Туристические маршруты и достопримечательности

Город Шацк

История Шацкого края насчитывает более четырёх веков. Ещё в давние времена он играл значительную роль в истории нашего Отечества. В 1551 году нападение ногайцев на Русь заставило Ивана Грозного повелеть построить город на месте военного поста, расположенного в Шацких воротах. Шацк явился крайним восточным пунктом Большой засечной черты Московского государства, построенной для отражения набегов татар. 22 мая 1553 года по новому стилю (на Николу Вешнюю) был заложен г. Шацк Борисом Ивановым сыном Сукиным.

Всего в XVI — XVII вв. татары и ногайцы совершили 43 крупных набега в пределы рязанской земли.Шацк ни разу не был взят. Крепкие дубовые стены и сильный гарнизон отбивали множество приступов.

Шацкие ратники несли сторожевую службу и на засечной черте. Шацкая засека была не проходимой для степных хищников, они обходили её по степной местности.

Первыми поселенцами в городе были стрельцы, пушкари, казаки. Ими образованы слободы: Пушкарская, Стрелецкая, Казачья, Ямская. При их участии и осуществлялось хозяйственное освоение края.

Своё название город Шацк получил от реки Шачи. В древности река именовалась несколько иначе — Шатя. Полагают, что вариант Шача впервые был употреблен в 1627 году в «Книге Большого чертежу». Название реки Шачи, а следом и города Шацка некоторые историки производят от мордовского слова «шачимс» — хорошо уродиться (П.Н. Черменский). Другие выводят от мордовского «шаня» — благоприятное, щедрое место. Вероятно на основе этой версии появилась и легенда о том, что якобы, проживавшая здесь мордва очень любила купаться по утрам. Отчего и речку назвали «Доброе утро» — по-мордовски Шача. Третьи слышат в названии ржание и топот коней, ибо на местном диалекте слово «шацкать» ознасает подгонять лошадей на пастбище. Не исключено и то, что в основе лежит татарское «шат» — рукав реки, разветвление реки.

В апреле 1636 года шацкие плотники по одному человеку от пяти дворов под охраной конобеевских казаков заложили город Тамбов, строили города Моршанск и Пензу.

В 1708 году Шацк приписан к Азовской губернии, которая в 1725 году переименована в Воронежскую.

С 1719 года он становится центром провинции. В Шацкую провинцию входят города Шацк, Кадом, Елатьма.

В 1772 году Шацк объявлен уездным городом Тамбовского наместничества, а в 1795 году — губернией. В 1781 году он получает герб.

С 1923 года Шацк входит в состав Рязанской области и является районным центром.

С 1929 по 1930 год — Рязанский округ Московской области.

С 1930 по 1937 год — Московской области.

С 1937 по настоящее время — Рязанская область.

Мы любим Шацкий край, мы гордимся своими земляками, мы знаем нашу историю.

Шацкая типография

Печатное дело в Шацке развивалось с 1878 года (раньше чем в Моршанске и Липецке). Здание типографии существует с 1901 года. Первая владелица типографии — Наталья Николаевна Протопопова (жена купца 2-йгильдии). До 1902 года в Шацке было две типографии. Сегодня типография — современное производство.

Напротив типографии находятся гостиные номера Ивана Александровича Храмцова. В 1833 году по пути в Оренбург для сбора материалов к «Истории Пугачева» проезжал через Шацк А.С. Пушкин, останавливался здесь и взял фамилию Швабрин для одного из героев «Капитанской дочки».

На улице Красной площади находится здание Шацкого уездного училища, сейчас здание «Приовнешторгбанка». 25 февраля 2005 года на нём была восстановлена мемориальная доска с надписью «Здесь в 1857 — 1860 гг. учился известный учёный, почвовед Павел Андреевич Костычев». Он родился в с. КарнауховеШацкого уезда в семье крепостного. Был одним из первых грамотных в деревне. Местный помещик, майор Петров отправил его сюда на учёбу. Квартиру в Шацке — снять не было денег, и Павел Костычев каждый день пешком проходил шесть километров. Училище закончил с отличием, поступил в Московскую земледельческую школу, затем Петербурский земледельческий институт, лесной университет. В историю вошёл как учёный-новатор, основоположник биологического направления в почвоведении.

