ОБЗОРЫ

17 августа, в рамках театральной программы I Международного форума древних городов, рязанские зрители увидели постановку главного режиссера Казанского государственного ТЮЗа Туфана Имамутдинова «Выстрел» по одноимённому рассказу А.С. Пушкина из цикла «Повести Белкина».

Как отметила на брифинге, предшествующем показу, художественный руководитель Рязанского ТЮЗа Марина Есенина, «спектакль очень необычный, очень интересный, экспериментальный по-своему, достаточно смелый для ТЮЗа, смелый в творческом, фантазийном полёте».

«Выстрел» Казанского ТЮЗа отмечен на многих фестивалях — так, на международном фестивале в Чебоксарах сразу в трёх номинациях: «Лучший спектакль для молодежи», «Лучшая мужская роль» и «Мужская роль второго плана»; в Самаре на фестивале «Русская классика. Страницы прозы» актёр театра Ильнур Гарифуллин получил первое место за главную роль в этом спектакле. Кроме того, рассказала сопровождающая коллектив артистов директор Казанского ТЮЗа Айгуль Алмасовна, этим спектаклем открылся Пушкинский фестиваль в Пскове в начале этого года.

Постановка удивила, в первую очередь, новаторским подходом к классическому материалу. Очень лаконичная по сценографии — на сцене всего 7 стульев, 6 актёров — в то же время она отличается многоплановостью и динамично держит в напряжении зрителя всё действие.

Историю, которая разворачивается в повести «Выстрел», многие помнят со школьной скамьи. Незавершенная дуэль переворачивает жизни двух героев. В произведении подробно рассматривается психологическая сторона противостояния двух людей, двух мировоззрений, двух разных жизненных позиций: человека, которому повезло «по воле судьбы родиться в знатной семье, с положением и деньгами», и молодого гусара Сильвио из небогатой семьи, которому приходилось самому прокладывать себе дорогу на военном поприще.

Особый акцент сделан на молодёжную аудиторию — ведь именно ей посвящён спектакль Казанского ТЮЗа, затрагивающий понятия долга, чести, утраченные в наше время. Подобный выбор представляет определённую стратегию: подавая классику через современные театральные формы, языком, понятным молодежи, можно донести её до студентов и школьников, считает руководство театра. Нетленной классике посвящены и другие спектакли театра — например, по Гоголю, Достоевскому. «Русская классика — наше всё», говорит директор театра, Айгуль Горныщева.

Роль Сильвио исполнил Ильнур Гарифуллин. Интересно, что другие актеры перевоплощались в разные роли прямо на сцене. Действие сначала разворачивалось в полку, затем в глухой деревне, а после в богатом имении графа. Остальные мужские роли сыграли: заслуженный артист Татарстана Арсений Курченков (Бретёр), Камиль Гатауллин (Граф), Егор Белов (Белкин), Владислав Львов (офицер).

Ильнур Гарифуллин, исполнитель роли Сильвио
По задумке режиссёра, в Сильвио есть некий пласт культуры того времени, наследие, он соблюдает такую вещь как честь, которая в наше время, конечно исковеркана, её понимание совершенно по-другому излагается молодёжью. Коллеги, находящиеся в зале, рассказывали, что спектакль кажется странным подросткам, которые, видя всё, что происходит на сцене — то, что Сильвио не может выстрелить, то, что там происходит, — считают это за слабость, перестают понимать что это есть честь, что нельзя вот так вот просто это сделать, и они даже иногда из зала кричат — ну что ты, не можешь выстелить что ли, слабак! И сам Сильвио из себя представляет ненависть того времени, которая могла в какой-то момент зародиться, от несоответствия двух людей, их жизненных ситуаций, позиций, так как сейчас происходит

Жанр спектакля определен как беседа о русской культуре, неслучайно он начинается с фрагмента лекции известного литературоведа, культуролога Юрия Лотмана, а заканчивается рэпом Хаски, исполнителя, выступающего здесь как носитель культуры для сегодняшней молодежи. Для некоторых — возникающий на пустой сцене в свете единственного софита образ А.С. Пушкина и выстрел в него — повод задуматься над тем, во что мы превратили собственную жизнь, с богатым историческим и культурным наследием; кто-то — увидит в этом, напротив, продолжающуюся связь поколений, и над всем этим — вечное...

