В субботу, 20 ноября, состоялся шестой день
международного фестиваля спектаклей о любви «Свидания на Театральной». Лысьвенский
театр драмы им. А.А. Савина представил рязанцам свою версию пьесы Ф. Дюрренмата
«Визит дамы». «Предательство в двух действиях» — так характеризуется постановка
режиссёра Андрея Шляпина. И действительно, зрители увидят предательство и в
первом, и во втором действии.
Сначала о предательстве расскажет миллиардерша Клара
Цаханассьян. Он приезжает в обедневший маленький город Гюллен, где когда-то
родилась, выросла, влюбилась и была жестоко предана любимым человеком. Потеряв
ребёнка и оказавшись на самом дне, Клара сумела выжить, выйти замуж за
миллионера и вернуться в Гюллен, чтобы получить отмщение. Она готова
пожертвовать городу и его жителям 2 миллиарда в обмен на жизнь некогда любимого
ею Илла. Гроб предусмотрительная дама привезла с собой, в знак серьёзности её
намерений. И вот тут начинается второе действие предательства.
Предать предлагается всем жителям города. Клара Цахнассьян поставила обедневших
горожан перед страшным выбором: убить и разбогатеть — или остаться в нищете. И
пока они мечутся в поисках оправданий решению, которое каждый уже принял для
себя, миллиардерша спокойно наблюдает за ними свысока — в прямом и переносном
смысле. Для неё исход всех метаний и хождений горожан по кругу очевиден, как и
зрителям очевидно, что умами жителей Гюллена завладело будущее богатство. Оно
обозначено воздушными шарами, висящими над каждым героем спектакля как обещание
светлого будущего, сытой жизни без долгов. И мечта эта так прекрасна, что горожане
с лёгкостью меняют чёрные шары, которые может дать им Илл, на золотые шары
(практически золотые горы) Клары. А ведь было время, когда шарики были зелёными,
а Клара и Илл любили друг друга… Как и следовало ожидать, проверку на прочность
гюлленцы не проходят. Когда в шуме толпы всё отчётливее слышно: «Меня это не
касается», «Нужно просто промолчать», «Достаточно отвернуться», «Это не я»,
становится понятно, что Илл обречён.
В спектакле Лысьвенского театра поднимаются темы силы
и власти толпы, её влияния на человека, тема выбора между деньгами и совестью, тема
возмездия и справедливости, ценности человеческой жизни для общества и,
конечно, любви, обернувшейся трагедией и в прошлом, и в настоящем, предательством
в двух действиях.
Фото Рязанского областного театра драмы |