В этом же здании учился учёный- философ Николай Фёдорович Фёдоров. Он родился вс. Ключи Сасовского уезда в 1829 году. Отцом его был князь Павел Иванович Гагарин.

Николай закончил уездное училище, затем Тамбовскую гимназию. Как философ достиг мировой славы. Его книги переведены на многие языки. Основоположник теории русского космизма. Его философия- человек должен изменить себе сам, наука должна дойти до того, что станет возможным воскресить давно умерших людей. Последняя дерзкая мысль философа — превращение земли в летающую по ведению человека планету. Лев Николаевич Толстой говорил о нём: «Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком».

Здание Шацкого агротехнологического техникума. До событий 1917 года это было здание Епархального училища. Оно заложено в 1914 году на средства статс-дамы Александры Николаевны Нарышкиной и предназначалось для обучения дочерей священников.

Дом уездного врача Николая Никаноровича Алеева

Дом построен по проекту знаменитого российского архитектора Фёдора Шехтеля. Уездный врач Н.Н. Алеев, понимая уникальную архитектурную значимость здания, завещал его городу Шацку. В Шацке работали: одна из первых женщин-врачей в России М.М. Белоусова-Шмеман, основатель флебологии В России А.А. Троянов, династии врачей Ильиных, Алеевых, Тамариных.

Здание духовного училища (ныне Рязанский областной колледж культуры)

Училище было открыто в 1815 году. Содержалось за счет взносов от церквей. Обучались дети духовенства.

Современное здание построено в 1887 году. Действенную помощь в строительстве и развитии училища оказал настоятель Вышенской пустыни Архимандрит Аркадий. В благодарственном адресе, поднесённом Архимандриту говорилось"...оноучилище приняло вид благообразный«. Здание и сейчас является украшением нашего города.

Собор Воскресения Христа

Первый храм в городе-остроге возведён в 1555 году, после отражения нападения крымских татар. Церковь построили рядом с крепостной стеной, на вершине южного холма, и освятили во имя Воскресения Христова. Постепенно храм распространили, возникли приделы Знамение Пресвятой Богородицы, Алексея человека Божья, Святителя Николая. В 1752 году на месте сгоревшей деревянной церкви построили каменную. Приделы переосвятили. Главный престол остался во имя Воскресения Христова, правый — Усекновения головы Иоанна Крестителя, левый — Корсунской Божьей Матери, на втором этаже — престол во имя Святителя Николая. В 1893 году вместо ветхой деревянной колокольни построили каменную. В годы советской власти храм закрыли, колокола сбросили, над святынями надругались. В настоящее время в здании расположился автовокзал.

Собор в честь Пресвятой Троицы

На посаде в 1648 году была построена церковь во имя Параскевы Пятницы. Со временем возвели приделы во имя Святой Троицы, Архистратига Михаила, Макария Желтоводского.В 1773 году на месте деревянной церкви московским купцом Леонидом Миловановым была построена каменная. Главный престол освятили во имя Святой Троицы. В 1841 году церковь была расширена на средства прихожан купцом Осиным. В годы советской власти храм закрыли.

В 1993 году церковь вернули верующим. Храм расцветает на глазах. Здесь царит мир, покой и благочестие. С 22 декабря 2011 года это Троицкий собор города Шацка.

Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы

На кладбище действовала церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1843 году на средства купцов Шолохова, Пятаковского и Шульгина. В настоящее время храм действующий. В церкви — особо чтимая икона Всецарица.

Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца

Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца возведена в селе Чёрная Слобода в 1600 году. В 1940 году церковь закрыли. С 1945 года служба возобновилась. В этом храме на клиросе пели блаженные старицы Анисья, Матрона, Агафия Петрины. В Никольском храме подвязался служить иеромонах Кирион. Он был выслан властями из Киева (до высылки служил в Киево-Печорской лавре). По четвергам отец Кирион читал в храме акафист Святителю Николаю. Иеромонах Кирион похоронен на городском кладбище. Особо чтимая святыня — икона святителя Николая Мирликийского Чудотворца.

