Победитель первого в России перелёта из Петербурга в Москву Александр Васильев

«Человек, который хотел летать»

Александр Алексеевич Васильев родился 24 августа 1981года в д. Марьевка Тамбовской губернии, это в двух километрах от д. Преображенка Кадомского района. Больше полувека нет этой деревни, но память о ней жива.

Его отец Алексей Сергеевич был известным в округе землемером . По долгу его службы семье часто приходилось переезжать с места на место.

Мать будущего авиатора — Ольга Николаевна родом из семьи Ушаковых, чей выдающийся представитель адмирал Ушаков Фёдор Фёдорович прославил Родину победами на море. Его далёкому потомку выпала судьба покорять пятый океан.

Александр Васильев рос в многодетной семье (десять детей).

По окончании гимназии он поступил в университет в Казани на юридический факультет, который окончил блестяще, потом служил секретарем в Казанской судебной палате. Он успешно продвигался по служебной лестнице — готовился стать помощником судьи. Женился, возраст под тридцать. Казалось всё устоялось...

Но однажды он стал свидетелем полета аэроплана. Потрясенный увиденным, молодой человек «заболел» воздухом. Окончательное решение, возможно, было принято в Петербурге в 1910 году на проходящей здесь Первой российской авиационной неделе. Полеты авиаторов произвели на Васильева сильное впечатление. Итогом этой «душевной болезни» стало решение юноши ехать во Францию учиться летать на аэроплане. В России, стране, являющейся родиной воздухоплавания, невозможно было обучиться этому ремеслу.

Что Васильева потянуло в небо? Часть ответа на эти вопросы дает сестра авиатора: «... брата с его неусидчивым, подвижным, более смелым характером потянула авиация...». То есть судебное поприще оказалось не для Васильева. Канцелярская работа ему была не по душе.

Александр Васильев учится в лучшей французской школе авиаконструктора и талантливого лётчика Луи-Блерио в городке Этамп.

Здесь Александр Васильев учился практическому летному делу, а также осваивал конструкцию аппарата «Блерио» и его мотора.

Успешно освоив программу, А. А. Васильев — выпускник школы Блерио, получил 18 августа 1910 года диплом пилота за номером 192. Летал в школе блестяще и был даже оставлен инструктором в ней. Этой чести до сей поры удостаивались только самые способные выпускники. Инструкторская деятельность Васильева во Франции длилась недолго — слишком тянуло домой. Александр Алексеевич Васильев стал 17-м дипломированным авиатором в России, имевшим право совершать публичные полеты.

Купив на собственные и заемные средства два аппарата, свой первый полет на Родине Васильев совершил 1 сентября 1910 г. на большом ярмарочном ипподроме в Нижнем Новгороде. Полет был рекордным и продолжался целых 38 мин.

Одним из блестящих достижений Васильева стал его перелет из Елизаветполя в Тифлис.

Всего один год после окончания школы и до своего триумфального перелета в 1911 году А.А.Васильев совершенствовал свои летные навыки.

И, естественно, он принял приглашение участвовать в первом перелете Петербург — Москва.

Подготовка к перелету прошла успешно. 23 июля 1911года в 3 часа 37 минут Александр Васильев стартовал с Комендантского аэродрома на одноместном «Блерио».

Из статистики: участвовало в том перелете 12 авиаторов, а аппаратов взлетело 9 (были среди них и двухместные), а долетел вообще только 1 человек. Один участник перелета погиб, еще один получил очень тяжелые травмы и увечья. Двое отказались от перелета, а все остальные заработали повреждения аппаратов, и еще травмы разной тяжести.
Единственным человеком, успешно завершившим первый в истории авиации России перелет из Петербурга в Москву, стал русский авиатор Александр Алексеевич Васильев на аппарате «Блерио XI» (мотор — «Гном»).

Победитель перелета, преодолев расстояние в 725 километров, прилетел в Москву за 24 часа 41 минуту, но фактически пробыл при этом в воздухе только 9,5 часов, остальное время он провел на земле, ремонтируя и заправляя аппарат, ну и за одно, наверное, хоть чуть — чуть при этом отдыхая, восстанавливая силы.

Сам полет проходил в сложных условиях. Заявленная устроителями перелета дистанция крайне трудной, а в плохую погоду — просто неодолимой (для уровня развития авиатехники в 1911 году). В день старта задул шквальный ветер, и пошел дождь. «Я должен был напрягать все силы, чтобы не выпустить из рук бешено рвущийся клош (ручка управления). Обмотав его платком, я обеими руками впился в круглую ручку и летел вперед, инстинктивно производя необходимые движения. Я старался забираться возможно выше. Не раз достигая тысячи и более метров, но новый вихрь, новая воздушная пропасть — и аппарат почти отвесно, носом вниз, стремглав проваливался в бездну. Зачастую он проносился на расстоянии каких-нибудь ста метров от вершин деревьев и стоило лишь упустить момент, зеленая бездна навсегда поглотила бы аппарат» — писал А.А.Васильев о перелете Петербург — Москва в 1911 году.