Айгуль Горнышева, директор Казанского ТЮЗа
Где этот водораздел находится, что есть культура и что есть понятия о чести, долге, ценности жизни, приоритеты в жизни, что кому ценно. Зрителям будет о чём не просто посмотреть и послушать, потому что текст Пушкина сам по себе очень значим, очень ценнен, в спектакле много текста. Я думаю, будет интересно, такой интеллектуальный диалог со зрителем

Все спецэффекты производили сами актеры: пудра — это и дым от пистолетного выстрела, и седина от пережитого волнения, и дорожная пыль; вода, передающая атмосферу настроений героев. Гвозди, они же пули, монеты, карты — символы прижигания жизни, её бездушевности. Что скрывается за этим немудрёным, но очень символичным реквизитом — зрителям самим предстоит угадать-разгадать, очень много таких символов. Сами же актеры отвечали и за музыкальное оформление спектакля: они по очереди брались за гитары, иной раз садились за фортепиано; Эльвина Булатова (Графиня), исполнительница единственной женской роли, изображала шумовой фон и исполняла романсы.

Игра актеров завораживала: мимика, жесты, движения создавали целостность образа и передавали все нюансы чувств героев. К тому же, на сцене была применена техника Б. Брехта: соединение драматического действия с эпической повествовательностью, включение в спектакль самого автора, «эффект отчуждения» как способ представить явление с неожиданной стороны, а также принцип «дистанцирования», позволяющий актёру выразить своё отношение к персонажу, разрушение так называемой «четвёртой стены», отделяющей сцену от зрительного зала, и возможность непосредственного общения актёра со зрителем. Таким образом, персонажи всегда стояли лицом к зрителю, не видя своего партнера, играя как бы «в одиночку».

Камиль Гатауллин, исполнитель роли Графа
Шикарный зритель! Для нас важно в этом спектакле — полная тишина в зале". Мы это увидели. В постановке как бы два финала: первый — классический, второй — после выстрела, когда включается рэп. Мы даем зрителю возможность выбрать, что ему ближе: культура времен Пушкина или же бескультурье современной жизни
Егор Белов, исполнитель роли Белкина
Признательны рязанской публике за тёплый прием. Здесь несколько иной темп жизни, более спокойный, размеренный. Нет суеты
Владислава Петрова, зритель, 62 года
С учётом небольшого объема реквизита, который был представлен, и с учётом небольшого количества людей режиссер этого спектакля сумел передать весь психологический накал пьесы. Замечательный, своеобразный подход в игре актёров
Вера Холодная, зритель, 40 лет
Я люблю Пушкина. Но мне сложно немножко судить. Здесь было много психологических эффектов, хорошо отработаны реквизиты, но, я считаю, что классическое произведение нельзя опошливать даже с той целью, чтобы современники его понимали. Мне было неприятно смотреть на сцену переодевания героев, хотя я и понимаю, с какой целью этот элемент был введён в спектакль
Алиса Холодная, зритель, 9 лет
Меня очень испугал выстрел, направленный в Пушкина. Возможно, я посмотрю фильм по мотивам этого произведения
Лилия Камынина, зритель, 58 лет
Мне спектакль очень понравился. Сцена переодевания лично для меня говорит о том, что мы абсолютно другие, а погружение в тот образ помогает лучше прочувствовать, чем жили люди той эпохи. Это сильно! А в конце, когда начались современные танцы и возник Пушкин, стоящий молча и смотревший на нас со сцены в зал, всем видом как бы говоря: «Посмотрите, какие были мы, и какими стали вы». Нет ни благородства, ни ценности человеческой жизни. Главный герой несколько лет мечтал о месте. И, когда он уже готов был отомстить, увидел любовь, настоящую, которая выше смерти, и не смог ее убить. Он проявил себя благородно. А мы забыли уже об этом чувстве

Наталья Гудкова, Ольга Георгиеш