Свято-Успенский Вышенский женский монастырь

Свято-Успенский Вышенский женский монастырь находится на правом берегу реки Выши, неподалеку от впадения её в реку Цну. Основание обители на этом месте относится к 1625 году, согласно «грамоте Великой старицы инокини Марфы Иоанновны» (матери царя Михаила Федоровича Романова). Расположенная в глухих местах Вышенская пустынь была мало известна на Руси, но постепенно она становилась центром просвещения и распространения христианской веры среди местных жителей. Особую известность монастырь приобрёл в 1827 году, когда монахиня Миропия (Данкова) подарила пустыни чудотворный образ Божией Матери «Казанская». После многочисленных явлений чудес и исцеления, во время холеры, голода и пожаров, происходящих на Тамбовской земле, монастырь получал всю большую известность. В годы настоятельства архимандрита Аркадия (Чеснов) в 1862-1907 гг. обитель достигла вершины своего расцвета, т.к. именно в этот период поселился в Вышенской пустыни великий богослов, ревностно служивший литературными трудами в области нравственного богословия святитель Феофан (Говоров Георгий Васильевич). Революционные события 1917 года стали годами тяжёлых испытаний. Закрыты были величавые соборы, уничтожена церковная утварь, священнослужители подверглись тяжелейшим репрессиям, вплоть до физического уничтожения.

На территории монастыря располагались: «детский городок III Интернационала», детский сад, лесхоз, свиносовхоз, психологическая «колония», областная психиатрическая больница. Новая страница Вышенской пустыни начинается с 90-х годов XX века, когда началось восстановление храмов и монастырей. В настоящее время монастырь действующий.

Красотой и величием отличаются храмы Свято-Успенского Вышенского женского монастыря.

Успенская церковь

Это самая первая церковь в Выщенской пустыни, посему и названа Вышенская обитель Успенской. Судя по отводной грамоте инокини Марфы Иоанновны, этот храм был перенесён вместе с монастырём со старого места и установлен на новом. Первоначально церковь была деревянной. В 1761 году, при игумене Досифее, вместо сгоревшей была построена уже каменная. В 1762 году по благословению епископа Рязанского Палладия Успенская церковь была освящена игуменом Василием. В середине этого храма были устроены два придела: с правой стороны во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, а с левой — во имя преподобного Сергия Радонежского. В храме были древние иконы. За правом клиросом находилась Вышенская Чудотворная «Казанская» икона Божией Матери — святыня монастыря.

Церковь была прочна по зданию, очень древней архитектуры, но тесной и сырой. В конце XIXвека она уже не удовлетворяла требованиям времени. Архимандрит Ипатий считал, что она «невзрачна по виду и неправильна по архитектуре». Поэтому, «за устройством» теплого Рождественского собора, эта церковь оставалась праздной до закрытия Вышенской пустыни в 1923 году. После закрытия в церкви находился театр детского городка, позднее помещение было приспособлено для пациентов психбольницы. Храм был освящён в 1998 году архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном (Новиковым). В Успенской церкви, одной из первых храмов обители, начались восстановительные работы с 1997 года.

Казанский собор

Собор начали строить в 1831 году при игумене Тихоне и окончательно отстроили в 1844 году. Казанский собор «устроен по плану, который был снят с Саровского Успенского собора». Этот собор имеет крестообразный вид одинаковой меры и в длину и в ширину. Храм со всех сторон обставлен колоннами с красивыми фронтонами. Имеет пять куполов, главки и кресты которых довершают наружное великолепие собора. В храме было устроено три престола: средний (главный) — в честь «Казанской» иконы Божией Матери, главной святыни Вышенской пустыни. Правый в честь «Владимирской» иконы Богоматери, левый в честь Рождества Иоанна Крестителя.

Храм был достопамятным еще тем, что в нем до 70-х годов XX века покоились останки святителя Феофана Затворника Вышенского.

В годы запустения и разрушения в соборе был устроен склад ненужных вещей областной психиатрической больницы. Потускнели фрески храма, было осквернено место захоронения святителя Феофана, пробит его склеп. В 1974 году останки святителя Феофана удалось вывезти в Троице-Сергиеву лавру. В конце 80-х годов XX века в стране возрождается духовная жизнь. Свято-Успенскому Вышенскому женскому монастырю постепенно возвращают бывшие монастырские здания. Святейший Патриарх Всея Руси Алексий IIдважды (2002 и 2008 гг.) посетил Свято-Успенский Вышенский монастырь. В своей речи Святейший Патриарх назвал Казанский собор первым объектом возрождения монастыря. Начался трудный путь восстановления собора. 14 марта 2009 года из Успенской церкви мощи святителя Феофана и копия иконы Божией Матери Казанская Вышенская были перенесены в Казанский собор. При большом стечении народа состоялось освящение храма. Казанский собор величаво встречает каждого входящего на территорию монастыря.

