Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы села Пёт Пителинского района Рязанской области

Информации об этом удивительном храме крайне мало. Впервые село Пёт (Пят) упоминается в окладной книге по Рязанской епархии в 1676 году. В селе находилось 78 дворов, из них один боярский и два поповых. Храм был освящен в честь Святого Георгия Победоносца.

В 1850 году помещик Кашкаров возводит на месте старой деревянную церковь освященную во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Престолов три: главный — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, приделы: правый в честь святого Николая Чудотворца, левый в честь Святого Георгия Победоносца. Эта же схема расположения престолов была сохранена в последующем каменном храме. Дворов в те годы в селе было уже 368.

В 1889 году построили церковно-приходскую школу. В 1900-м имелся конный завод Кондрашова. К слову, с 1799 по 1923 год село Пёт относилось к Тамбовской губернии.

В 1912-1913 годах неподалеку от деревянной церкви была возведена новая каменная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы на средства купца Портнова, предположительно к 300-летию Дома Романовых. Строил храм местный житель Никанор Васильевич Гавриков по проекту гражданского инженера из Санкт-Петербурга Александра Георгиевича Молокина. Храм был построен добротно, с использованием новаторского железобетона и калориферного отопления, и может служить примером, характеризующим высокую архитектурную культуру.

На рубеже ХIХ-ХХ веков начала складываться крупная российская пищевая промышленность, в том числе в разных местах стали возникать и бурно развиваться крахмало-паточные фабрики. Одно из таких предприятий было в селе Пёт. Также там были расположены многочисленные животноводческие фермы и сельскохозяйственные угодья. Возможно, размеры строящегося храма были задуманы в расчёте на развитие крупного производства с большим количеством жителей села? Из истории села мы видим, что храм строился накануне революционных событий. И, по воспоминаниям старожилов, службы в нём совершались только лет десять. Потом храм закрыли. Всех служителей отправили в ссылку, кого-то расстреляли, все иконы разобрали либо сожгли.

Потом в храме сделали склад зерна, овощей и мяса. Долгие годы храм эксплуатировался не по назначению, а потом стоял в запустении, прельщая вандалов молодой России. После 1993 года в селе закрыли крахмальный завод, прекратили заниматься сельским хозяйством, укрупнили школу и село потухло. А храм продолжал стоять вопреки всем невзгодам!

На сегодняшний день Введенский храм является единственным сохранившимся храмом во всей Рязанской области, построенном в неорусском/модерн стиле. В стиле так называемого северного модерна. Как раз в те годы в Санкт — Петербурге сложилась замечательная школа русского модерна, одним из ярких представителей которой был епархиальный архитектор А.П. Аплаксин. Его проекты Успенской церкви на Волковском кладбище в Санкт — Петербурге и церквь Георгия Победоносца Моцкого погоста, удивительно похожи на Введенскую церковь в с. Пёт. Также много общих черт с Введенским храмом имеет церковь Алексия Метрополита Московского в пос. Тайцы Ленинградской области, которую спроектировал известный петербургский архитектор И.В. Экскузович.

Что легко объясняется тем, что Молокин А.Г., А.П.Аплаксин и И.В. Экскузович были современниками и земляками. Впечатляет, что храм большой, несоразмерно большой даже для самого большого числа жителей, когда-либо живших в этом селе. Удивительно, но в церкви нет ни одного тёмного места — окна расположены таким образом, что здание, несмотря на разруху и заброшенность, полностью освещёно пересекающимися лучами света. И как уже говорилось, этот огромный храм был тёплым. Так же в храме находится удивительная фреска мало известного в современном мире преподобного Ефрема Сирина. Ефрем Сирин — учитель покаяния, число наименований его сочинений насчитывает до тысячи, не считая составленных им и отчасти вошедших в богослужебное употребление молитв, проповедей и бесед. Наличие фрески этого святого еще одна отличительная особенность этого провинциального храма.