АНОНСЫ

Классика без прикрас. Рязанцев приглашают на «Чайку» А.П. Чехова

14 декабря 2014 • Рязанский областной театр драмы

Премьерой откроется новый календарный год в Рязанском областном театре драмы — 29 января здесь покажут «Чайку» А.П. Чехова. Первыми, ещё до официального показа, спектакль смогли увидеть друзья театра, коллеги и журналисты.

Постановка, над которой работал режиссёр Сергей Бобровский, станет настоящим подарком для любителей традиционной режиссуры, которая сейчас становится редкостью. Рязанские театры в этом смысле не исключение — что ни сезон, стремятся поразить зрителя необычным, новым прочтением классики. Тем, кто ходит лишь на подобные спектакли, «Чайка» Бобровского будет, пожалуй, неинтересна — на неё ждут публику, которая устала от бесконечных экспериментов и хочет прийти в театр, что называется, «на классику».

Как подчёркивает Сергей Бобровский, он не ставил себе задачу перечитать А.П. Чехова заново и открыть его для публики, однако именно следование каноническому тексту и замыслу автора позволило заставить зрителя по-новому ощутить каждую реплику, понять актуальность пьесы, знакомой многим ещё со школьной скамьи, а ещё — создать особую, камерную атмосферу происходящего на сцене.

За три часа актёры успевают прожить на сцене целую жизнь, вместившую в себя и радость обоюдного чувства, и горечь потери, и разочарование в любимом человеке; не оглянувшись назад, броситься в омут с головой, не пожалев ни горькой, ни радостной минуты, каждая из которых придаёт существованию осмысленность. И те, кто не испытал этой полноты чувств, пусть и трагичной, могут лишь наблюдать со стороны и жалеть о бесплодно прожитой жизни, как это делают Дорн и Сорин.

Опасность постановки пьес А.П. Чехова на провинциальной, да и на столичной сцене — в том, чтобы не допустить скатывания актёров в искусственность переживаний своих героев. Сергею Бобровскому и подобранному им актёрскому составу этого, к счастью, удалось избежать, — они сохранили ту простоту чеховских героев, которая совмещается в них с истинно шекспировскими переживаниями.

Каждый из героев пьесы — целый мир. Такова Ирина Николаевна Аркадина в исполнении Татьяны Петровой — стареющая актриса, понимающая, что её время уходит, и по-актёрски, и по-женски завидующая красоте и таланту вспыхнувшей звезды Нины Заречной; Тригорин (Владимир Приз) — успешный беллетрист, променявший финансовый успех на способность создавать живые произведения; Константин Треплев (Никита Данилов) — лишний человек; Маша (Наталья Паламожных) — влюблённая в Треплева, пытающаяся решить проблему «клином», выйдя замуж за нелюбимого, которого также делает несчастным; Пётр Сорин (Сергей Леонтьев) — человек, всю жизнь живший по уставу, «как надо», а не «как хочу», и в конце жизни пришедший к пониманию её полной бесполезности; Иван Дорн (Александр Зайцев) — доктор, прикрывающий свою, собственно, бесплодно прожитую жизнь язвительными, тонкими замечаниями; наконец, Нина Заречная (Марина Мясникова) — главная лирическая героиня, человек тонкой души, которая и рождает её бесконечный талант. Превращающаяся на глазах у зрителя из восторженной девушки в женщину, обманутую, но бесконечно любящую, она вызывает не только сочувствие, но и преклонение — ведь у неё есть то, чего не было дано тем, кто живёт «пескариной» жизнью, — глубина чувств, не испытанная никем из героев, заставляющая их оглянуться на свою собственную жизнь.