СТАТЬИ

Поэт — апостол Слова

Дмитрий Дарин •  2 ноября 2017

Чуть менее месяца назад в Москве стали известны имена победителей престижной Международной премии имени Сергея Александровича Есенина «О Русь, взмахни крылами...» 2017, где номинанты из Рязани были отмечены поистине триумфальным наградным участием. Впечатлениями о прошедшем мероприятии и планами на будущее делится Председатель Жюри Премии, член авторского совета РАО, известный московский поэт, писатель и общественный деятель Дмитрий Александрович Дарин.

Дмитрий Александрович, какой была Премия 2017 года?

— Оргкомитет Премии уже много лет отмечает отрадный факт – увеличение не только количества работ, присланных на Премию, но и расширение географии проживания соискателей. Конкурсные работы приходят со всего русскоговорящего мира. Но 2017 год отмечен тем фактом, что и география дипломантов Премии неуклонно расширяется – 6 октября в ЦДЛ аплодировали дипломантам и лауреатам из Хабаровска, Челябинска, Воронежа, Арзамаса, Санкт-Петербурга, Москвы и Подмосковья, Минска, Ярославля и, конечно же, Рязани. Жюри как обычно было нагружено до предела – только по номинации «Большая премия» пришло свыше четырёхсот работ. И это далеко не всегда уже готовые книги: Премия «О Русь, взмахни крылами» — одна из самых демократичных в этом отношении. Если почерк читабелен, то на рассмотрение поступают рукописные тексты, не говоря уж о распечатанных подборках. Единственное, что не принимается на Премию – это работы по электронной почте: прочесть их не хватило бы и тех двух лет, разделяющих Премию в неюбилейные годы С.А.Есенина. Для интернет-соискателей существует предварительное читательское голосование на портале «Осиянная Русь», определяющее десятку лидеров, чьи работы и поступают в конечном итоге профессиональному жюри. Глядя на половодье поэзии, кино, критических работ и песен на стихи Есенина, осознаешь, что влияние нашего национального гения на людей с годами только возрастает. Иногда приходят не конкурсные материалы, а рассказы, можно даже сказать, исповеди, о влиянии Сергея Есенина на жизнь того или иного человека. Это не придуманное свидетельство растворения поэтического слова великого поэта в генетическом коде России. Именно такой код призван охранять Русский Мир от всех внешних вызовов и особенно внутренних попыток разложения народа.

Номинанты из Рязани были удостоены наград в трёх номинациях, чем они запомнились Жюри и лично Вам?

— Конечно — исторически на конкурс приходит очень много заявок из Рязанской области. И как бы ожидаемо это не было для литературной жизни — нельзя не подчеркнуть высочайший уровень этих работ. Рязань, как известно миру, не только Родина Сергея Есенина, но и Родина элиты воинской доблести России ВДВ. И такое «совместительство» совершенно удивительным и абсолютно заслуженным образом нашло свое выражение в этом году в номинации «Русская Надежда», где победу одержал молодой поэт из Рязани, курсант Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища им. В. Ф. Маргелова Иван Дрошнев. Иван прошел в финал Премии как победитель Рязанского фестиваля молодых поэтов «Есенинская весна». Соперники у него были более, чем достойные: в том числе и обладатель Гран-при другого известного всероссийского фестиваля молодых поэтов «Мцыри» — Алина Серегина из Подмосковья, и уже известный в Амурских краях молодой поэт из Хабаровска Евгений Поздняков. На Церемонии награждения Рязань представлял не только Иван Дрошнев, но и замечательная искренняя поэтесса Людмила Банцерова, занявшее 2 место в номинации «Интернет-поэзия», а также очень неравнодушный есениновед Анна Евдокимова, получившая «бронзу» в номинации за критические работы «Взыскующим взглядом».

Какой будет следующая Премия?

— Расширение географии участников Премии логично приводит к расширению спроса на творчество её лауреатов и дипломантов. В разных уголках России, судя по возрастающему числу приглашений, ждут всех победителей — поэтов и певцов с концертами, есениноведов с лекциями. Это отрадный факт, что и говорить. Но к сожалению, не всегда организаторы и энтузиасты на местах в силе провести такие, безусловно важные для всего культурного процесса России, мероприятия — это требует и финансовых и трудоресурсных, во многом волонтёрских затрат, которых зачастую, конечно же, не хватает. Тем не менее, уже планируются выездные сессии Есенинских концертов в некоторых регионах, которые сейчас не хотелось бы упоминать из-за поэтического суеверия. Мы планируем не только проведение таких мероприятий с «есениноносцами», но и привлечение культурных сил на местах, включая детей. Дети – вообще отдельная тема в аспекте фестивально-премиального есениноведения. «О Русь, взмахни крылами» как международная литературная Премия еще ни разу не рассматривала детские работы – ни авторские, ни исполнительские. Но изумительное внеконкурсное исполнение совсем ещё юной Марией Паротиковой песни на первое опубликованное стихотворение Сергея Есенина «Берёза» на Премии 2015 года подвигло Комитет Премии на введение детской номинации, наверное, с юбилейного 2020 года. А пока Оргкомитет принимает на рассмотрение отборочного жюри работы по уже «классическим» 10 номинациям. И открою маленький секрет – хотя официально о начале приема работ объявляется ровно за год до завершения приема, а именно 30 мая года проведения Премии – вся приходящая почта с пометкой «На Премию Есенина «О Русь, взмахни крылами» поступает в обработку когда бы ни была получена. Так что можно сказать, что прием работ ведется всегда. И уж тем более без всякого перерыва принимаются работы по номинации «Интернет-поэзия», размещаемые на портале общественно-литературного журнала «Осиянная Русь».

