ИМХО-лит (март)

«Человечество так старо! Всегда приходится идти по чьим-то стопам», — воскликнул однажды французский драматург и романист Альфонс Доде. На что Иоганн Гёте, правда, ещё до рождения Доде, заметил: «Оригинальнейшие писатели новейшего времени оригинальны не потому, что они преподносят нам что-то новое, а потому, что они умеют говорить о вещах так, как будто это никогда не было сказано раньше».

Следуя высказываниям классиков, портал VEZDEKULTURA.RU решил продолжить традицию говорить о простом и вечном — словом, о том, что уже было сказано раньше — но по-новому.

А поскольку, как заметил тот же Иоганн Вольфганг, «Каждый писатель, до известной степени, изображает в своих сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле», — свое видение знаменитого предмета по просьбе vezdekultura будут представлять специально приглашённые «эксперты» — известные в нашем городе деятели культуры и искусства. Которые «не подглядывая» цитаты великого автора и даже не зная, кто этот автор, расскажут нам, что, собственно, они сами обо всём этом думают.

Также мы приглашаем активно выражать своё мнение наших дорогих читателей и комментировать высказывания классиков.

Цитата марта:

Антон Павлович Чехов, русский писатель, драматург
Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой

Вопрос:

В чем, по Вашему мнению, заключается хорошее воспитание?

Валерий Самарин, писатель
Главным критерием воспитанного человека является чувство меры, причем чувство меры интуитивное, как бы врождённое: сдержанность, совестливость. Как говорят в народе: «Не лезь вперед батьки в пекло». Даже правильнее сказать, это способность постоянно чувствовать чужую боль. Причем глубоко воспитанного человека, наверное, всё же неправильно сравнивать или ассоциировать с человеком глубоко нравственным — хотя эти понятия и очень близки, но всё же это не одно и то же
Александр Соловьев, доктор философских наук
Отвечая на этот вопрос, очень легко сказать какую-нибудь банальность, пасть, так сказать, жертвой общепринятых педагогических трюизмов, кочующих шумной толпой из текста в текст. Очень легко. Но только не в «Год литературы». Поэтому поразмышляю, как сказывается воспитание на процессе чтения. Хорошее воспитание — когда вы читаете книгу не потому, что ее читают все, а потому что вам она по-настоящему интересна. Хорошее воспитание — это когда каждая прочитанная книга воспринимается как учитель жизни, хороший или плохой, но всегда дающий вам новый опыт, убеждающий вас в чем-то или, наоборот, вызывающий сомнения и внутренние споры с самим собой. Хорошее воспитание — это когда книга для вас способ и средство самовоспитания. Хорошее воспитание — это когда, читая книгу, вы снова и снова задаете себе вопросы: Кто я? Во что я верю? Что я сделал полезного в этой жизни? Чем я готов пожертвовать ради окружающих меня людей?
Юлия Фролкина, культуролог
Обращаясь к представителю молодого поколения, я бы сказала так: Хорошее воспитание — это: Когда ты уважаешь, чтешь, бережешь свои традиции. Знаешь и помнишь свою историю. Когда ты читаешь классическую литературу (не потому что на дом задали, а потому что душа просит). Когда ты стремишься к чистоте произношения, написания русского слова, русского языка. Когда ты добрый и смиренный. Когда слушаешь и воспитываешь в себе хороший вкус к классической музыке и другим видам искусства (походы в театр, музеи, и это все по зову сердца). И при всем этом ты честен перед самим собой. Р.S. А теперь самое главное. Хорошо воспитанный человек — это не только (и не столько) интеллектуал и грамотный человек, а человек со стойкой верой в Бога, который живет по совести, с уважением и бескорыстной любовью к другим людям
Роман Маркин, театральный режиссер
Много можно рассуждать на эту тему. И здесь сразу возникает уйма дополнительных вопросов. Насколько хорошо воспитан тот или иной человек? Может ли воспитанный человек обманывать ближних в угоду себе? Воспитанность — синомим порядочности? И так далее... Здесь, видимо, все-таки надо опираться на то, что у каждого человека есть права и обязанности. И есть нормы поведения, принятые в обществе. Их надо соблюдать. И будешь «хорошо воспитан». Вот и всё. Не забудем и про «Десять заповедей». Ведь это главная основа нравственного поведения человека. Другое дело, что соблюдение этих норм, правил — дело крайне (модное ныне словечко) сложное... Воспитанный, — к сожалению, не значит сильный, принципиальный, готовый придти в трудную минуту на помощь другу, знакомому, да и просто прохожему на улице.... Такое случается сплошь и рядом...
Петр Акульшин, доктор исторических наук
Главное проявление хорошего воспитания — это этика и эстетика поведения человека. С эстетикой поведения дело обстоит относительно просто. Это внешнее проявление умений и навыков, сформировавшихся в ходе социализации личности. Умение правильно действовать вилкой и ножом за столом, проявить заботу о детях, стариках и женщинах, внимательно выслушать обратившегося с вопросом человека и множество других вещей приходит вместе с житейским опытом. Все это удобно и практично в жизни и для человека, и для окружающих его. Но есть еще и этика поведения. Здесь дело обстоит сложнее. С момента появления человечества в обществе противоборствуют два прямо противоположных принципа: «человек человеку друг, товарищ и брат» и «человек человеку волк». Поскольку человечество вопреки всем бедам и несчастьям идет по пути прогресса, можно предположить, что хороших людей, которые исходят в своем поведении из первого принципа, несомненно, больше. Тех, кто живет по-волчьим законам, меньше, но они часто встречаются и иногда слишком хорошо организованы. На вопрос: «Как вести себя с друзьями?», Аристотель отвечает: «Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами». И. Кант, обобщая исторический опыт человечества, писал в «Критике практического разума»: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Этот этический категорический императив и является основой хорошего воспитания, к которому можно добавить и внешние проявления воспитанности