СТАТЬИ

Монолог актрисы

Римма Чеканова •  28 сентября 2017

28 сентября 2017 года в Рязанском государственном областном театре для детей и молодёжи (на Соборной) состоится юбилейный вечер актрисы, Почётного работника культуры и искусства региона Риммы Чекановой. «Монолог актрисы» — так называется торжество. Накануне портал VEZDEKULTURA представляет виновнице торжества право рассказать о своём творческом и жизненном пути «от первого лица».

О выборе профессии

Я всегда была гуманитарием — не отходила от радио, которое было у нас дома, слушала оперу, спектакли «Театр у микрофона», запоем читала — до 9 класса прочитала всего Т. Драйзера. В 1947 году в селе, где я жила, открыли кинотеатр, и там показывали фильм «Дубровский», старую картину, с Ливановым, Григорьевой. В то время я даже не знала, кто там снимался — меня так поразила Маша в белом платье! Я только недавно узнала, что её играла Григорьева из театра Вахтангова. А тогда я ничего не знала, недавно пересматривала этот фильм — удивлялась, что меня так поразило, повело в актёры? (смеётся). В то время я буквально начала бредить театром, заболела им, однако о своём увлечении я никому не говорила — меня бы не поняли: мама растила нас с братьями одна, а бабушка всегда хотела, чтобы я стала фармацевтом и работала в аптеке.

После того, как я окончила 9 классов, надо было ехать куда-то поступать. Поехала в Ульяновск, в культпросветучилище. Поступила — и из середнячка, какой была всегда, стала круглой отличницей — ведь всё, что рассказывали, было близко мне. Я день и ночь сидела в этом училище — у нас были очень интересные педагоги из Петербурга, необыкновенные, интеллигентные люди. Только потом я поняла, что это были, вероятно, репрессированные, вернувшиеся из лагерей. Преподаватели были из драмтеатра — наверное, они разглядели во мне что-то особенное, поэтому дали направление в Ульяновский драмтеатр по окончании учёбы.

О первых впечатлениях от театра

Сначала пришлось избавляться от характерного говора — ко мне прикрепили актёра, который стал со мной заниматься, и через месяц я стала говорить, как надо. Несколько месяцев я была во вспомогательном составе, а потом начались роли. Я жила ими, мне всё так нравилось — я была совершенно далека от того, что принято считать типичной театральной средой с интригами, стремлением сделать карьеру, купалась в удовольствии от игры. После работы в Ульяновском театре я перешла в Астраханский ТЮЗ по приглашению Бориса Наравцевича, который тогда считался одним из лучших в стране режиссёром детских театров, и проработала там 9 лет. Очень сложно было привыкать к новым условиям работы — в драмтеатре у меня были роли инженю, я играла людей, серьёзных, «нормальных». И вдруг первая моя роль в ТЮЗе — это кошка Мурёнка в спектакле по сказу Бажова. Мы начинаем репетировать, а у неё там «мяу-мяу» без конца. Я две недели не могла мяукнуть — взрослый человек и вдруг мяукает! (смеётся) Кое-как я вышла на это — а потом и мяукала, и хрюкала, — какого только зверья я не играла в ТЮЗе, вплоть до Буратино и черепахи Тортиллы.

О первой роли

Конечно, первая роль мне очень запомнилась— я играла мальчика по имени Наполеон в спектакле «Мачеха». У меня был костюмчик с бархатным воротничком и белый паричок. С этим спектаклем связан забавный эпизод — однажды мы приехали в сельский клуб, играли там. Около клуба лежали брёвна, на которых висели местные мальчишки, которые не смогли купить билет в театр, и подглядывали в окна. Они приняли меня за своего — посочувствовали, что я тоже не смогла попасть в театр, хотя и удивились моему необычному имени. Ещё один спектакль — «Одна» — помнится тем, что мы затронули там тему развода, которая в то время считалась табу. Ещё одну запретную тему — стиляг — мы поднимали в другом спектакле —- «Опасный возраст». Эту постановку мы привезли на гастроли в Сочи в 1961 году, и на неё пришёл Юрий Гагарин вместе с другими космонавтами. Они сидели в партере, а он — в ложе. После спектакля Юрий Гагарин пришёл к нам за кулисы — я видела его так, как вижу вас сейчас. Он был такой обаятельный, живой, у него была очень тёплая улыбка — очень жаль, что он выбрал такой спектакль, который мы не очень любили.

«Путеводной» же для меня стала роль в спектакле «Опасная профессия» — я её только потом осознала. Эта пьеса с детективным сюжетом: по воле случая девочка становится разведчицей, которая борется с немцами. На эту роль претендовали многие актрисы, однако режиссёр Константин Никаноров, который только вернулся из лагеря, взял на себя риск назначить на главную роль меня, тогда неопытную актрису. Это было судьбоносное решение.

О театре на Соборной

Сюда я пришла в 1969 году. Меня пригласил всё тот же Наравцевич, который был здесь художественным руководителем. Потом он уехал в Нижний Новгород — а я осталась в Рязани. На сцене театра было сыграно более ста ролей — каждая как жизнь! Вот, например, Аманда в «Стеклянном зверинце» Т. Уильямса — работать было очень сложно, но интересно. Или вот роль бабушки в спектакле «Не грусти, Шишок!». Эта роль сразу пришлась мне по душе, я посвятила её своей маме, которая живёт в деревне, все мы разъехались ... Или вот Аграфена Кондратьевна в «Банкроте» А.Н. Островского — я вошла в неё вводом, играть было замечательно, это такой материал великий!

Об отрицательных ролях

Я не могу играть отрицательные роли — мне нутро не позволяет, ведь для того, чтобы играть злодеев надо найти эти качества в себе. Моё амплуа сейчас — это роли комических старух.

О профессии актрисы

Был период, когда я хотела уходить из театра, меня хотели даже принять завклубом в университет МВД, — но это был отчаянный шаг, ситуация, а не разочарование в профессии. Мечтать — это одно, но быть актёром — это очень опасная профессия. Нужно иметь характер выдержать всё это — удачи и неудачи, и уметь работать день и ночь. Это не конфетно-букетная профессия.

О знаковых событиях в жизни

В этом году у меня родилась третья внучка — это очень важное для меня событие. Есть роли в театре, которые мне дают играть, несмотря на возраст, — в спектаклях «Детство 45-53: а завтра будет счастье», «Маленькая бабушка», «Гроза».

О юбилее

На моём творческом вечере будут мои воспоминания, а также фрагменты спектаклей, в которых я играю. Подготовка подобного вечера только на первый взгляд кажется легкой — на самом деле это очень волнительное дело. А вообще мне кажется, что так юбилеи нужно отмечать только каким-то гениальным людям — таким, каких показывают в передаче «Линия жизни» на телеканале «Культура». Я себя к таковым не отношу, я ничего такого в жизни не сделала.