Кадомский вениз

Кадом — единственный в России город, где около 300 лет существует уникальный вид вышивки «белым по белому», больше нигде так не вышивают. Говорить о «Кадомском Венизе» — значит говорить о красоте.

Белый — это цвет русских берёз, это сияние российских снегов, это весенние сады и поляны ромашек в июльских лугах.

Удивительное белое ажурное игольчатое кружево создаётся руками мастериц предприятия народных художественных промыслов ООО «Кадомский вениз», которому больше 90 лет.

Легенда связывает возникновение рукотворного чуда «вениза» с реформаторской деятельностью Петра I. Он приказал боярам и другим знатным людям носить европейскую одежду, богато отделанную кружевом. За брюссельское да венецианское кружево русская знать платила золотом, поэтому, чтобы не оскудела государственная казна, царь запретил покупать за границей кружевные изделия, а пытался обучить этому искусству российских мастериц. Несколько монахинь из Венеции будто бы привезли в Санкт-Петербург, а оттуда каким-то неведомым образом секрет белоснежных узоров попал в далекий провинциальный Кадом.

Кадомчанки, издавна славившиеся рукоделием, охотно освоили эту ювелирную технику, из их рук стало выходить венецианское кружево, сплетенные иглой сказочные узоры. А вскоре на этой основе создали уникальную игольчатую вышивку — «кадомский вениз», оставив в названии что-то венецианское.

Первые достоверные сведения о кружевном промысле в Кадоме относятся к концу 19-го века. По инициативе местной помещицы Марии Александровны Новосильцевой в её имении в с. Кочемирово был организован пункт по приёму кружевных изделий от крестьянок соседних селений. Наши прабабушки, бабушки, матери плели русское кружево на коклюшках с несложными узорами, получая за это плату. Возникновение же шитых иглой кружев и вышивки венецианским швом местное предание связывает с совершенно случайным обстоятельством: зайдя однажды к одной кадомчанке в дом, Новосильцева увидела накомодник и полотенце с узорным швом. На вопрос госпожи хозяйка ответила, что сама вышивала, что мать, сестра и она переняли мастерство от бабушки. Мастерицы были приглашены в имение Новосильцевых, в доме которых в небольшой комнатке крестьянские девочки обучались мастерству кружевоплетения. Так возникла кадомская игольная вышивка, принёсшая славу древнему городу.

Благотворительное дело, начатое Новосильцевой, продолжила ее дочь Мария Юрьевна Авинова. В официальном указателе ко Второй Всероссийской Кустарной Выставке в Петербурге сказано: что городом Кадомом Тамбовской губернии представлены художественные вышивки, скатерти, салфетки, дорожки, игольчатое кружево. Годовое производство на сумму 17-18 тыс. рублей. Сбыт в Петербург, Москву, Киев, Лондон, Италию, США.

И первые награды: 1910 год — бронзовая медаль в Моршанске, 1911 год — большая серебряная медаль, 1912 там же — золотая медаль, 1913 год на Всероссийской кустарной выставке — золотая медаль.

И пошла повсюду добрая слава о кадомских кружевницах. Через Русско-английскую торговую палату увеличились заказы заграничных фирм на их изделия.

В 1913 году в Кадоме открылась кружевная школа, сооруженная на средства Марии Юрьевны Авиновой. Стояла она на берегу Мокши, с северной стороны города. Деревянное, двухэтажное светлое здание по своей архитектуре и убранству было в числе лучших в городе. Обучались в ней девочки горожан и окрестных крестьян плетению и вышивке, а также грамоте в пределах двухлетнего курса сельской школы. Наставницей их была Пелагея Васильевна Угрюмова, выпускница Мариинской кружевной школы в Петербурге.

Школа имела богатую библиотеку и превосходный музей из приобретенных у кадомчан старинных строчевышитых изделий и кружев.

Усердие Авиновой по внедрению техники игольного кружева увенчалось успехом, она стала в Кадоме родной, ею превосходно овладели местные мастерицы. Мария Юрьевна руководила пунктом до 1925 года.

В годы советской власти частновладельческое предприятие приняла под своё ведение большой знаток народного творчества Эмилия Евстафьевна Свинарская, которая энергично занялась его перестройкой.

