СТАТЬИ

Спасти и сохранить

Дарья Орешина •  8 декабря 2020

Здания деревянной архитектуры представляют собой неотъемлемую часть культурного наследия нашей страны. Еще в XIX веке резные и узорчатые деревянные постройки определяли внешний вид большинства городов необъятной и разнообразной России и считались символом отечественной истории: Западная Европа никогда не имела подобного архитектурного стиля.

Но проходили времена, менялись ландшафт и инфраструктура города. Теперь уникальное и не знающее аналогов самобытное деревянное зодчество составляет огромный пласт наследия, которое находится на грани полного исчезновения. По данным ВООПИиК (Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры), за последние 10 лет в Российской Федерации погибло более 2,5 тысяч памятников, а ежегодные утраты составляют порядка 150–200 памятников. Выходит, что мы сами разрушаем то, что делает нас русскими и отличает от других народов. И почему?

Такую печальную статистику разрушения и исчезновения объектов культурного наследия определяют отсутствие реставрационных и восстановительных работ и не включенность памятников деревянного зодчества в активное использование. Чтобы защитить и сохранить архитектурные памятники наследия, можно закрепить имущество или территорию за учреждениями культуры, музеями общественными организациями или же сдать в аренду. Здесь у нас возникают проблемы...Остается надеяться, пожалуй, только на волонтеров, добровольцев и неравнодушных жителей населенных пунктов, которые безвозмездно готовы заниматься сохранением памятников наследия.

И вот... уникальная новость! В Рязани начинает работу масштабный и единственный в своем роде проект, целью которого является спасение местных деревянных домов и сохранение исторического облика города — «Градозащитная мастерская». Инициаторами создания центра являются волонтеры «Культурного фронта» политической партии «За правду», а также творческие и активные молодые люди.

В минувшее воскресенье в рамках визита в Рязань известный писатель, общественный деятель и лидер вышеуказанной партии Захар Прилепин принял участие в официальном открытии «Градозащитной мастерской», которая располагается по адресу: ул. Салтыкова-Щедрина д. 21. Этот дом является составной частью целого комплекса историко-культурных объектов улицы Салтыкова-Щедрина — единственного сохранившегося в городе ансамбля памятников рязанского деревянного зодчества.

Более подробно об этих архитектурных постройках перед презентацией мастерской присутствующим рассказала руководитель туристско-образовательного проекта «Я вам покажу!» Ксения Паначева. Участники экскурсии встретились у здания, в котором с 1867 г. по 1868 г. жил писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин. Именно отсюда берет свое начало название всей улицы, ранее именуемой Нагорной, Седьмой и Абрамовской.

Ксения поделилась с участниками экскурсии интересными историческими фактами из жизни деревянных построек. Например, дома № 19, № 21 и № 23 в прошлом составляли усадьбу двоюродного брата известного первооткрывателя радио Александра Попова — Петра Попова, выкупившего ее у генерала Ивана Соболева. В свою очередь, дом № 21, в котором располагается «Градозащитная мастерская», неразрывно связан с судьбой интересного и яркого человека, инженера Анатолия Турбина, который ушел из жизни в этом году. Анатолий Иванович родился в этом доме, в нем же пережил войну и на протяжении долгих лет продолжал защищать исторический облик улицы Салтыкова-Щедрина до конца свои дней. А дом № 40, привлекающий всех своей необычной формой и яркой архитектурой (многие рязанцы называют его «дом с башенкой»), запомнился большинству местных жителей как приют для девочек-сирот, организованный известным купцом Рюминым.

Можно назвать еще много характерных особенностей, ведь все дома являются хранителями таинственных страниц из истории Рязани. Жаль, только, находятся в полуразрушенном и аварийном состоянии. И, кажется, в скором будущем, если срочно не принять меры по их восстановлению, мы будем только вспоминать их...

В целом, внешний вид всего деревянного квартала, конечно, особенный: за искусными резными постройками возвышаются многоэтажные особняки и шикарные коттеджи. При взгляде на такой пейзаж волей-неволей произносишь: «Да... Рязань — город контрастов». Но, несмотря на свою внешнюю красоту и привлекательность, современные, возвышающиеся в небо «красавцы» не являются визитной карточкой улицы Салтыкова-Щедрина и нарушают ее визуальную историко-архитектурную целостность, что видно невооруженным глазом...

