СТАТЬИ

Нужно быть честным с самим собой и с музыкой

Айлен Притчин •  24 января 2018

2 февраля 2018 года на сцене концертного зала Рязанской областной филармонии в сопровождении губернаторского симфонического оркестра (художественный руководитель и главный дирижёр Сергей Оселков) выступит лауреат международных конкурсов Айлен Притчин (скрипка). Концерт пройдёт в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны».

Выпускник Московской государственной консерватории, Айлен Притчин по праву считается одним из ярких имён в мире отечественного искусства. Несмотря на юный возраст, в его творческом «багаже» — победы на престижных музыкальных конкурсах, сотрудничество с известными дирижёрами и оркестрами, участие в крупных музыкальных проектах в России и за рубежом.

Вы родились в Ленинграде, но большая часть вашей жизни связана с Москвой. Пришлось ли Вам столкнутьсяс какими-то трудностями, в том числе бытового плана при переезде, было ли решение учиться в Москвесемейным решением, поддержали ли Вас близкие и не скучаете ли сейчас по Северной столице?

— Я провёл мои первые 18 лет в Петербурге и очень счастлив,что связан с этим удивительным городом. Конечно, послепереезда в Москву было непривычно жить в общежитии и самостоятельно решать разные бытовые проблемы. Сдругой стороны, студенческая жизнь была очень интересна, и я никогда не жалел о том, что не остался тогда учиться вПетербурге. Хотя это не значит, что я полюбил Москву: когда я гуляю по Фонтанке или по Невскому, я чувствую себятак, как будто вернулся домой.

У каждого человека в жизни были или есть люди, которые во многом повлияли на его судьбу. Каких людей высчитаете таковыми в своей жизни. И есть ли у вас моменты, которые вы могли бы назвать этапными в своейкарьере?

— Думаю, что в первую очередь я должен назвать моих учителей- это Елена Ивановна Зайцева, у которой я учился в Петербурге, и Эдуард Давидович Грач, который был моим наставником в Московской консерватории. Это люди, укоторых можно было научиться не только основам скрипичной игры, но и чему-то гораздо большему. Простоневозможно забыть, с какой самоотдачей они учили студентов.

Вы выступали в Рязани в сопровождении губернаторского симфонического оркестра в 2014 году. Чем былиотмечены прошедшие три года в вашей творческой жизни?

— Последние три года были достаточно насыщенными: после первой премии на конкурсе Лонг-Тибо в Париже было сыграно много концертов и сделано несколько записей, буквально пару недель назад «Мелодия» выпустила диск, гдемы с Юрой Фавориным, замечательным пианистом, играем скрипичные произведения Прокофьева. Два другихальбома были записаны с замечательными музыкантами Лукасом Генюшасом и Александром Бузловым.

В Рязани Вы выступаете не в первый раз и вновь станете гостем абонемента «Академия», предполагающемисполнение шедевров отечественных и зарубежных композиторов. Каковы ваши личные музыкальныепредпочтения? Музыка какой эпохи вам ближе?

— Это очень трудный вопрос: потому что мне нравятся сочинения совершенно разных эпох, жанров и стилей. Каждыйкомпозитор пишет музыку на каком-то своём языке, языке со своей грамматикой, со своими правилами. Я убеждён,что невозможно по-настоящему понять и оценить произведение искусства, не научившись чувствовать законы, покоторым оно было создано. Иногда это непросто: некоторые сочинения настолько «требовательны», что требуютсямесяцы, чтобы ноты приобрели смысл. Когда это происходит, тогда начинаешь понимать внутреннюю логику икрасоту произведения и оно уже становится «своим». После этого его уже трудно не полюбить!

Что касается концерта Брамса, который мы исполним в этот раз, то это одно из тех произведений, которые можноучить всю жизнь. Каждый раз, открывая партитуру, находишь новые детали, новые подробности, новые возможности.Играть концерт Брамса — это всегда большая радость.

Часто ли вы бываете довольны своими выступлениями или внутренне критикуете себя после концерта?

— Разумеется, очень редко бывают однозначно хорошие или неудачные выступления. Конечно, я рад, когда получилосьчто-то задуманное, стараюсь исправить то, что не удалось. Мне кажется, самое главное, когда анализируешь своюигру, — быть предельно честным с самим собой и с музыкой...

Источник: пресс-служба Рязанской областной филармонии