5 мая 1927 года в Кадоме была образована кустарно-промысловая артель «Пробуждение» с численностью работников в 25 человек. Артель в основном специализировалась на выпуске кружевных и венизных изделий. Кружевницы внесли в свое творчество новые узоры, в них впервые отразилось любовное отношение к родной природе, которой так богата кадомская земля. Красивое кружево пользовалось большим успехом. На выставке в Мексике в 1927 году изделия заслужили Диплом 1 степени, на выставке в Лионе — Золотую медаль. К 1933 году численность работниц достигла более 150 человек. С ростом их мастерства совершенствовалась техника вышивки, расширялся ассортимент выпускаемой продукции. В производство внедрялись новые виды отделки: гладь, прорезь, строчка, обвив, насыпь. Все говорило о дальнейшем росте и укреплении кадомского промысла.

С началом Великой Отечественной войны художественное производство пришлось приостановить. Артель перешла на выполнение военных заказов, шить телогрейки, брюки, белье. Часть работниц ушла на трудовой фронт — рыть окопы. Только с третьего года войны стали вновь выполняться художественные изделия.

В 1953 году за высокое качество кружева Постоянный павильон Всесоюзной торговой палаты присудил артели Диплом III степени и ежегодную денежную премию в размере 20 тысяч рублей. На следующий год предприятие принимает участие в Международных выставках в Брюсселе и Монреале, за что было отмечено Почетной грамотой.

В 1960 году артель была преобразована в Кадомскую фабрику «Пробуждение». К этому времени численность работающих на предприятии составляла уже свыше 250 человек, а в середине 70-х годов — свыше 350 человек. Основную часть продукции составляли строчевышитые изделия.

В конце 60-х и начале 70-х годов фабрика принимала участие во Всесоюзных выставках художественных промыслов в Москве, но без знаменитого «вениза».

В военные и послевоенные годы мода на «вениз» прошла: не до него было. Но на фабрике из поколения в поколение передавалось искусство этой чудесной вышивки. В душе каждая кружевница мечтала о белом игольчатом чуде.

В 70-х годах 20-го века группа энтузиастов, работниц фабрики «Пробуждение» — бывших выпускниц Кадомской кружевной школы, решили возродить на своём предприятии знаменитую ручную вышивку белым по белому — «вениз». Художник фабрики Шембакова Е.В. разработала, а мастерицы Дмитриева А.В., Жуковская А.С. и Лазарева А.И. воплотили замысел художника в прекрасные изделия — полотенца, салфетки, скатерти, блузки.

В честь 30-летия Победы над фашистской Германией они выполнили венизные салфетки.

К 60-летию Октября художник А.Н.Петрунина с группой мастериц создали венизный комплект «Звездное небо», в него вошли венизная дорожка и шесть венизных салфеток.

Венизное чудо сначала попало в Рязань на областную выставку, а затем в Москву на ВДНХ СССР, где вызвало большой интерес многочисленных экскурсантов. За свое творение мастерицы были удостоены поощрительной премии. В 1984 году фабрика направила на ВДНХ четыре модели женских блузок, отделанных ручной и машинной вышивкой. И снова известен «Кадомский вениз», как в давние старые времена.

На предприятии сложился хороший творческий коллектив, которому неизменно везло на руководителей.

Среди них хочется отметить Анну Ивановну Соколову — она сделала много для того, чтобы предприятие смогло сохранить свой ассортимент и производственный потенциал.

18 лет руководил предприятием Василий Иванович Алямовский.

При нём все цеха предприятия из старых деревянных помещений были переведены в просторные кирпичные здания, где для рабочих были созданы хорошие условия труда.

В это время ассортимент изделий на 100 % составляла одёжная группа: блузки, халаты, женские ночные сорочки, мужские сорочки из льняных тканей. Почти все изделия были украшены вышивкой.

Художники Шембакова Е. В., Петрунина А.Н. и Кузнецова В.Н., модельеры Каприна В. С. и Баздерова А.А., конструктор Рожнова А.А, создавали новые модели и рисунки, а технолог Малинина В.Е. , мастера Пикулина Л.И., Терёхина Т.М., Цедилина М.Н.,Чухаева Р.А., Дмитриева А.В. внедряли новые разработки в производство.

Своё творчество мастерицы выражали не только в своих изделиях. На фабрике был струнный оркестр, здесь ставили спектакли, проводили вечера отдыха, был свой знаменитый фабричный хор, гордость художественной самодеятельности Кадомского района.