Христорождественский собор

Тёплый, каменный собор начали строить в 1874 году, а закончили только в 1890 по храмоздательной грамоте Преосвященного епископа Палладия. В соборе было устроено и освящено два престола: главный в честь Рождества Христова и престол в честь мучеников Андриана и Наталии. Собор очень красивой архитектуры с портиками с трёх сторон, а четвёртая, восточная сторона, обращена в алтарь. Храм с пятью куполами, из которых только один, средний, открытый и очень обширный. Стены храма снаружи были оштукатурены цементом, а внутри все расписаны изображениями святых и орнаментированы. Иконостас храма был богатый, особо красиво были сделаны местные иконы.

В паперти Христорождественского собора были расположены ризница, библиотека, подсобное помещение. Под храмом были устроены две «амосовские» печи для отопления и кладовые подвалы для склада.

В Советское время в храме был склад зерна, в притворе с западной стороны был морг психбольницы. В начале 90-х годов XX века собор вернули монастырю. В настоящее время ведутся реставрационные работы.

Домовая церковь епископа Феофана

С разрешения епархиального начальства, архимандритом Аркадием в 1867 году, в Вышенской пустыни была ещё одна церковь — Богоявления Господня. Эта небольшая церковь размещалась в архиерейских покоях, где подвизался в затворе 22 года епископ Феофан Вышенский. Домовая церковь была вся устроена собственными руками владыки. Алтарь отделялся простой матерчатой завесой. Престол, жертвенник и все иконы в алтаре, представляющие собой горнее место и иконостас, — всё было устроено и написано святителем. В этой церкви, начиная со дня своего затвора, он до 1888 года ежедневно, а потом только по праздникам, совершал литургию совершенно один. После кончины святителя Феофана богослужение в Богоявленской церкви совершалось только тогда, когда Вышенскую пустынь посещали высокопоставленные гости и почитатели достопамятного святителя Феофана. В феофановском корпусе после закрытия монастыря помещались больные из психиатрической больницы. В настоящее время корпус святителя Феофана восстановлен, освящена и домовая церковь. В корпусе на втором этаже расположен музей святителя Феофана Затворника Вышенского, на первом этаже проживают сёстры монастыря.

Колокольня

Каменная четырёхъярусная колокольня была построена при игумене Тихоне в 1818 году. Это было величавое сооружение одного стиля с летним Казанским собором. В 1914 году на ней было 14 колоколов, гармоничные звоны которых были слышны далеко за пределами монастыря. В среднем ярусе колокольни была устроена церковь во имя Живоначальной Троицы. В 70-х годах XX века колокольню разобрали. Сейчас на месте колокольни установлен крест. Ведутся восстановительные работы колокольни.

Храм в честь Сергия Радонежского

Храм в честь преподобного Сергия Радонежского в с. Эммануиловка основан в 1860 году князем Э.Д. Нарышкиным. Церковь деревянная, увенчана двумя главками. Иконостас трёхярусный, позолоченный. В 30-е годы XXвека храм был закрыт и служил складом под зерно. В 1945 году церковь вернули верующим. В июне 1991 и июне 2002 года храм посетил Святейший Патриарх Московской и Всея Руси Алексий II. В храме находится список чудотворной Казанской Вышенской иконы Божией Матери.

Свято-Николо-Чернеевский мужской монастырь

с. Старочернеево

В конце XVI столетия прибыл с Дона на реку Цну донской казак по имени Матвей. В подражание древним пустынникам, отыскивая уединение для духовных подвигов, он поселился в непроходимом лесу близ селений Мордвы. Язычество мордвичей печалило благочестивого старца и он решился возвестить им Веру Христову. Сношения с местными жителями помогли ему в этом. Умная беседа на родном их языке, которому он нарочно для этого выучился, и строгая подвижническая жизнь обратили на него общее внимание; к Матвею стали собираться из разных мест. День ото дня увеличивавшееся число учеников его побудило старца испросить благословление Рязанского Епископа Леонида — основать в обитаемом им лесу обитель. В 1573 году Матвей посвящён был тем же Епископом в Иеромонаха и назначен строителем новоучреждённой обители, находящейся ныне на реке Цне, в 18 верстах от города Шацка.

