Виктор Леонидович ведёт активную
творческую деятельность, работает в технике масляной живописи. Тематика
произведений художника разнообразна — он пишет станковые композиции, очень
успешен в портрете. На выставке представлены пейзажи — от крохотных лирических
этюдов до масштабных величественных полотен.
«Становление художника как
творческой личности, — говорит Виктор Леонидович, — сложный процесс. Он во
многом зависит от уровня общей культуры и социальной ориентации общества, в
котором творческий человек живет. Главное, что составляет деятельность любого
творца, — это поиск своей творческой индивидуальности, своего неповторимого
творческого почерка. Талант, благодаря упорному труду, поддается развитию, и
тут особенно важно так рассчитать свои творческие силы, чтобы их хватило на
реализацию задуманных планов. Вместе с тем художник постоянно должен создавать
что-то новое. А это занятие не из легких. Для этого надо иметь живое и активное
воображение, пытливый ум и, конечно, вдохновение. Но вдохновение, как известно,
это такая капризная гостья, что по приглашению никогда не приходит. А сила
вдохновения бывает разительной. Так, известный русский художник Федор Васильев
свою замечательную картину “Мокрый луг” сделал за несколько часов и этим привел
в восторг Илью Репина. Это говорит о том, что вдохновение есть максимальное
напряжение духовных и физических сил, являющееся необходимым элементом
художественного творчества.
Основная задача в работе живописца
состоит еще и в том, чтобы в художественной форме правдиво отразить образы
окружающей его действительности. Известно, что образ есть там, где есть
содержание. А содержание картины прежде всего зависит от умения художника
наблюдать жизнь, размышлять над ее проблемами и делать соответствующие выводы.
Работа художника должна быть всегда результатом глубокого переживания и
художественного осмысления сущности образа. И для того, чтобы создать
произведение искусства, художнику необходимо накопить большой фактический
материал, понять и определить цели творчества, вжиться в свою идею и образы. Он
знает, что истинный творец обязан ответить не только на вопросы художественного
и эстетического характера, но и на коренные социальные, политические и
моральные вопросы своего времени. Именно этим определяется сущность
мировоззрения художника. Вдумчивый живописец понимает, что для того, чтобы
проявить себя в каком-либо жанре, одной жизни мало. Поэтому чрезвычайно важно
своевременно определиться в своем творческом направлении. Для меня, например,
источником вдохновения стала русская природа. А она прекрасна! Природа сама
великий художник и творец. Каждая ее “картина” — шедевр! Природа подобна живому
существу. Она улыбается в солнечный день, грустит в дождливую погоду, легким
ветерком ласкает золотистую рожь, шутя играет огромными волнами на море. Но
природа благосклонна не ко всякому человеку. Хорошо сказал писатель Иван
Гончаров: “Природа позволяет приблизиться к ней только путем творческой
фантазии”. Заметить и запечатлеть красоту, сотворенную природой, может только
человек, горячо и беззаветно любящий родной край. Человек — венец творческой
природы. И если он еще добр и в его сердце живет любовь, то природа наделяет
его даром творчества. Поэтому художник просто обязан воспевать в своих картинах
красоту лесов, полей лугов, рек, тем самым исполняя торжественный гимн в честь
нашей матушки-природы. Пейзаж — это моя стихия!»
Краткая справка:
Виктор Леонидович Грушо-Новицкий
Живописец.
С 2018 года — Председатель
Рязанской областной организации ВТОО «Союз художников России».
Произведения находятся в Рязанском областном
музее им. И. П. Пожалостина, Тульском музее изобразительного искусства, частных
собраниях России и за рубежом.
Родился в 1965 году в Рязани. Его
родители были музыкантами. Они поощряли склонность сына к рисованию и отдали
его в художественную школу. В 1984 году Виктор окончил Рязанское художественное
училище имени Г. К. Вагнера и был призван в Вооруженные силы СССР. Три года на
службе Виктор был главным художником учебного отряда подводников. Участвует в
выставках с 1988 г. Член Союза художников России с 2001 года. Один из ведущих
рязанских живописцев.
В 1990-х годах В. Грушо-Новицкий
увлекся новейшими течениями в искусстве, участвовал в «оппозиционных»
совместных проектах с М. Шаниным, А. Успенским, С. Струсевичем, С. Соломатиным
и другими художниками. Смело писал абстрактно-экспрессивные работы с легким
оттенком реализма, постоянно участвовал в выставках. Несколько лет Виктор
работал в Европе, где ближе познакомился с творчеством современных западных
живописцев. Это во многом и подтолкнуло Грушо-Новицкого к увлечению
абстракционизмом.
Большое влияние на художника и его
дальнейшее творческое развитие оказало общение с Игорем Петровичем Веселкиным,
профессором Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. «До сих
пор вспоминаю педагогический талант и высокие нравственные качества Игоря
Петровича, восхищаюсь его точными замечаниями, которые мастер делал мне в
процессе совместной работы на пленэре и во время просмотра моих этюдов», –
говорит Виктор Грушо-Новицкий.
В конце 90-х художник обращается к
классической манере станковой живописи. Она вдруг стала для него гораздо ближе
экспериментальных абстрактных композиций и позволила выразить в произведениях
накопившиеся за годы жизненные наблюдения. Традиции учителей живописи оказались
для Виктора гораздо роднее, чем протест в искусстве.
Главное место в творчестве Виктора
Грушо-Новицкого занимают пейзаж, портрет и жанровая картина. Главным источником
вдохновения и своеобразной точкой отсчета в творчестве мастера стало село
Коростово под Рязанью, где художник проводит много времени. Именно здесь были
написаны многочисленные этюды. Источник: официальная группа Окского государственного природного заповедника ВКонтакте |