С 1987 года и по настоящее время, с небольшим перерывом, предприятием руководит Николай Дмитриевич Ренин, заслуженный работник текстильной и лёгкой промышленности РФ (1987 г). Ему удалось вернуть былую славу «вениза». Предприятие вступило в ассоциацию «Народные художественные промыслы России», активно участвовали в выставках и конкурсах, и получали заслуженные награды. В 1998 году — диплом Нижегородской ярмарки, в 2001 году — лауреаты Всероссийского конкурса «Сто лучших товаров России», а в 2002 г. —лауреат конкурса в Москве «Трудовая слава России».

С конца 1992 года фабрика была реорганизована в ТОО «Кадомский вениз». Пережив тяжелые 90-е годы, испытав взлеты и падения, коллектив предприятия выжил, сохранив лучшие кадры, опять стал радовать россиян редким изяществом своих изделий. Талантливые художники Петрунина А.Н., Кузнецова В.Н., Грачёва О.А. создают прекрасные изделия, радующие глаз и согревающие душу.

«Вениз» — вышивка удивительная, белая ткань, белые нитки, простая игла. Но когда их касаются руки мастера, происходит чудо, и художник вдыхает в них жизнь. Вышитые орнаменты, напоминающие изгибающиеся стебли цветов ромашки, гвоздики, шиповника, делают изделия самобытными и неповторимыми. Все изделия отличаются редким изяществом.

Результаты мастериц увидишь не сразу, не через час или два. Чтобы выполнить ажурный орнамент диаметром до 5 см опытной усидчивой вышивальщице требуется не менее 8 часов работы. В настоящее время на предприятии вышиваются прекрасные высокохудожественные изделия, в том числе в авторском исполнении, продолжительность изготовления которых от 1 до 16 месяцев.

Тонкое, изящное искусство оказалось востребованным в последнее десятилетие. Женственные детали костюма — воротники, манжеты, а также декоративные предметы интерьера и выставочные панно находят себе достойное место в современной жизни.

В 2000 году по благословению настоятеля Кадомского женского монастыря, отца Афанасия, на фабрике начали вышивать иконы.

Кадомская иконопись иглой и ниткой превращает из традиционно белой вышивки в цветную, а иконы, вышитые на льняном полотне, стали пользоваться огромным спросом.

Искусство «кадомский вениз» — элитарное. Вышитые полотна не все для массового покупателя. Пусть пока их единицы и они дорогие, но если любители и знатоки их оценят — они скупиться не станут.

С 2000 года уникальные изделия мастериц стали направляться в подарочный фонд Президента РФ, патриархат и губернатору области. Дорогостоящие изделия ручной вышивки покупают как фирмы, так и частные лица. Они закупались структурными подразделениями ОАО «Газпром» и Тюменской нефтяной компанией. Одновременно с этим произвели закупки изделий «Кадомского вениза», для пополнения фондов, Государственный исторический музей, Рязанский историко-архитектурный музей — заповедник, Рязанский художественный музей им. И.П. Пожалостина. Изделия «Кадомского вениза» имеются в фондах «Историко-краеведческого центра» Кадомского района.

Высокохудожественные изделия с «венизом» неоднократно получали высокую оценку организаторов и жюри престижных выставок и конкурсов.

Изделия «Кадомского вениза» — это высоко художественные работы прикладного характера. Протянутая сквозь три столетия шёлковая нить не прерывается. Руки кадомских мастериц могут сотворить что угодно, хотя и кажется порой, что создать такое руками просто невозможно.

Пальцы, легкие и проворные,

Заплетают, вспорхнув едва,

Как мороз по стеклу, узорные

Всё венизные кружева.

И чего только в них не рассказано,

Не подмечено в добрый час!

Здесь судьба узелком завязана

Для приметливых карих глаз.

Там дорожки, что с милым хожены,

Все в ромашках весенних рощ,

И следы, на снегу проложенные,

И косой серебристый дождь.

Слово к слову, как в песне ставится:

С петлей петелька — вширь и вкось,

Чтобы шла полоса-красавица,

Как задумано, как сбылось.

Расцветайте, как встарь загадано

Несказанной мечты слова...

Вот какие умеют в Кадоме

Делать дивные кружева!

(Стихотворение Елены Фёдоровны Михайлиной)

* * *

Вернуться к КУЛЬТРАДАР — ЭСТАФЕТА КУЛЬТУРНЫХ СОБЫТИЙ (Кадомский район)