Монастырь основан во имя Святителя и Чудотворца Николая и назван Чернеев, «от окружаемого оный чорнаго густого леса». В древних актах он назывался также пустынью Матвеевою.

Прожив богоугодно 69 лет, строитель Матвей скончался, оставив по себе имя первого провозвестника Христианской Веры в том краю.

В обители находились некоторые, особо чтимые Святыни: Образ Спаса Нерукотворного древнего греческого письма, богато украшенный; Крест запрестольный старинного греческого мастерства, одного времени и формы с таким же Крестом, находящимся на Куликовом поле, в селе Рождественском; чудотворная икона Святителя Николая; образ Святого угодника Мины, существовавший с незапамятных времён, принесенный в безлюдную Чернееву пустынь одним из пустынников, принявшим эту икону в благословение и Святой земли. К сожалению, после закрытия монастыря в 1926 году, эти святыни исчезли, и в настоящее время их место нахождение неизвестно. В 2000 году была передана в монастырь икона Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона, которая была написана на Святой горе Афон для Свято- Николо- Чернеевского монастыря. После закрытия монастыря, эта икона была сохранена одной из жительниц села Старочернеева у неё в доме, где она с благоговением молилась перед ней. В начале 2000 года братия монастыря с крестным ходом перенесли этот образ из дома рабы Божией Марии в монастырский храм Святого Архангела Михаила и установили его в церкви для всеобщего почитания.

Монастырь обнесён каменною стеною с башнями по углам.

При своем основании монастырь стоял из деревянных храмов и корпусов, но в начале XVIII века он стал перестраиваться в кирпичные постройки. В XIX веке монастырь окончательно обустроился.

В настоящий момент в монастыре имеется 10 человек монашествующей братии и 10 человек трудников; ведётся посильная реставрация. Богослужение в монастырском храме совершается ежедневно.

Архангельский храм — тёплая каменная двухэтажная церковь с храмами: в нижнем этаже во имя Архистратига Михаила, а в верхнем — во славу Казанской иконы Божией Матери.

Никольский храм — каменный, соборный, холодный. Храм с двумя престолами во имя Святителя Николая и Рождества Пресвятой Богородицы, по красоте архитектуры немного имеет подобных себе; свод его утверждён на одном столпе.

Свято — Покровский женский монастырь с. Шаморга

Старинное село Шаморга расположено в живописном месте Шацкого района Рязанской области на левом берегу реки Цны. В историко-статистическом описании Тамбовской епархии за 1911год говорится: «в с. Шаморга в 1856 году на средства прихожан и с помощью Э.Д. Нарышкина построен православный храм. Престолов три: главный — во имя Богоявления Господня, предельные — в честь святого великомученника Георгия и святых мучеников Флора и Лавра».

Во время богоборчества весь причт был изгнан, и богослужения прекратились. Закрытый Богоявленский храм в течение многих десятилетий ветшал, разрушался и разорялся.

Надежда на новую жизнь пришла в 2002 году с основанием в Шаморге Свято — Покровского женского монастыря. С 2004 года трудами сестёр, благодетелей, прихожан, паломников началось восстановление Богоявленского храма. 14 октября 2006 года Высокопреосвященнейшим Павлом, архиепископом Рязанским и Касимовским, был освящён его главный престол.

Сегодня все богослужения проходят в отреставрированном Богоявленском Храме.

На территории монастыря находится святой источник и купель, в 2010 году освящённые в честь Георгия Победоносца.

Архиепископ Рязанский и Муромский Мисаил

Между селами Ямбирно и Усады принял мученическую смерть от рук некрещеной мордвы и татар архиепископ Мисаил.

Архиепископ Мисаил возглавил Рязанскую епархию в 1651 году. Сохранение в здешних краях язычества сильно беспокоило пастыря. В 1656 году он прибыл в Николо — Чернеевский монастырь, откуда отправился вниз по течению реки Цны с миссионерской целью —обращение местного населения в христианскую веру. Около села Ямбирна архиепископ был убит толпой язычников, нежелающих креститься. Архиепископ Мисаил прославлен Русской Православной церквью12 января 1987 года.

