30 июня 2016 года в Рязанском государственном областном театре для детей и молодёжи (на Соборной) состоялась премьера лермонтовской «Княжны Мери» в постановке художественного руководителя Марины Есенина.
Под занавес сезона театр решил преподнести сюрприз любителям классики, представив свою новую работу. Не романтическая драма, но человеческая трагедия разыгрывается на глазах у зрителя — знакомые каждому по школе перипетия сюжета позволяют рассказать о Печорине и Лермонтове. Смещая акценты, Марина Есенина делает главного героя своеобразным двойником автора — сходство подчёркнуто и костюмом Печорина, и выбором исполнителем главной роли Дмитрия Мазепы, которого сложно представить в образе рефлексирующего героя. Впрочем, дело даже не в героях — зрителю создатели спектакля предложили рассказ, прежде всего, о человеке не таком, как все. Печорин не похож ни на марионеток из высшего общества, живущего слухами, ни на военных, делающих честь разменной монетой в любой игре. У него своё мерило ценностей — он не верит никому и ничему, в том числе и самому себе. Итогом становится одиночество и очерствение души. Впрочем, спектакль — не только о рефлексирующем герое, но и о чувствах, которые становятся главным критерием человечности Печорина. Он смело отдаётся страсти к Вере, ведь она не затрагивает его души, однако когда речь идёт о княжне, то её трагедия открывает Печорину истину — любовь к самому себе для него важнее, чем любовь к другому и желание пожертвовать для него чем-то.
Спектакль получился удивительно «лермонтовским» и «стильным» — впечатление от игры актёров усиливается необычным художественным решением. В сценическом действии соединяются приёмы марионеточного театра, театра теней. Конструктивность декораций позволяет создать спектакль в спектакле: за своей интригой Печорин наблюдает словно бы со стороны. Активно используются режиссёром и символические цвета — красный как олицетворение жизни и чувства, белый — смерти и безликости. Княжна во время бала исполняет романс о белом парусе — своеобразном символе жизни Печорина. Символом жизни его становится и то затухающая, то гаснущая свеча, а также звуки лопнувших струн, символически разделяющие Печорина и его окружение.
|