Захар Прилепин, писатель, общественный деятель
И в годы советской власти все это сохраняли, например вот, при Надежде Чумаковой. А когда настал наш XXI век необычайной свободы, вдруг выяснилось, что все это можно забросить, а потом еще и застроить. Поэтому нам хочется здесь собрать небольшую градозащитную школу из реставраторов и творцов других видов искусства, которые смогут приобщиться к культуре деревянного зодчества и в дальнейшем участвовать в обновлении памятников. Еще есть мастера-реставраторы, которые могут поделиться опытом, еще сохранились те вещи, которые можно реставрировать. Это красота, которая не имеет аналогов. Огромное количество старинных русских городов уже не имеют таких улиц. А здесь, в Рязани, они есть. Поэтому нужно сделать все, чтобы сохранить их

Познавательный рассказ экскурсовода Ксении Паначевой о памятниках культурного наследия улицы Салтыкова-Щедрина подошел к концу. Но пристальные и внимательные взгляды, как бы пытающиеся поймать мгновение и запомнить старинную архитектуру и резьбу, форму наличников и оконных ставней, еще долго оставались на лицах слушателей. И это не случайно, ведь каждый человек, наблюдая на то, как разрушается история, задумывается — что он будет видеть на месте этой улицы через 20 лет? Поэтому и пытается запомнить прежние виды. Прежние... И даже представить страшно, что на исторической и известной своим деревянным зодчеством улице сможет удачно расположиться, например, небольшой коттеджный район из сделанных по одному типу, возвышающихся ввысь домов.

На официальном открытии «Градозащитной мастерской» все желающие смогли посетить помещения многоквартирного деревянного дома, посмотреть, что удалось исправить и отреставрировать волонтерам «Культурного фронта». Ранее квартира, в которой расположилась реставрационно-творческая мастерская, принадлежала Анатолию Ивановичу Турбину. Сейчас же решается вопрос о выкупе всего здания для превращения его в творческий и культурный комплекс.

Захар Прилепин, писатель, общественный деятель
На моей родной Рязанской земле мы давно мечтали открыть культурный центр. Эту задачу оказалось решить не так просто, но мы это сделали и в будущем будем делать все, что в наших силах. Городу было необходимо место, которое привлекало бы всех талантливых и одаренных творческих людей. Но такого места не было, люди собирались непонятно где, в конце концов — разъезжались из родного города в разные края. Я верю, что «Градозащитная мастерская» станет центром пульсации рязанского культурного духа

Реализуемый проект будет сочетать в себе функции реставрационно-художественной мастерской и творческого центра. Здесь молодые люди смогут получить навыки восстановления различных элементов деревянной архитектуры и изготовления новых элементов декора, интерьера и экстерьера под руководством опытного реставратора Сергея Косырева. Произведенные предметы будут восполнять архитектурные утраты на старинных домах, не имеющих особого охранного статуса. И у мастера уже есть первые ученики, с которыми в скором будущем он начнет возрождать деревянную Рязань.

Сергей Косырев, реставратор
Хочется, чтобы у нас в городе была своя реставрационная школа. У меня есть желание передать свои навыки молодому поколению. Я учился у настоящих русских мастеров, и хотел бы продолжить их дело, передавать опыт по обновлению и реставрации. В Рязани есть, что восстанавливать: русский ампир, неповторимый ропет. Издавна наша земля славилась своими плотниками — «рязанским косопузами». Поэтому мы будем обновлять и реставрировать наши памятники. В рамках нашей "Градозащитной мастерской"я планирую заниматься с молодыми людьми и теорией, и практикой. Нужно лишь по мере возможности приобретать необходимое оборудование

Реставратор поделился, что планирует привлечь к преподавательской деятельности и передаче навыков восстановления своих хороших друзей и коллег, а также проводить конференции и мастер-классы.

В завершении цикла мероприятий Захар Прилепин лично обработал деревянный наличник и закрепил его на окне старинного резного дома К.Э. Циолковского по адресу ул. Вознесенская д. 42. Начало работы творческого центра положено. Общественный деятель призвал всех рязанцев объединиться, чтобы вместе сохранить самобытную историческую и культурную среду русской провинции, которую мы еще пока что имеем счастье наблюдать.

Действительно, в наше современное время больших ожиданий и сокрушительных разочарований «обещали, но не сделали» уже очевидно, что самобытное рязанское деревянное зодчество, архитектурное наследие региона нуждается в серьезной защите и реставрации. Само себя оно не сохранит. Ждать, пока что кто-то восстановит, бессмысленно. Поэтому нужно действовать самим: объединяться и работать. И чем быстрее — тем лучше.

По указанным ссылкам можно присоединиться к проектам «Культурный фронт» и «Градозащитная мастерская».

Дарья Орешина