Журналисты, описывающие полёт, назвали Васильева «королём русских летунов».

Как победитель перелета Петербург — Москва, Васильев удостоился счастья выслушать Высочайшую телеграмму Императора Николая II следующего содержания:

«Московскому губернатору Джунковскому.

Передайте авиатору Васильеву Мое искреннее поздравление с победой на перелете Петербург — Москва и Мою благодарность за его готовность и впредь работать на пользу отечественного воздухоплавания, успехи и развитие которого близки Моему сердцу. Николай.»

Растёт лётное мастерство Васильева. Показательные полёты, полёты и новые рекорды. Всё выше, всё дальше. Всё больше время непрерывного полёта.

20 сентября 1911 года Васильев проводил испытательный полёт на самолёте новой, оказавшейся неудачной конструкции. Авария , перелом левой ноги у ступни, перелом ребра. Долгое лечение в госпитале. Здесь и была написана его первая и последняя книга «В борьбе с воздушной стихией».

С начала 1913 года А. А. Васильев работал летчиком-испытателем на петербургском заводе Первого Российского Товарищества Воздухоплавания (ПРТВ). Летал на всех типах самолетов, выпускаемых заводом.

Летчик участвовал и в публичных выступлениях. Летал вместе со своим другом Кузьминским в Лодзи, Варшаве, Вильно, Екатеринославе, Ростове-на-Дону, Пятигорске и других городах. Они демонстрировали высшую школу пилотажа, включая «мертвую петлю».

Александр Алексеевич пытается открыть частную летную школу. Для школы нужны самолеты, ангары, помещения для занятий — на все это нужно много денег, которых у Васильева не было. В поисках денег на школу он организует показательные полеты в Баку, перед толстосумами Сибири, добирается даже до эмира Бухарского. Но мечта осталась недостижимой. Все ахали от восторга, благодарили пилота, но денег давать не спешили.

Во время первой балканской войны симпатии Васильева к славянским народам, поднявшимся на справедливую борьбу с турецкой тиранией, приводят его добровольцем в ряды болгарской армии. Васильев выполняет специальные задания союзного командования. Он неоднократно поднимается в воздух для разведки сил неприятеля.

Вернувшись с балканского фронта Васильев А.А. в ноябре 1913 года повторяет перелет между двумя столицами. Бес посадки перелет Петербург — Москва — Петербург был проведен менее чем за одиннадцать часов.

Первая мировая война круто изменила судьбы Васильева и его друга авиатора Кузьминского. В начале августа 1914 года друзья прибыли в штаб Юго-Западного фронта в качестве летчиков-охотников (добровольцев). Авиаторов назначили в девятую армию. 10 августа 1914 года он вместе с наблюдателем генералом Мартыновым производил по заданию Штаба фронта разведку Львова. Но осколки неприятельской шрапнели повредили мотор его «Морана», вследствие чего пришлось совершить вынужденную посадку в неприятельском тылу, Васильев и генерал Мартынов попали в плен. Генерал Мартынов после трёх с половиной лет тяжёлого плена летом 1918 года вернулся в Москву. Васильев оставался в плену всю войну. Совершил попытку побега, после которой был заключён в лагерь строгого режима. Делались неоднократные попытки обмена его на пленных австрийских офицеров.

В последнем документе от 31 декабря 1917 года австрийская сторона вторично сообщила, что пленный авиатор «признан неспособным к военной службе и будет отправлен в Россию с поездом инвалидов». Но этого не произошло. Умер в плену. Где его могила, никто не знает, но имя героя навечно вписано в историю русской авиации.

Пророчески звучали слова, сказанные Александром Алексеевичем Васильевым на заре русской авиации: «Русской авиации принадлежит блестящее будущее. Необходим только опыт, нужна практика, чтобы наши природные качества, усиленные знаниями, создали могущественный воздушный флот, чтобы русская авиация заняла выдающееся место в кругу других держав.»

Перед стартом первого перелёта Петербург — Москва он пишет на визитной карточке своеобразное «духовное завещание»: «Моя единственная мечта — воздушная мощь дорогого отечества».

И его мечта осуществилась.

* * *

Вернуться к КУЛЬТРАДАР — ЭСТАФЕТА КУЛЬТУРНЫХ СОБЫТИЙ (Кадомский район)