СТАТЬИ

Открывая двери

Надежда Ларина •  31 декабря 2017

В Рязани стартует новый танцевальный проект — Современная хореография в Рязани. Инициатор проекта — танцовщица, хореограф и педагог Надежда Ларина.

Надежда, здравствуйте, расскажите о себе.

— Здравствуйте, спасибо за приглашение! Я живу и работаю во Франции, между Бордо и Парижем. Там я училась на исполнителя и хореографа в Бордо в Центре Профессиональной Подготовки Танцоров Адаж, а потом и на танцевального педагога в Париже в Государственном Хореографическом Центре. Живу там уже почти десять лет, хотя сначала вообще не планировала эмигрировать, так получилось, так сложилась жизнь... Танцую в различных коллективах («Кароль Вернь», «Алэн Марти», «Элизабет Черчук»). Сейчас создала свой спектакль — «Зона», по мотивам произведений Тарковского, Высоцкого, Цоя и Светланы Алексиевич. Можно сказать, это моё соло, музыку написал музыкант Бастьен Фрежавиль, француз, также в нашей команде девушка-администратор Клэр Гаритэй. Постановку очень хорошо приняли во Франции, при поддержке Департамента Жиронды, что-то типа округа у нас, наверное (департамент на юго-западе Франции, в составе региона Новая Аквитания). Сейчас идёт разработка программы.

Почему Рязань?

— Я здесь родилась, училась в школе N 6 с углубленным изучением французского языка (в то время, там были очень хорошие педагоги, не знаю, как сейчас), потом в РГУ на учителя французского языка. Занималась танцами с 6 лет: классикой, народными, потом бальными танцами у таких замечательных педагогов, как Сергей Хомячков, Олег и Инна Куляевы. Выступала на конкурсах, потом работала — танцевала в развлекательной сфере, преподавала танцы в Москве.

Во Францию уехала, потому что сбежала от большой несчастной любви. Там преподавала русский, училась параллельно на политолога и хореографа, пришлось выбрать что-то одно — я выбрала хореографию и не жалею об этом. Встретила там замечательных артистов и хореографов, со многими из которых и сейчас работаю.

Рязань — мой родной город, в который мне хочется вкладываться в танцевальном направлении, здесь много замечательных коллективов и талантливых людей, с которыми мне интересно было бы познакомиться и создать сообщество единомышленников, отсюда идея проекта — Современная хореография в Рязани. Не хотела говорить «контемпорари», как-то это странно и некрасиво звучит, на мой взгляд, хотя базы те же...

Значит, это не просто разовый мастер-класс, а целый долгосрочный проект?

— Идея пришла спонтанно, решила, почему бы не попробовать дать мастер-класс в Рязани? Я приезжаю на новогодние каникулы, без дела сидеть не могу, закостенею за две недели, надо подвигаться, познакомиться с интересными людьми. Мне посоветовали «Арт-Райз», я эту студию не знала даже. А оказалось, что это очень даже интересный современный проект в Рязани. Я очень рада, что наш город так развивается. Спасибо тем людям, которые не бегут отсюда, а вкладываются. Вот и мне хочется вложиться, создать какой-то обмен энергиями и флюидами. Посмотрим, что из этого получится... Надеюсь, что я еще не раз дам здесь мастер-класс, может быть даже более долгий, привезу сюда мои спектакли. Приглашу наших хореографов во Францию, посмотрим!

А какие направления танца Вам интересны, какие считаете, недостаточно развиты как в стране, так и, в частности, в нашем городе, а какие прямо наоборот, очень популярны и востребованы?

— Я — специалист по современной хореографии, по контемпорари, как у нас говорят. Это направление очень развито сейчас, но, по-моему, в России и в Европе понимание этого термина немного разное. В России — это именно танцевальное направление с определенным набором движений и трюков, в Европе же — это скорее мировоззрение, отражающее современную реальность, которое может включать в себя абсолютно разные направления от неоклассики до хип-хопа, тверка, вогинга — все это можно сейчас встретить в спектаклях современного танца. Это-то мне и интересно, создавать спектакли современного танца — значит иметь очень большую палитру действий.

Значит, в этом и различия между «танцевальным менталитетом» в России и там, «на западе»? Здесь все более четко разграничено?

— С одной стороны, да. А с другой, танцоры у нас более разноплановые. И никто на тебя косо не посмотрит, если ты танцуешь контемп, а в свободное время стрип-пластику. А там я даже в резюме не пишу, что когда-то танцевала в клубах. Но теперь все меняется, и хореографы и танцоры становятся более открытыми. И я спокойно рассказываю о своем паркуре.

Какие методы стараетесь применять в обучении и на какие цели ориентируетесь?

— Я за новаторскую педагогику, я ничему не учу, просто открываю двери, как говорит один мой знакомый хореограф. Мне очень нравится выражение Жака Рансьера «невежественный педагог», по названию его книги. Один педагог был вынужден преподавать в стране, на языке которой он не разговаривал, он решил просто дать студентам два текста — один на своем родном языке, а другой — на языке студентов. И студенты, сравнивая два текста, постепенно выучили язык преподавателя. То есть, получается, что преподаватель научил студентов тому, чего сам не знал.

А цель у меня такая — чтобы все получили удовольствие и почувствовали связь с космосом.

Есть ли у Вас творческая цель-мечта?

— Их очень много! Новые спектакли, участие в новых интересных проектах. А самое главное — хочу привезти в Россию мой спектакль «Зона». Может быть, когда-то закончу свою диссертацию о партисипаторном искусстве танца...

Расскажите о каких-то достижениях, возможно, интересных случаях из жизни, связанных с Вашей деятельностью?

— Достижения? Ну я уже обо всем вам рассказала, по-моему. А интересные случаи, их так много было, приходите ко мне на мастер-класс в новогодние праздники 2,3,4 января в Арт-Райзе, я вам все расскажу!)).

Мастер-классы по современной хореографии состоятся в Рязани 2,3,4 января в ТРЦ «Премьер» ( Московское шоссе, 21), зона «Фанки Таун». Запись на мастер-классы в группе в социальной сети ВКонтакте vk.com/contemporarydanceryazan.