Часто ли Вы бываете в Рязани, планируете ли в ближайшее время?

— В Рязани, как и во всех красивых городах России бываю реже, чем хотелось бы. Но 3 октября (или хотя бы соседние даты) – святой долг каждого русского съездить в Константиново. А в Рязани для меня почетный долг быть и весной – в составе жюри фестиваля молодых поэтов «Есенинская весна» под руководством профессора, зав. кафедрой Государственного Университета им. С. Есенина, доктора наук, одного из ведущих есениноведов мира – Ольги Ефимовны Вороновой. Фестиваль сам по себе замечательный – Рязань вообще земля плодовитая не только на таланты, но и истории в духе самого Сергея Александровича. В «крайний», как говорят авиаторы, приезд, пошли мы с ответственным секретарем фестиваля Павлом Квартниковым отметить встречу в ресторан «Иван Васильевич». Я сразу согласился именно на него, потому что работаю сейчас над исторической поэмой эпохи Ивана Грозного. С нами была дочь известного далеко за пределами Рязани музыканта Геннадия Филина – автора проекта «Есенин-джаз» и Лауреата Премии 2015 года — Юлия. И вот, когда мы с Павлом берем третий полуштоф и «рассыпчатость жизни приемлем», как поется в одной моей песне, подходит официант и предлагает тематическую экскурсию по ресторану.

- В каком смысле? – спрашиваю я. А нужно сказать, что там всякие восковые фигуры в зале – то ли боярина, то ли опричника.

- Экскурсия бесплатная, мы покажем Вам разные тематические залы.

- Пыточную? – уточняет на всякий случай Паша.

- И пыточную тоже, — заверяет официант.

- Я не пойду ни за что! – заявляет Юля с широко распахнутыми глазами.

Перед принятием окончательного решения мы решили выпить для храбрости. Потом еще … а потом официант понял, что нам хорошо и без экскурсии. А потом в ресторане выключили свет. Оказывается, ресторация работала не до последнего клиента, а до последнего экскурсанта. Иван Васильевич бы так, конечно же, с гостями не поступил, но место — во всех отношениях замечательное.

Планирую в ближайшее время привезти в Рязань свою новую книгу «Синдром Бабочки», в которую вошли одноименная повесть и рассказы последних лет. Как всегда, у меня в поэзии и в прозе все основано на реальных или близких к ним событиях, художественно переосмысленных и поданных, как говорится, «на блюдечке». Что касается титульной повести, меня в своё время просто поразила разница между красотой названия детской болезни и трагизмом, который она несёт в себе. Мне захотелось поместить всех героев – родителей, врачей, функционеров благотворителей, журналистов, любовников и самых разных других персонажей в этот огромный зазор, наполненный болью и состраданием, жаждой наживы и жаждой любви. Основная наука этой повести – нужно ли сопротивляться злу и нужно ли сопротивляться добру. По выбору и судьба. Но мне кажется, что каждый должен понять одно – болезней — разных –много. А генетическое лекарство – одно. Любовь. В зависимости от принятия или сопротивления этому лекарству и наступают последствия для каждого героя. В том числе и клинические. Героев не только повести, но и рассказов, включенных в книгу. А что правит людьми, как не последствия поступков?

Значит всё-таки — Любовь во всех её проявлениях, несмотря ни на что, всегда есть и остаётся главной путеводной звездой в предназначении современного поэта и писателя?

— О предназначении русского поэта лучше всего сказал Гоголь в «Избранных местах из переписки с друзьями»: «На то и призвание поэта, чтобы из нас же взять нас и нас же возвратить нам в очищенном и лучшем виде». Это, безусловно, верно, но у меня есть свое определение поэзии и поэтов. На мой взгляд – поэзия даже не высший вид искусства, а надконфессиональная религия. А поэт – её апостол. Поэт – апостол Слова. И наши великие написали свои Евангелие – Пушкин был Первозванным. Есенин переял его славу вместе с апостольской миссией. У меня есть стихотворение «В России было пять поэтов», которое упоминает Ломоносова, Лермонтова, Пушкина, Есенина и Высоцкого. Заканчивается оно так:

«Был и шестой, седьмой и сотый,

Но перед Богом оправдать

Народ свой грешный и высокий

Сумели только эти пять.»

Это высшее требование к поэтам остается и сейчас –оправдание своего народа в глазах Бога.

И только тех, кто поднимется до этого, ждет во многом опасная, но однозначно заслуженная слава.

Материалы предоставлены Пресс-службой Международной премии имени С. А. Есенина «О Русь, взмахни крылами...»