ОБЗОРЫ

Родион Замуруев и ансамбль «Mobilis» представили программу «Мистерия» в Рязанской филармонии

16 сентября 2021 •  Рязанская областная филармония

15 сентября в филармонии состоялся концерт известного скрипача, лауреата международных конкурсов Родиона Замуруева и ансамбля солистов «Mobilis». В программе «Мистерия» прозвучали произведения композиторов эпохи барокко, романтизма и XX столетия.

Каждую встречу рязанской публики и ансамбля «Mobilis» во главе со скрипачом Родионом Замуруевым можно сравнить со свиданием близких людей, разъединенных расстоянием, но не представляющих себя друг без друга. Поэтому для того, чтобы общение имело особый смысл, для «разговора» собеседники готовят нечто сокровенное.

В канун 83-го концертного сезона музыканты представили программу «Мистерия», в которой прозвучали сочинения И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, А. Вивальди,Ф. Крейслера, К. Сен-Санса, С. Прокофьева и других композиторов. Жанр «мистерии» возник в Европе в эпоху средневековья как форма театрализации религиозных сюжетов. Чаще всего «мистерия» игралась во время служб, иллюстрируя ключевые моменты из Библии или Евангелия.

В прямом смысле слова программу, представленную Р. Замуруевым и ансамблем «Mobilis», назвать «мистерией» нельзя, однако музыканты взяли за основу главную мысль жанра — попытку напомнить слушателям о некоторых важных истинах, заострить внимание современных людей на прекрасном и вечном.

В основе программы лежали произведения композиторов эпохи позднего барокко: сарабанда из сюиты для клавира ре минор Г.Ф. Генделя, концерт для двух скрипок и струнного оркестра ре минор и ария альта «ErbarmeDich, meinGott» из «Страстей по Матфею» И.С. Баха, концерт для двух скрипок и струнного оркестра ля минор А. Вивальди. Зачастую композиторы того времени зашифровывали в произведениях те или иные религиозные символы, рассказывающих языком музыки о событиях Нового завета. Особенно ярко это явление представлено в творчестве И.С. Баха.

К «барочному» блоку можно отнести и наполненное просветленной скорбью адажио для скрипки, виолончели и струнного ансамбля Т. Альбинони, хотя ведутся споры о том, кто же в действительности написал данное сочинения — представитель итальянского барокко или музыковед Ремо Джадзотто, один из первых исследователей творчества Т. Альбинони.

«Мелодия» из оперы «Орфей» К.Ф. Глюка является одним из вдохновенных лирических откровений в творчестве композитора.

В эпоху романтизма композиторы вновь обратились к наследию своих предшественников, пытаясь по-новому интерпретировать музыкальные символы прошлых столетий. Так, «Пляска смерти» К. Сен-Санса стала примером возврата к аллегории, символизирующей на языке творчества бренность человеческого бытия.

В начале XX столетия композиторы разделились на два лагеря: тех, кто отвергал достижения музыкального искусства и придумывал новые звуковые системы, и тех, кто черпал вдохновения из стилей прошлых столетий. В прелюдии и аллегро в стиле Пуньяни Ф. Крейслерсделал «реверанс» в сторону музыки галантной эпохи. А в «Монтекки и Капулетти» из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» соединились и барочное изящество, и оригинальные звукоизобразительные приемы.

Главным «голосом» всей программы была скрипка в исполнении Родиона Замуруева. На вопрос о том, что такое для него его инструмент, он ответил: «Скрипка — это не только музыкальный инструмент в обывательском понимании, скрипка — это сакральная субстанция, слушая которую, человек имеет возможность побывать в Горнем мире».

Источник: Рязанская областная филармония