Петр Михайлович БоклевскийРодился в селе Елшино (Рязанская губерния) 12 (24) июня 1816 в семье военного. После окончания Рязанской гимназии, учился на юридическом факультете Московского университета (1835–1840). В одном из сочинений «О римском владении» он изложил критические взгляды на систему крепостного права в России. Отказавшись переписать данное сочинение «в правильном ключе», он оставил университет, так и не получив звания «кандидат праваБоклевский служил губернским секретарем в Рязани. Жил на два города, находясь в Петербурге, брал уроки у профессора петербургской Академии художеств живописца А. Е. Егорова, с 1845 посещал академический класс К. П. Брюллова и мастерскую П.К. Клодта.
Выделяясь среди учеников своей образованностью и широтой взглядов, Боклевский привнес в Академию критический дух Московского университета. Способный карикатурист, он не обходил своим вниманием академических преподавателей, «необыкновенно бойко и зло рисовал на них карикатуры, да такие хлесткие, что профессора приходили в бешенство». Не ужившись в Академии, Боклевский начал работать в мастерской скульптора П.Т. Клодта. Боклевский был автором рисунков для скульптурных коней П.К. Клодта на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.
Однако и тут Боклевский вновь показал свой характер, ушел с курса Брюллова после скандала с картиной «Тайная вечеря», которую он отказался переделывать, изобразив Христа и апостолов не по классическим канонам, а на крыше здания, сидящими «на восточный манер». Тем не менее, он уже вскоре стал заметным художником. Создал любопытные этнографические серии в альбоме «Отживающие типы русской народности».
Для заострения психологических характеристик героев Боклевский прибегает к методу «зоологизации» персонажей, создавая «свиные» или «птичьи» типы лиц. И становится известным мастером портретного шаржа.
В 1852 году Боклевскому был выдан аттестат Академии. Совет признал его достойным «звания свободного художника по живописи портретной акварельной». В этом же году художник уехал за границу. Он изучал искусство в музеях Франции, Италии, Испании. Работая в Париже, в мастерской Латура и Видаля, занимался пастельной живописью. Путешествие продолжалось около двух лет. Боклевский собирал материалы для всеобщей истории искусств, которой в то время на русском языке не было. Однако мечте его не суждено было осуществиться, все эти материалы, книги и зарисовки пропали при возвращении в Россию.
Материальные обстоятельства заставили художника приняться за заказные портреты, много выполнял он и портретных миниатюр. Необыкновенное умение Боклевского передавать сходство, тонкая техника исполнения повышали спрос на его произведения. Работа в миниатюре повлияла на всю последующую манеру рисунка художника.
Боклевский активно занимается и общественной деятельностью. После возвращения в Рязанскую губернию избирается мировым судьей Скопинского уезда, губернским гласным, позже почетным мировым судьей. И, вплоть до кончины, пишет новые работы.
В Рязани скандальную славу получили его карикатуры на самодурство местного губернатора П. С. Кожина (1848). Позднее жил в основном в Москве.
Последний период жизни художника был труден из-за бедности и болезней, но над иллюстрациями он работал чуть ли не до самой смерти.
Его рисунки и акварели полны романтической иронии. Боклевский выступал и как политический карикатурист (альбом «На нынешнюю войну», 1855). За цикл литографий «На нынешнюю войну» в 1855 году Государь Император Александр II наградил рязанского художника именным бриллиантовым перстнем.
Но по настоящему Боклевский показал себя после сближения с литературным миром Москвы, посвятив себя книжной иллюстрации. Живя в 1850-е годы в Москве, художник сблизился с литераторами из редакции «Москвитянина», группировавшимися вокруг Островского. В этот кружок входили писатели П.И. Мельников-Печерский, А.Ф.Писемский, А.А.Григорьев, актеры П.М.Садовский и И.Ф.Горбунов, музыканты О.И. Дютш и Н.Г.Рубинштейн, скульптор Н.Д.Рамазанов. Их интерес к народному быту, к русскому национальному искусству соединялся с идеализацией патриархальности старой Москвы. Для Петра Боклевского это общение сыграло очень большую роль, оно по существу определило направление всего его дальнейшего творчества. С этого времени и на всю жизнь его художественное мастерство было отдано иллюстрации.
О популярности рисунков художника говорит и тот факт, что даже конфетные фантики ведущих кондитерских фабрик XIX века украшались вышедшими из-под руки П.М. Боклевского героями.
Позже учебники литературы советского периода непременно снабжались его колоритными иллюстрациями.
Уроженец рязанского края Пётр Михайлович Боклевский умер в Москве 10 января 1897 года. Но захоронен был на своей малой родине, в городе Скопине, в Троицкой роще на территории Свято-Троицкого монастыря, где ему был установлен прекрасный мраморный монумент «Скорбящий ангел». |