки художника, наш герой был два сантиметра ростом, и жил в маленьком домике. На основе этого, мы решили найти материал для сказки, наткнулись на советский мультфильм «Земляничный дождик» по сказке Игоря Фарбаржевича. После чего сделали инсценировку для театра кукол, потому что литературное произведение не очень подходит для постановки в театре, и предложили Ирине быть художником. То есть на основе фетрового лисенка родился спектакль «Земляничная сказка».

Герои спектакля — веселые лесные звери, представленные в виде совсем маленьких кукол. Они живут в таком же милом лесном домике, с крошечной мебелью и интерьером. Почему был выбран именно такой особенный формат постановки?

— Этот формат позволяет расширить зрительскую аудиторию театра кукол. Это первый опыт Рязанского театра кукол постановки спектакля для таких маленьких детей. Формат «Земляничной сказки» схож с популярным сейчас направлением «Baby-lab», театром для самых юных зрителей от 8 месяцев. Когда родители приводят маленьких деток, тем бывает страшно смотреть на то, что происходит на сцене. Художественное решение спектакля подобрано так, чтобы не травмировать детей, чтобы им было в театре уютно, и этот спектакль был именно для них. На сцене юные зрители увидят материалы, с которыми сами играют дома: мягкие, маленькие, узнаваемые. Герои постановки также знакомы ребятам — это лесные жители. Дети изучают окружающий мир тактильно, то есть на ощупь. Поэтому весь спектакль выполнен художником из мягких материалов, чтобы малышу хотелось все потрогать, взять в руки, почувствовать. Получилась такая сказка для аудитории от 2 до 100 лет!

Постановку «Земляничная сказка» можно назвать развивающей. До того, как лесные звери отправляются навстречу приключениям, большое внимание уделено повседневной жизни героев: они стирают, готовят, устраивают банный день, читают перед сном сказки. Чем обоснованно внимание к таким, казалось бы, на первый взгляд, простым аспектам жизнедеятельности?

— Потому что этот спектакль, прежде всего, о дружбе: как важно рядом иметь друзей, которые с тобой всегда, с которыми тебе интересно, и ты им готов все отдать в любую минуту. Мы решили показать, как будничные занятия, самые обыкновенные, приносят массу удовольствия, если ты делаешь это с любовью и для любимых людей. Это и есть один из смыслов сказки. В начале и в финале актеры произносят фразу — «Жили они дружно, и каждый день проводили вместе».

В спектакле играют самые молодые актеры Рязанского театра кукол. Почему выбор пал именно на этих артистов? Легко ли Вам с ними работать?

— Да, легко, в Рязанском театре кукол замечательные артисты. Молодые актеры — это горящие глаза. И мне хотелось, чтобы эта история была рассказана теми, кто ребенку ближе, как будто старшими братьями и сестрами. Потому что молодые артисты — это друзья зрителя, а не учителя. Если тебя будут нарочно учить, ты будешь сопротивляться, а молодые актеры посредством интересной игры говорят тебе о самом важном, и ребенок это принимает. Чудесно, что в спектакле задействованы мальчики. Потому что, если играют девочки, превалирует женская энергия. А в нашем случае мы завоевываем в зрительном зале всех — и девочек, и мальчиков. А еще в мужских руках маленький реквизит и куклы спектакля звучат еще трогательнее!

«Земляничная сказка» ориентирована на самую юную аудиторию, детей 2-3-х лет. Но иногда лесные звери, герои спектакля, высказывают очень даже взрослые мысли, например: «Он остался самим собой, даже если в него никто не верил» и другие. В чем причина внедрения таких философских тем в спектакль для малышей?

— По большому счету, детская сказка — это огромный айсберг. Верхушку этого айсберга считывают дети: только яркое, приятное и то, что бросается в глаза. А что под водой у айсберга — это целый пласт той философии, на которой построен спектакль. Этот подтекст считывает уже взрослый зритель. Проблема, когда нужно оставаться самим собой в любой ситуации, очень важна в современном мире, и взрослые нас поймут. А дети, если услышат, то хорошо, а если нет — они найдут много другого важного для себя в нашей сказке.

Премьерный спектакль не только развивающий и познавательный, но и очень поучительный. Чему может научить маленьких зрителей постановка в нравственном плане?

— Чему мы должны учить детей? Вечному — любви, дружбе, преданности... Кажется избитым, но все же это неизменные понятия. И главное — дети должны верить в чудеса. Их чистая вера в то, что чудо произойдет, очень ценна. Именно это взрослые теряют. Когда мы взрослеем, мы ни во что не верим, и поэтому ничего с нами и не случается, мы становимся скучными и неинтересными. И важно, чтобы родители, посмотрев спектакль, не заставляли детей взрослеть раньше времени, ведь в мире детства хочется жить как можно дольше.

Мария Сонина