Одиннадцать
живописцев и графиков, представленных в экспозиции, являются приверженцами
разных стилистических течений и техник (масло, акварель, гуашь, цветной офорт),
объединённых в этом проекте одной темой-мелодией — темой Серебряного века русского искусства. Художники непрестанно любуются красотой,
находящейся в центре их художественного внимания (Вера Добросмыслова, Ольга
Пушкарева), оглядываясь назад, они видят живое
прошлое (Вера Дранишникова), очаровываются старинными парками и усадьбами, их
тишиной и вечностью (Екатерина Штеренберг). Обобщенно и усиленно-декоративно
передают красоту «бэль эпок» (Наталья Жаворонкова) или крепко и смело
утверждают прошлое в настоящем (Наталья Коновалова). Эпизоды судеб, мгновения
жизни — проносятся мимолетно (Ира Григорьева), персонажи живописи и графики,
словно старые знакомые, живут среди нас (Нина Любавина, Анна Браговская). Иногда
они как будто соскальзывают с пространства холста и уходят «за кадр», оставляя
нам на память свой мир, как в произведениях заслуженного художника РФ,
члена-корреспондента РАХ Ольги Тучиной и куратора выставки Нины Ромадиной.
«Как объяснить название выставки? Почему
“рефлексы”? Потому что нет прямого подражания мастерам рубежа XIX-начала XX
веков. Но есть в чем-то сходное понимание задач искусства (поиск красоты и
внутреннего духовного смысла) и та же слитность с поэзией. У названия есть и
второй смысл, идущий от глагола “рефлексировать”: с сомнениями и раздумьями
оглядываться назад, искать и находить что-то упущенное в прошлом. В этом художники оказались созвучны исканиям Виктора Борисова-Мусатова, юбилей которого
художественный мир будет отмечать в будущем году», — так о выставочном проекте говорит Нина Степановна Ромадина.
Цифровые
репродукции произведений В.Э. Борисова-Мусатова предоставили для
воспроизведения в рамках проекта четыре музея: Рязанский художественный музей
им. И.П. Пожалостина, Серпуховский историко-художественный музей, Саратовский
художественный музей имени А. Н. Радищева и Ивановский
областной художественный музей. Помимо фото-фрагментов звучание экспозиции
выставки дополняют и усиливают четверостишия поэтов Серебряного века,
подобранные к каждому участнику. В «ткань» художественного мира точечно
вплетены материальные артефакты эпохи — старинные веера и журналы начала ХХ
века из библиотеки Рязанского художественного музея: «Мир искусства», «Столица
и усадьба», «Аполлон» и другие.
Источник: culture.ru |