Архиерейская мантия священномученика сохранила следы его крови. Эта драгоценная святыня хранилась в архиерейской ризнице, затем, в 1891 году, была перенесена в обновлённый Архангельский храм и помещена в стеклянном шкафу близ надгробия священномученика Мисаила. После событий 1917 года она попала в Рязанский музей. В 1994 году мантия священномученика Мисаила была передана Иоанно — Богословский монастырь. На месте убиения пастыря в с. Ямбирне поставлен крест.

Казачий центр

В 1998 году в г. Шацке был открыт муниципальный Казачий центр Всевеликого войска Донского. Шатчане всегда помнили о своих казачьих корнях, продолжая воспитывать молодёжь в духе военного патриотизма, уважения к культурному и историческому наследию Российского казачества. Если Вам интересны казачьи обычаи и традиции, посетите мини-музей Казачьего центра, станьте участником программы «Посвящение в казаки», послушайте песни в исполнении ансамбля «Казачье раздолье».

Конобеевская мельница

Конобеевская мельница — памятник деревянного зодчества регионального значения. Это единственная уцелевшая ветреная мельница от Москвы до Челябинска. Конобеевская мельница-шатровка, одна из 54 — х шатровок в России. Построена в 1903 году. Высота мельницы — 25 метров. По утверждениям старожилов села, она даже в безветрие не переставала махать крыльями и вращать многопудовые жернова — так лёгок на работу был ее немудреный механизм. Валы, огромные и поменьше колёса-шестерени — сделаны из дерева. Этот механизм со временем остался нетронутым.

Для туристов предлагается интерактивная программа «Старая мельница, а не бездельница».

Быкова гора

Усадебный комплекс XVIII — XIXвека, бывшее имение князей Нарышкиных, представляет собой замечательный образец русской дворянской усадьбы последней четвертиXIXвека. Главное здание окружено садом и парком. Но и сейчас можно представить, какая это рукотворная красота. Двухэтажный бревенчатый дом, увенчанный изящной башенкой, украшен резьбой по дереву с замысловатыми стрельчатыми окнами, закрытыми переходами, средневековыми башенками и резным балконом, с которого открывается живописный вид пойменные луга реки Цны. Липовые, дубовые аллеи, роскошные цветники, беседки и пруд символизировали силу, вечность и доброту. Усадьба нуждается в срочной реставрации

Паломнические поездки по святым местам Шацкого края

1. «Возрожденная святыня»

(Свято-Успенская Вышенская пустынь основана в 1625 году. Памятник истории и культуры федерального значения)

Обзорная экскурсия по территории Вышенского женского монастыря. Знакомство с памятниками архитектуры. Посещение музея святителя Феофана затворника Вышенского. Обед в трапезной или в монастырском кафе «Амбар». Посещение святого источника и купели.

2. «Быль и новь Николо-Чернеевского монастыря»

(Свято-Николо-Чернеевский монастырь основан донским казаком Матфеем в 1573 году. Памятник истории и культуры федерального значения).

Экскурсия по храмам Свято-Николо-Чернеевского мужского монастыря. Поклонение святым иконам. Возможна монастырская трапеза.

3. «Благословенная Шаморга»

Экскурсия по Свято-Покровскому женскому монастырю. Знакомство с историей и архитектурой Богоявленского храма, который построен в 1856 году и является памятником истории и культуры регионального значения. Посещение святого источника и купели в честь Георгия Победоносца.

Возможна монастырская трапеза.

Экскурсионно-познавательные программы для взрослых и детей

на территории Шацкого муниципального района

1. «Древний город открывает тайны»

Городская пешеходная экскурсия с посещением историко-культурного центра, интерактивной программой и мастер-классом.

2. «Седая мудрость края, да казачья удаль»

Городская пешеходная экскурсия с посещением Казачьего центра. Знакомство с обычаями и традициями шацкого казачества.

3. «В краю лесов, легенд и песен»

Посещение Желанновского краеведческого музея — одного из старейших музеев Рязанской области. Экскурсия по экспозициям музея. Интерактивные программы для взрослых и детей. Мастер-классы. Знакомство с «живыми экспонатами».

4. «Тайны старой мельницы»

Обзорная экскурсия по Шацкому району с посещением памятника деревянного зодчества — Конобеевская мельница. Интерактивная программа с чайной дегустацией.

5. «Будь природе другом»

Посещение Вышенского заказника «Долина реки Выши». Экологическая тропа. Познавательные программы.